Индийская и Западная йога: два пути.

16 май 2013, 08:13

Индийская и Западная йога: два пути.

Индия — родина йоги, и именно здесь йога еще кое-где сохранилась в своем первоначальном виде. Хотя в последние десятилетия в Индии наметилась интересная «обратная» тенденция к принятию западной «йоги» как коммерчески более выгодной. К сожалению, то, что мы видим у нас, в России, и на Западе (в США и Европе) — а теперь и в крупных йога-центрах Индии в большой степени йогой не является. Это либо физкультура, либо секта — и то и другое далеко от оригинальной традиции йоги как пути гармоничного саморазвития и духовного совершенства. Поэтому обращая взгляд к истоку, сравнивая индийскую и западную йоги, можно понять, какой должна быть истинная йога — сегодня и завтра.

Первое, что бросается в глаза западным йогам, которые приезжают в Индию с Запада — то, как тесно здесь переплетена йога с религией. Несмотря на то, что индийские йоги понимают отличие йоги (как процесса личного преображения через практику) и религии (поклонения перед божествами, которое не всегда является методом конструктивного преображения), все-таки в Индии йога и религия — это одно. На деле, индуизм невозможно отделить от йоги, т.к. если философия йоги, зафиксированная в Упанишадах и др. йогических текстах, и стоит особняком от религии (ср. «Что не видно глазом, чем видны глаза — знай: то и есть Брахман, а не то, что почитают в этом (мире люди)» — Кена Упанишада), то термины йоги насквозь пропитаны индуизмом. Так, каждая чакра человеческого тела имеет не только янтру и мантру, но и Дэвату — «председательствующее» над ней божество, а три Грантхи («узла») которые надо развязать с помощью йоги, имеют имена божеств: Брахма, Вишну и Рудра... Даже пандит — ученый-философ от йоги — с трудом разберет, где в йоге начинается и заканчивается индуизм. Так, например, один человек может почитать Шиву как личностного бога, другой — как безличностное вселенское космическое сознание (совершенно не обожествляя его в религиозном смысле), а третий — как пример подвижничества, историческую личность: полулегендарного первого йогина, который дал изначальный толчок развитию этой науки, и поэтому называется Адинатх — «первый учитель». На практике, такое взаимопроникновение саморазвития и религии дает интересную картину: индийские учителя йоги поют на занятиях мантры, совершают пуджи перед или после урока по йоге, поощряют своих студентов совершать ритуалы поклонения в храмах и паломничества по святым местам индуизма — окончательно сбивая с толку своих западных учеников. Сложно сказать, чего больше приносит обращение западных йогов в индуизм — вреда или пользы, но можно сказать с уверенностью, что без обращения к первоисточникам именно по йоге (Упанишадам, Ведам, Тантрам) слепое принятие индуизма для человека западного склада ума, скорее всего, будет лишь пряным интеллектуальным развлечением, и мало что даст духовному развитию, т.к. способно лишь создавать секты и сектантов.

Второе важное отличие западной йоги от индийский в том, что западная йога — это физкультура для тела, а индийская — гимнастика для ума и кузница духа. Западные йоги отлично совмещают свою практику с фитнесом, бодибилдингом, даже иногда профессиональным спортом — а индийскому йогу все это просто не интересно. На деле, в древние времена йоги занимались самоистязанием, например, стояли по 10 и больше лет на одной ноге или держали одну руку поднятой вверх, что, понятно, не слишком полезно для физического здоровья. Дело в том, что индийские йоги совершенствуют свое тело не как самоцель, а как средство достижения внутреннего совершенства в практике медитации. Фактически, весь обширный арсенал асан йоги делают лишь для того, чтобы тело могло сидеть в медитации один или несколько часов в день без движения, не испытывая при этом дискомфорта.

В этом, пожалуй, самое коренное отличие: западный «йог» отождествляет себя с телом, индийский — с душой. Оба заботятся о теле, но с разной мотивацией, и поэтому, конечно же, достигают разных результатов.

