Интервью с Мастером Дивья йоги: без работы сердцем йога пуста

11 февраль 2011, 21:15

Интервью с Мастером Дивья йоги: без работы сердцем йога пуста

Шаши Ранджан — директор крупной киевской фармацевтической компании, индус и Мастер Дивья йоги. Он ведет свои уроки с закрытыми глазами, потому что видит учеников… сердцем. Ясновидение — главное, что интересовало меня в Шаши, когда мы встретились. Все его советы — о медитации, о практике йоги с сердцем, я пропустила мимо ушей. И только теперь, когда они сами вошли в мою жизнь, я наткнулась на запись нашей беседы и поняла, что пытался сказать мне Учитель.

Что такое Дивья йога

— Способность видеть чакры и энергию у Вас от рождения, или это развивает Дивья йога, которую вы преподаете?
— Это пришло после 10 лет практики. Если вы занимаетесь со мной, у вас развивается то, что развито у меня. Но не всем нравится развивать сердце. Это бывает больно. Ты смотришь на человека и начинаешь видеть очень много. Иногда человек обманывает тебя, а ты всё видишь, и от этого больно. У меня были ученики, которые сказали: «Шаши, я не хочу дальше развивать это».

— Так что же такое Дивья йога?
— Это Раджа йога (царская йога, йога ума – авт.), настоящая индийская йога — практика, которая целиком направлена на духовный прогресс человека. Большинству людей (90 %) это не интересно, поэтому на моих уроках остаются только те, кому это действительно нужно.

— Как Вы определяете порядок упражнений, которые нужно делать группе?
— Как бы это объяснить... Вот я пришел и сел в машину. Мне нужно приехать в йога-студию. Я еду, а по дороге встречается затор, и я выбираю, как его объехать, чтобы побыстрее быть на месте. Так и с учениками. Когда я прихожу в группу, я смотрю на людей и вижу сразу, кто на каком уровне находится. У меня есть цель — чтобы люди, которые пришли на занятие, могли потом сами медитировать. Если им что-то мешает, нужно делать асаны. Иногда есть люди, которые сильно мешают другим двигаться, но я не могу их оставить. Я должен всех взять, и всех привести к цели.

Почему важно практиковать йогу с Учителем

— Почему вы не ездите с семинарами, не учите людей в других городах?
— Зачем? Они же не смогут практиковать дальше, когда я уеду…

— Опасно ли практиковать йогу без учителя?
— Опасно. Можно много изменить в своем теле того, что менять не надо. Женщине нельзя «включать» некоторые чакры, которые у нее не должны работать (имеются в виду не основные семь чакр, - ред.). Если они начинают работать, женщина становится мужчиной. Гормоны у нее становятся другие, желания другие. Если что-то не получается, она начинает действовать силой — женщина не должна бы такой, но упражнения могут ее такой сделать.

Есть чакры, которые, наоборот, нужно включать всем. Если взять энергию в Муладхара чакре (область промежности, – ред.), и просто так поднять наверх, напрямую, человек будет дураком, потому что эта энергия не чистая. Нужно, чтобы работали чакры, которые эту энергию очистят.
Есть нижние чакры, которые не нужно включать никому. Они работают только у животных и у убийц, у тех, кто ведет нечеловеческую жизнь. Если заставить работать эти чакры, энергия пойдет вниз, и будет много проблем.

— Значит, есть запретные упражнения, рождающие агрессию? Какие?
— Я не скажу вам, потому что кто-то может специально их использовать. И еще потому, что здесь, на Западе, именно этими асанами преподаватели привлекают к себе — они дают силу. Вы все их делаете. Я могу вам только показать, какие асаны нужно делать. Если же вы практикуете сами — выполняйте Сурья-Намаскар.

— Для чего же вообще существуют «агрессивные» асаны?
— Они нужны воинам. А обычным людям, асаны нужны только для того, чтобы выровнять энергии в теле, достичь состояния медитации — Дхьян, а потом — Самадхи…

Почему важно медитировать

— Как вы медитируете?
— Один час утром — чтобы удерживать это состояние весь день, и один час перед сном. Так сознание переходит в состояние медитации и пребывает там всю ночь. Это помогает пребывать в медитации все время.

— Какую медитацию Вы считаете наиболее действенной?
— У меня техника медитации на сердце. Закрываешь глаза и говоришь: «В сердце – божественный свет». И дальше техника работает. Я раньше медитировал на Аджня чакре, но она духовного человека не развивает — только Анахата. Это есть то место, где живет высшая сила, которая создала всю Вселенную. Чтобы быть с ней в контакте, нужно медитировать здесь. Когда ты здесь (показывает на сердце, - авт.) медитируешь, отсюда выходит Любовь, и нет силы на Земле, которая могла бы ей отказать. Без этого — без работы с сердцем, вся йога — пустая.

Эти слова Шаши я тогда не поняла. Спустя год, встретив еще нескольких учителей, которые разбудили мое сердце, я поняла, что вся моя практика йоги до сих пор была лишь физкультурой с сильным психотронным эффектом. Только теперь мне стало понятно, что значили слова «Развивать сердце больно, и пережить это трудно». Когда человек смотрит сердцем, как Шаши, и он больше не делит людей на «хороших» и «плохих», но принимает всех — со всеми их несчастьями и пороками, даже если это больно. Вскоре, я надеюсь снова встретиться с Шаши Ранджаном, ведь уже тогда, сидя в одном из киевских Кофехаусов, я понимала, что вовсе не работа привела меня туда, но искреннее желание поучиться у человека, который умеет видеть сердцем там, где я только таращу глаза…