Дэва Премал, Митен и Мануз научили московских йогов петь мантры

24 май 2011, 08:58

Дэва Премал, Митен и Мануз научили московских йогов петь мантры

В Москве состоялись концерт и уникальный мастер-класс Дэвы Премал, Митена, знаменитых на весь мир исполнителей мантр и музыки для медитаций. Их диски используются едва ли не в каждом зале йоги и бьют рекорды популярности по всему миру. На концерт, к сожалению, не попала, но с удовольствием расскажу про мастер-класс.

Дэва, Митен и Мануз — прямые ученики Ошо. И, как вы понимаете, урок, который они нам дали, был не уроком пения, но медитацией. Пусть краткое описание этого мастер-класса послужит руководством к вашим самостоятельным вокально-медитативным сессиям:)

Подготовка к медитации

Мы встали, закрыли глаза, расслабились, ощутили стопами Землю и минут пять качественно тряслись, стряхивая все зажимы и остатки стеснения. Пение начали со священного слога «Аум». С вдохом поднимали руки к небу. Пропевая звуки, постепенно опускали ладони сначала к животу — источнику энергии, затем к сердцу — источнику любви.

Мантра несет заряд энергии

Каждую мантру Дэва и Митен переводили объясняли. Митен рассказал и о самой сути пения мантр: «Мантра — это не просто слово, это сочетание священных звуков, каждый из которых несет мощный заряд энергии. При переводе большая часть этого заряда теряется, поэтому переводить мантры бессмысленно. Когда мы поем мантру, мы настраиваемся на определенную волну. Вот и сейчас, мы с вами сонастраиваемся, вы же чувствуете?»

Сонастройка

Самыми действенными средствами сонастройки мне показались суфийские танцы, которые нам показали Дэва и Мануз. С мантрой «Шимаян», что означает  «Любовь» на одном из африканских языков, мы кланялись первому встречному, глядя в глаза, затем переходили к следующему «встречному». Формально ничего сложного: смотри себе в глаза человеку и улыбайся. На деле же, совсем непросто сделать это искренне, полностью принять человека, даже если его улыбка кажется неискренней, а внешность непривлекательной. Это «упражнение» перемешало аудиторию и за несколько минут сделало всех нас гораздо ближе.

Ежедневная практика

Пояснения и наставления о пении мантр в основном давал Митен: «Я всегда чувствовал, что жизнь нужна для того, чтобы праздновать, — рассказывает он. — Даже если трудно, где-то глубоко есть пространство свободы, в которое мы можем войти посредством медитации. Ошо говорил, что музыка может быть проводником туда. При этом вы не нуждаетесь в нас. Вы можете петь мантры сами. Один из наших последних дисков — «Мантры для трудных времен». Вы можете просто ставить его каждое утро или вечер и подпевать. Попробуйте делать это в течение 40 дней, хотя бы 21 день — и вы увидите, как ваша жизнь изменится. Вы будете радостно целовать даже своего начальника!».

Кто на самом деле чувствует музыку?

Чтобы показать, как надо чувствовать музыку, Митен рассказал одну из притч Ошо: «Жил в лесу музыкант-отшельник. По всей округе о нем ходили легенды. Правитель долго упрашивал его сыграть в деревне, но тот отказывался, говоря, что его музыку никто не сможет понять. Правитель просил многократно, и однажды музыкант согласился. «Одно условие, — сказал он, — каждого, кто во время игры шевельнется, возьмут под стражу, а потом отрубят голову». Правитель удивился, но согласился. И вот, музыкант пришел в деревню. Все жители собрались на площади в ожидании и страхе. Долго они сидели неподвижно, пока какой-то смельчак не стал танцевать. За ним — другой, третий... Все больше и больше танцующих людей забирала стража. Когда музыкант замолк, правитель спросил: «Отрубить им головы прямо сейчас?», «Нет! Только эти люди и умеют чувствовать музыку. Теперь я буду играть только для них!».

Об ощущениях

Я не сторонник описывать внутренние ощущения, чтобы не навязывать их другим. Скажу лишь, что меня проняло. Здесь не было «выступающих» и «зрителей», несмотря на то, что Дэва, Митен и Мануз играли и пели в центре круга. Было пространство, которе пело. Была общая музыка, даже общая импровизация. Практически сразу возникло то ощущение единения, которое обычно рождается на ретритах, когда группа людей долго выполняет вместе какие-либо духовные практики. Это чувствовали все, по каждому это было видно. Ближе к завершению между мантрами сами собой стали образовываться длинные паузы. Никто не хотел нарушить тишину и прерывать поток новых ощущений.

В завершение

Действие закончилось традиционно — пением мантры «Ом». После мастер-класса на Дэве гроздьями повисли желающие с нею обняться. И, несмотря на то, что это отняло много времени, ни один не остался без объятий. Дэва раздала все цветы, что ей подарили, и посоветовала не терять ощущение медитации, поддерживать его, устраивая сатсанги: «Во многих местах, где мы побывали, потом сформировались группы исполнителей, и теперь люди регулярно собираются, чтобы снова войти в это удивительное состояние при помощи музыки и мантр».

В одном из ближайших постов читайте интервью Хануман.ру с Дэвой Премал.