Знаток йоги д-р Вагиш Шастри: «Я показываю путь Кундалини» (часть 1)

13 июнь 2012, 12:30

Знаток йоги д-р Вагиш Шастри: «Я показываю путь Кундалини» (часть 1)

Д-р Шастри подготовил уже как минимум одно поколение профессоров, ученых и преподавателей йоги: среди них такие личности, как йогирадж д-р Ракеш Пандей, а также известная своей благотворительностью и целительской деятельностью йогиня Смрити Чакраварти (с ней мы недавно публиковали интервью), и хорошо знакомый западному сообществу в Варанаси глубокий знаток кашмирского шиваизма и санскрита, харизматичный тантрик Марк Дичковски. Доктор Вагиш Шастри подготовил и инициировал и нескольких российских учеников, которые успешно преподают йогу в нашей стране.
Привожу запись нашей беседы.

А.С.: Доктор Шастри, расскажите немного о себе.
Д-р Вагиш Шастри: На протяжении 37 лет я был профессором (а затем и директором) Научно-исследовательского института индологии (Сампурнанд, Варанаси — А.С.). Я подготовил целое поколение — не студентов, а уже профессоров! Сейчас я отошел от дел. Знание санскрита объединяет в себе знание всех наук. Поэтому, несмотря на то, что сейчас появилось множество преподавателей йоги, я все-таки стою особняком. Вы спросили, учил ли Мадонну, да, это так. Но, кроме того, у меня ученики-профессора по всей Германии, в Польше, и конечно здесь, в Варанаси.

А.С.: Вы называете свою систему практики йоги «Ваг-йогой», и утверждаете, что это слово обозначает работу с энергией Кундалини. Откуда возникло это слово — «Ваг-йога»?

Д-р Вагиш Шастри: Это очень древний термин. Слово «Кундалини» появляется в письменных источниках сравнительно недавно — между IV и V веками после Р.Х. По сравнению с ним, слово «Ваг-йога» очень древнее — оно встречается еще в ведических текстах! На самом деле, «ваг» значит «речь». Самая тонкая форма речи — Бог. Речь — это Бог. Существует пять уровней речи, пять типов звука. Звук, происходящий от удара или трения — например, звук, который производит речевой аппарат человека, звук произнесенного слова — самый грубый из них. Звуки первого, самого грубого уровня — это слова, они порождают любовь, ненависть, конфликты, войны. Следующий уровень звука — более тонкий звук, хотя и он вызван трением (ударением); это когда, например, кто-то поет мантру, предположим, «Харе Кришна», часами напролет. Он находит в этом блаженство, экстаз. Когда этот человек устает повторять мантру вслух, он берет четки и начинает повторять мантру про себя — это и есть второй уровень, более тонкий — и более мощный! Третий уровень — звук, вообще не рождающийся от трения — это звук, рождающийся в сердце. Четвертый уровень звука — божественный. И пятый, самый утонченный — звук сверхсознания. Его можно называть по-разному: Бог, Аллах, Будда, Вишну, Шива… Можно дать ему любое имя — имена появились уже позднее. «Вишну» значит «вездесущий», «Шива» значит «спящий во всех живых существах»...

Мы должны предпринять путешествие от грубого к тонкому, подняться к самому высокому, выйти на самый последний уровень. Наше тело — тоже символ, как и имена Бога — поистине космический символ! Через наше тело мы можем получить доступ куда угодно, найти все что угодно. Луна — в нашем левом глазу, Солнце — в правом. Все боги, все божества — внутри нашего тела. Поэтому если человек много практиковал йогу в прошлых жизнях, это путешествие будет коротким и легким, вы быстро найдете то, что искали. А те, кто мало практиковал в прошлом, вынуждены будут пройти весь путь от начала до конца: от грубого к тонкому, от «грязи» до «князя». Удержание специфических положений тела — работа с элементом Земли, затем дыхательные упражнения — пранаямы. Эти два направления мы называем «Хатха-йога», это грубая часть.

В моей системе «энергетической йоги» все упражнения сводятся в конечному итоге к тому, что вы слушаете звук и медитируете на него. Если этого нет, ваши асаны — просто физические упражнения: видели девушек-гимнасток в цирке? А вот если вы используете энергию и звук мантры, тогда то, что вы делаете, действительно можно назвать асанами, йогическими позами. Поэтому я учу практикам «энергетической йоги» с самого начала. Я учу, как слушать и как наблюдать каждую позу. Я выбрал 25 асан из 84, выбрал самые мощные. Они делятся на четыре типа: позы сидя, позы стоя, позы на животе и на спине. После этого я учу пранаяме, семи типам пранаямы. Я объясняю ученикам разные виды пран, и объясняю, как они действуют в нашем теле. Я объясняю, в том числе, значение слова «аяма» — вот как без знания санскрита можно это понять?!

А потом я загадываю своему студенту загадку: ты смотришь на один мелок (во время своих занятий Гуруджи часто пишет и чертит схемы на доске — А.С.) двумя глазами, почему бы не смотреть двумя глазами на два мелка? Или может быть, тебе нужен только один глаз? Зачем два глаза, чтобы смотреть на один предмет? Зачем тебе два уха чтобы слушать один звук? Две ноздри, чтобы обонять один аромат? А с другой стороны, вот ты разговариваешь и пробуешь вкусы одним языком: почему же у тебя не два языка? Два действия: говорить — и пробовать пищу на вкус; из них первое более важное, потому что оно нужно в социуме. Почему же у каждого из нас не по два языка? Наука о пранаяме утверждает: наше тело поделено на две части, а позвоночник их соединяет. Левый глаз относится к Луне, правый –— к Солнцу. Позвоночник, спина — это Огонь. Поэтому в нашем теле три основные энергии.

Когда, практикуя пранаяму, мы глубоко вдыхаем, лунная энергия погружается вниз и оказывается рядом с энергией Кундалини, и также солнечная энергия… У нас есть техники, как связать эти две энергии, как соединить их в Огне, так чтобы они начали движение вверх. Тогда происходит подъем Кундалини. Наша основная задача — пробудить энергию, накопить энергию в нашем вместилище Кундалини, сохранять и распределять по телу эту энергию. Не быстро, медленно! Наконец, она достигает Третьего глаза. Она открывает Каруна-чакру (показывает на ухо — А.С.). Когда она открывается, мантра может проникнуть внутрь, иначе это невозможно. Это секретная техника. Когда Каруна-чакра ученика открыта, я произношу мантру, и она входит в него, начинает работать внутри него. При этом ученик испытывает самые разные переживания: я получаю письма со всего мира, описывающие необычные опыты моих студентов.

Я обучаю повторению мантр совместно с практикой пранаямы: мы используем эти две техники вместе. Существует три типа пранаям, которые способны «взбивать» энергию так, как взбивают молоко, чтобы получить масло. Если вы взбиваете молоко, вы получаете масло, но если вы взбиваете прану с помощью мантры — вы получаете энергию. Это можно назвать Тантрой, потому что это практическое знание, это «энергетическая йога», не физическая йога, которой учат другие преподаватели. Тантрическое знание передается благодаря Гуру — человеку, обладающему могуществом, человеку, который способен трансформировать энергию своего ученика. Гуру обладает силой Шактипата — он может передавать энергию. Благодаря энергии Гуру, ученик претерпевает трансформацию, а иначе это произойти никак не может. Энергия Тантры — в Гуру, а хатха-йоге можно учиться у кого угодно.

Продолжение следует.