К высшим ступеням йоги «логично и естественно». Интервью с Евгением Седых

2 февраль 2015, 08:23

К высшим ступеням йоги «логично и естественно». Интервью с Евгением Седых

В.: Как ты начал заниматься йогой? Как развивалась твоя практика? Это всегда интересно послушать от преподавателя.

О.: Моя практика началась с дзэн-буддийской медитации в 2006 году. Получив необходимую информацию, я стал ежедневно заниматься. Поначалу было очень сложно и с точки зрения «физики» (занимался в Падмасане, но долго сидеть в ней было невозможно) и с точки зрения ума (блуждание мыслей). Параллельно изучал различные направления психологии и эзотерические системы. Естественно, все опробовал на себе. Было много разных экспериментов и с питанием, и с режимом жизни, и с системами практик. Опробовав многие крайности, пришёл к сбалансированному состоянию и ритму жизни.

В: Евгений, насколько я понимаю, ты до известной степени «специализируешься» на преподавании сложных асан, и сам не прочь освоить что-то новое и запредельно сложное. Насколько это верно сейчас? И как так получилось, что тебе это стало интересно? Что подтолкнуло развиваться в этом направлении?

О: Сейчас иначе. В моём преподавании есть четкая система. Сначала человек проходит вводный курс, где подробно разбираются механизмы практики йоги с точки зрения анатомии, физиологии и психологии. Отработка идёт на более простых формах-асанах + разбираются дыхательные упражнения и навыки работы с вниманием. Это фундамент и база, дальше в основной группе идёт углубление изученного. И тут уже добавляются более сложные асаны. Например, полумесяц (Ардха Чандрасана), Васиштхасана и другие. Но все дело в том, что, пройдя вводный курс, человек уже умеет расслабляться и применяет этот принцип в сложных асанах, после чего они перестают быть таковыми :)

Сложные асаны только так называются: на определённом уровне практикующий получает к ним доступ и это выглядит вполне логично и естественно. У кого-то это происходит быстрее, у кого-то медленнее. В любом случае, при серьёзном подходе стоит рассчитывать на практику в течении ВСЕЙ жизни, но с учётом цитаты из Бхагават-Гиты — «Не жизнь для йоги, а йога для жизни!»

В.: Как ты занимаешься йогой сейчас? По сколько, как, и как это соотносится с преподаванием, есть ли время на личную практику?

О.: Сейчас для меня практика перестала быть чем-то отдельным от остальной жизни. Наблюдение за потоком мыслей и реакциями стало привычным занятием. А упражнения на коврике приводят меня в состояние целостности и помогают мне сохранять правильные параметры системы «тело-разум» в любой жизненной ситуации.

В.: Ты занимаешься музыкой. Расскажи немного о том, что ты делаешь. Есть ли какая-то взаимосвязь между йогой и твоими музыкальными занятиями?

О.: Да, занимаюсь на барабанах, играю на бас-гитаре и электрогитаре и записываю музыку. Занятия музыкой — это такая же практика, требующая самоотдачи и трудолюбия в попытке приблизиться к совершенству — которое, естественно, недостижимо: важен сам путь. Во время занятий музыкой происходит проработка и приобретение различных качеств, например, развивается терпение, внимательность, спокойствие, уверенность и многое другое. На мой взгляд, без этих качеств дальнейшее занятие музыкой невозможно, поэтому профессионалов не так много, а гениев ещё меньше.

В.: Евгений, многие из тех, кто начинает, да и продолжает заниматься йогой, не могут сесть на «шпагат». Я так понимаю, что ты не просто освоил его, но и выработал некую стратегию, как быстро научить человека в него садиться. Поделись, пожалуйста, своими секретными наработками!)

О.: Какой бы быстрой не была стратегия, всё равно у каждого свой темп раскрытия любой асаны, шпагат не исключение.

Вот простая рабочая схема:

  1. Делая шпагат, нужно почувствовать, какие мышцы зажаты (те, которые болят).
  2. Далее их нужно расслабить (самомассаж и т.п.).
  3. После расслабления снова сделать шпагат и повторить шаг 1 и 2.

