Для чего нужны преподаватели йоги?

20 март 2014, 11:25

Для чего нужны преподаватели йоги?

В наши дни в России йога не только вышла из подполья, в котором она прозябала при советской власти, но и расцвета пышным цветом. Появились собственные «звездные» преподаватели, известные на мировом уровне. Нередко в Москву, Петербург и другие города приезжают с матер-классами знаменитые западные учителя. Организуются йога-фестивали и йога-туры. А кто-то ездит в Индию учиться у тамошних специалистов, носителей аутентичных традиций (Парампар). При этом, йога у нас сильно коммерциализирована (как и в США, и в Европе), и фактически превратилась в умеренно доходный бизнес.

То есть, налицо — с одной стороны, наличие коммерческой составляющей во всем этом, а с другой — нетрудно убедиться, почитав оригинальные трактаты по йоге, что цели этой науки исключительно духовные, и оказывать услуги по их достижению за деньги даже как бы неэтично. Эту непростую парадоксальную ситуацию каждый преподаватель решает сам. Один вовсю штампует «обучающие» DVD (хотя довольно очевидно, что «под запись» йоге не учатся), другой по три раза в неделю набирает 30-40 человек на занятие, третьи проводят выездные йога-семинар. А кто-то тихо сидит на своей даче, или в Крыму, или на Кавказе, и практикует, не известный никем, кроме близкого круга знакомых. Другие вообще уехали на Восток ретрититься и получать знания, или делать личную садхану в местах Силы, и встретить такого преподавателя непросто. Как же выбрать «своего» инструктора по йоге? И вообще, нужны ли они? Если можно взять книгу, диск, посетить 1-2 семинара — и запомнить, как делать ту или иную технику, а потом пытаться повторить это дома?

  • Редкому преподавателю удается совмещать серьезный подход к личной практике с регулярным проведением коллективных занятий. Но с точки зрения учеников, посещающих эти занятия, и с помощью материальной поддержки укрепляющих преподавателя в желании преподавать, это не важно. Это логично. Ходить надо к тому, кто готов уделять вам время и силы. А не искать какого-то заоблачного Гуру — кто гарантирует, что он вообще станет с вами говорить? Продвинутому йогу, который сидит в пещере (в прямом или в переносном смысле), вы — со своей энергетикой и своим уровнем сознания и своими иллюзиями — не нужны, неважно сколько денег вы можете предложить — скорее всего, к такому человеку просто не попасть. Либо он даже позволит вам приблизиться, но не скажет ничего практически, по вашему мнению, ценного в вашей текущей ситуации. Так что вопрос не в том, «кто более продвинутый». Вопрос соответствия уровня преподавателя и вашего текущего уровня подготовки (реализации).
  • Преподаватель — это, фактически, вы через 5-10 лет упорной практики. Поэтому сразу посмотрите на него (нее), и решите — хотите ли вы быть на него (нее) похожими. Если нет — это не ваш «Йидам», не ваш шаблон. Преподаватель не может научить только тому, что знает и практикует сам — поэтому чем больше вы с ним будете заниматься, тем больше будете на него похожими.
  • Преподаватель имеет опыт достижения успеха в различных техниках, а также опыт ошибок — неверного выполнения. Поэтому он (она) может подсказать нюансы выполнения практик, и оценить правильность того, что вы делаете. В йоге всегда практикуется индивидуальный подход, т.к. у всех у нас разное тело (отсюда разная работа в асанах) и разные возможности легких (отсюда разная работа в пранаямах), и тем более — разное состояние ума (поэтому у одних людей получается одна медитация, а у других- другая). Преподаватель наверняка знает гораздо больше техник, чем тот набор, который дает на занятии или даже в рамках месяца\курса. Поэтому преподаватель может подобрать вам индивидуально именно те упражнения, которые нужны вам на данном этапе.
  • Преподаватель — в каком-то смысле именно «тренер», который мотивирует вас заниматься. Бывают дни, когда ну не хочется идти на йогу, а даже придя в зал, у вас словно нет сил заниматься. Потом это проходит, как говорил Б.К.С. Айенгар, «главное — встать на коврик». Преподаватель — тот, кто мотивирует вас встать на коврик, и начать двигаться — а дальше уже энергия асан и пранаям делает свое дело, и занятие происходит. В конце, именно преподаватель похвалит вас, закрепляя полученный опыт самодисциплины. Это может показаться какой-то муштрой, но многим людям (которым сложно заниматься дома), преподаватель по йоге просто необходим!
  • «Бхава», харизма или пассионарность, или закон притяжения. Некоторые преподаватели отличаются тем, что до мозга костей уверены в том, что они делают, как живут, и что преподают — и поэтому буквально «заряжают» других своим «фанатизмом». Это в высшей степени ценное качество. С таким преподавателем у вас даже не возникает вопрос, вставать на коврик или нет — вы уже знаете, что сейчас будете делать все, что он скажет, и даже больше. С такими преподавателями бывает очень быстрый рост, наработка практики (взлет ракеты). При этом, неважно, насколько глубоки и широки познания человека вокруг йоги — будьте уверены: то, что он знает, он в вас заложит. Опасность таких преподавателей лишь в том, что девушки-студентки часто подпадают под их очарование, и зачастую вступают с ними в отношения, которые неизбежно заканчиваются так же быстро, как начались. Если эго преподавателя не подконтрольно, это может стать для него настоящей болезнью, искушением, напастью. Такой человек может долго пребывать в иллюзии того, что он «помогает» женщинам, сам же лишь укреплять свое неведение. Некоторые из таких «шри донжуанов» имеют также материальную выгоду от таких отношений. Важно разделять йогу и личностные отношения с харизматичными преподавателями, иначе драмы, разочарования, горечи обид — не избежать. Если вы не хотите рисковать общаться с таким преподавателем, зная, что он как раз такой, вы, конечно, останетесь в стороне от проблем, но можете многое потерять в плане йоги.
  • Преподаватель йоги — почти всегда мастер какого-то одного метода. Поэтому изучать с ним надо именно то, что он сам практикует, не надо даже интересоваться мнением человека по поводу других направлений, стилей, или персоналий. Нормальная ситуация — в том, что преподаватель Хатха-йоги мало знает о Кундалини-йоге (Йоги Бхаджана), и с недоверием относится к ее эффективности — и наоборот. Электрик и сантехник оба делают дом уютнее, но каждый из них — по-своему, и не разбирается в работе другого! Как не стоит спрашивать у вашего батюшки мнения на тему той или иной мантры или асаны, так же не надо спрашивать йога ни про что, что не относится к сфере его непосредственной практики. Если, конечно, это не признанный духовно реализованный Мастер (уровня Аммы, Муджи и др.), который познал все стороны жизни. В хатха-йоге много разных техник, и человек обычно хватается за какую-то одну, и она ему помогает. При этом он может отрицательно отзывать обо всем остальном. Это не истина в последней инстанции, а скорее налет Майи, остатки Эго человека, нехватка кругозора. Я слышал возмутительные заявления в адрес йоги и медитации от некоторых адептов других систем саморазвития — при этом, это не значит, что они глупцы, просто они видят в своем «коридоре». Точно так же йог может негативно отзываться о какой-то религии или виде спорта — который субъективно «помогает» миллионам других людей.