И дальше повторять всю эту схему, пока шпагат полностью не раскроется. Из наблюдения за людьми, на это уходит от одного часа до нескольких лет.

В.: Может быть, ты также дашь какие-то общие советы, как осваивать другие сложные асаны. Многие позы, такие как «Скорпион», «Поза саранчи», стойки на руках и даже на голове вызывают у большинства занимающихся проблемы. При этом практика как бы не ощущается полной.

О.: Вопрос в том, зачем их осваивать? Часто замечал, что желание освоить эти асаны исходит от «эго». Это похоже на желание, навязанное обществом потребления . Например, человек сильно озабочен тем, что хочет новый айфон, а теперь вместо него модно хотеть стоять на голове и сидеть в позе лотоса. В таком случае стоит успокоиться и переключиться на более сущностные вопросы, например, «зачем мы живём?».

А общий совет, если есть желание осваивать такие асаны, то лучше всего делать это на индивидуальных занятиях. Поскольку есть противопоказания и высокая опасность получить травмы. А при индивидуальных занятиях можно подобрать стратегию безопасного «захода» в такие асаны с учётом индивидуальных способностей.

В.: Что для тебя вообще работа в асане? Каких целей ты достигаешь с помощью хатха-йоги?

О.: Первоначально асаны развивают физическое тело. Если есть какие-то дисфункции позвоночника/внутренних органов, то лучше начать заниматься йога-терапией. К сожалению, на групповых занятиях сложно учитывать всю многообразную палитру психофизического состояния практикующего. Для хорошего жизненного «прорыва» необходимо расслабить напряженные участки и активировать переторможенные, но дело в том, что у каждого человека такие участки свои. Поэтому самое эффективное — это заниматься индивидуально, причем не только с телом, но и с сознанием. Тогда, как показывает опыт, прогресс происходит во много раз быстрее. Это системно-комплексный подход, которого я придерживаюсь сейчас.

На групповых практиках делаю акцент на работу с состоянием сознания, где асаны выполняют роль «сосуда», который создаёт форму для успокоения ума и очищения психики от конфликтов.

В.: Как ты видишь развитие современной йоги здесь, на Западе — ведь к нам йога приходит в основном с Запада, а не напрямую с Востока?

О.: Развитие йоги как метода вижу в интеграции её с психологией, к чему сам прикладываю усилия. Уже получилось создать цельную систему трансформации тела и сознания, которая объединяет психологию и йогу. Пройдя которую, люди получают конкретные результаты по конкретным запросам. Общее название такого курса — «Практическая Нейро-Психология». Ближайший курс стартует в феврале 2015 года в Московской школе йоги (м. Чистые пруды).

В.: Твоя стратегия преподавания йоги. Чем твой стиль отличается от других преподавателей? Я немного пообщался с твоими учениками на выездном семинаре в Непале, и заметил, что у тебя занимаются довольно необычные люди, условно говоря — люди, заметно обуздавшие ум, так ли это?

О.: Конечно так! Основное отличие моего стиля в том, что на занятиях мы как раз и занимаемся успокоением ума. Практика медитативная. Происходит диалог и коммуникация со своим телом и мыслями. Через такие занятия можно решить многие психосоматические, психологические проблемы + освоить комплекс асан, который гармонично развивает и оздоравливает тело.

В.: Насколько я понимаю, ты собираешься в какой-то степени сократить проведение зарубежных семинаров и сделать акцент на загородных мероприятиях в Подмосковье? Думаю, то может быть интересно нашим читателям. Твои личные йоговские и преподавательские планы?

О.: По поводу зарубежных семинаров будет видно позже. В январе 2015 поеду в Таиланд. Летом планирую выездные семинары на Йога-дачу в Переславле-Залесском.

Сейчас все больше приходят мысли исследовать территорию России, где множество таинственных «мест силы», поэтому планирую изучить Алтай, Байкал, дольмены Краснодарского края. Возможно, будут выездные семинары в этих направлениях, что будет удобнее во многих смыслах.