Три типа преподавателей йоги

Преподавателя йоги можно оценить по трем параметрам (осям координат): знание физиологии йоги тела, логики выполнения физических упражнений; знание эффектов и противопоказаний разных йогических техник; и знание сути, или философии, а также первоисточников, по йоге. Смотря по типу направленности личного развития преподавателя, он может помочь вам добиться тех или иных результатов — но не «прокачать» по всем трем осям одновременно!

  1. Инструктора первого типа можно условно назвать «гимнаст». И правда, он обычно имеет высшее спортивное образование, без видимых усилий гнется во всех направлениях, и если его сильно попросить, свяжется в три узла, при этом не прекращая объяснять, какое сухожилие как работает в данном случае, и под каким углом должна стоять берцовая кость в данной асане. У такого преподавателя можно научиться технично выполнять внешнюю форму поз йоги (асан) — с тем, чтобы избежать травм и мышечных блоков и быстро наработать необходимый мышечный каркас для безопасного выполнения широкого диапазона поз. Гимнаст не станет долго распространяться о том, как эта асана усиливает функцию поджелудочной или шишковидной железы — он покажет, куда подвернуть большой палец, чтобы держать ее полчаса, при этом не вспотев. Эзотерический смысл выполняемого от «гимнаста» обычно ускользает.
  2. Второй тип преподавателя — знаток Аюрведы и йогатерапии. Этот очень ценный тип инструктора можно назвать «доктор» (некоторые из таких преподавателей и являются докторами). Он может помочь решить проблемы с позвоночником, несварением желудка, выправить зрение, избавиться от вредных привычек, очистить организм. «Врач» часто адаптирует асаны под свои нужды, строго говоря уходя от собственно йоги. И не интересуется философией и конечной целью йоги как связки Хатха-Раджа, т.к. решает прикладные, текущие проблемы. Это как реанимация: врачи на скорой помощи не объясняют вам, как надо отжиматься в Дандасане, или что говорил по этому поводу Риши Патанджали — они просто ставят дают разряд, делают искусственное дыхание — и вы снова живете. «Доктор» объяснит, как работают митохондрии в данной пранаяме, но может не заметить, как криво вы при этом держите спину, и не сможет вам внятно объяснить, как именно повальное размножение митохондий в вашей крови поспособствует вашему Просветлению.
  3. Третий тип преподавателя — «философ», это самый потенциальный и одновременно самый опасный тип. Таким людям не нравится, когда их называют «инструкторами», зато втайне радуются, когда ученики за глаза называют их «Гуру джи» или «мастер», или «Учитель». При этом, человек может быть неспособен не то что встать на голову на полчаса, а банально сесть в «лотос». Он может иметь живот, два кредита (или, наоборот, доходных дома в центре Москвы), а также четверых детей от разных женщин, или быть монахом (возможно, даже японским). Все это плещется мельче его уровня — самой глубины океана мудрости. Он не бегает ни за бешеными прибылями с семинаров на сто человек, ни за молоденькими студентками (то и другое приходит, или избегает его, в зависимости от положения планет). Он знает философию йоги, и отлично представляет ее цели — к чему, собственно, все эти практики, куда они могут привести. В идеале, он реализовал уровень Самадхи и Самореализации, или близок к этому. Однако зачастую это просто человек интеллектуального склада, решающий свои интеллектуальные проблемы через интеллект же — говоря языком трактатов, Джняна-йоги. Это одна из самых утонченных йог, к которой готовы единицы даже из тех, кто считает, что готов. И подходит, понятно, не всем. Человек, почувствовавший вкус непосредственного постижения, может вам в открытую заявлять, что асаны и пранаямы и даже медитация — не нужны, и его харизмы может хватить на то, чтобы вас убедить. Вопрос в том, что это может быть истиной для него, но скорее всего не для вас. К такому человеку надо внимательно присмотреться — и либо уйти от него к преподавателю 1 («гимнаст») или 2го типа («доктор») за получением более приземленных знаний, либо принять его как своего личного духовного наставника (Гуру) и следовать его дальнейшим указаниям.