Есть две причины такого различия: первая в том, что западные йоги в большинстве не дают себе труда ознакомиться с философией йоги (изложенной в обширной оригинальной литературе, масса которой, кстати, уже переведена и на английский, и даже на русский язык), и поэтому не имеют представления об истинных целях и методологии йоги. Западный йог в массе бездумно потребляет то, что ему предлагают на коммерческих занятиях — специфический фитнес. Индийский йог понимает цели и последовательность действий, которые составляют костяк йоги (Раджа Аштанга Йога, или «восьмиступенчатая» йога Патанджали — не путать с «Аштанга-виньяса-йогой»), поэтому асаны для него — лишь третья из восьми ступеней, а практике предшествует принятие принципа Ненасилия и других, как указано в кодексах Ямы и Ниямы (выполнение которых является 1-й ступенью йоги).

Наконец, третье важное отличие — это отношение к учителю и традиции. На Западе преподаватель йоги — это не Брахман (Учитель, наставник), а Шудра, т.е. обслуживающий персонал, человек, которого вы нанимаете себе в инструктора. В этой роли нельзя говорить ни об Учителе, ни о традиции (преемственности, Парампаре). Учителя йоги на Западе — никакие не «учителя», они просто инструктора, преподаватели, и не важно, с дипломом или без. Они не являются носителями какой-то определенной традиции, т.к. сами не имели ни Гуру, и поэтому практикуют синтез разных практик и философия их обычно эклектична, зачастую включает элементы индуизма, Агни-йоги, Кастанеды и др. Они зачастую не принадлежат к определенной традиционной (индийской) школе йоги, или же, наоборот, имеют десяток разных посвящений в индуизме, буддизме и оккультизме, что ставит под сомнение их серьезность. Поэтому западные инструктора йоги обычно не обладают благородными качествами характера, не имеют сами и не могут передавать посвящения в мантры, не владеют основами философии йоги и не представляют никакое направление традиционной йоги. Это люди, у которых в лучшем случае можно научиться лишь «гимнастике йогов» (по гениальному определению А. Сидерского). Но, кроме того, многие из них пришли в йогу из спорта или гимнастики, и даже их грубые физические наработки не являются результатом их практики йоги, так что авторитет их сомнителен.

С другой стороны, в наши дни стали появляться преподаватели йоги, получившие настоящие посвящения от индийских учителей, и которые действительно являются носителями той или иной духовной традиции. Из русских адептов стоит, пожалуй, выделить Йоги Матсиендранатха и Свами Вишнудевананда Гири, хотя, безусловно, есть и другие. В оригинальной йогическое литературе неоднократно подчеркивается необходимость найти традиционного Гуру для получения какого-либо серьезного прогресса в йоги как духовной дисциплине, поэтому надо отдать должное истинным традициям и школам. С другой стороны, на пространстве бывшего Союза изголодавшиеся по духовности люди зачастую ударяются в другую крайность — показную религиозность и сектантство, «творят себе кумира» из йогов и не совсем йогов, что опять же создает препятствия для истинного роста.

Подводя итог нашему мини-исследованию, хочу также сказать, что йога изначально никогда не была авторской дисциплиной, и в русле йоги традиция и передача знаний в неизмененной форме — это основа развития. В настоящей йоге действует правило «не меняй йогу, позволь йоге изменить тебя». Поэтому идеи «усовершенствования» йоги, которые весьма популярны на Западе, противоречат самому духу йоги. Отбросив шелуху коммерции и эгоизма тех, кто создает «авторские стили», для реального духовного роста надо практиковать так, как это делали реализованные учителя прошлого, достигшие в йоге совершенства.

Если рассуждать в этом ключе дальше, то вообще странно, как йога смогла прийти на Запад, с его идеями потребления и технического прогресса, однако приходится сделать вывод, что она фактически она и не пришла — то, что у нас здесь продается как разные йога-бренды, фактически на 90% йогой не является и к описанным в йогической литературе результатам (духовная реализация, Просветление, Нирвана) не приводит. Если это вызывает сомнения — достаточно посчитать, сколько на Западе духовно реализованных мастеров, и сколько из их западных учеников хотя бы пробудили Кундалини, не говоря уже о ее дальнейшем подъеме... Если для индийских йогов такие феномены, как Самадхи и Кундалини — инструменты ежедневного саморазвития, то для подавляющего большинства преподавателей и студентов йоги на Западе это пустой звук, что-то за гранью практического применения. Западная йога даже не то, что сошла с пути традиции, она изначально была основана не невежестве и ограниченной информации об истинных целях и методах йоги. Поэтому приходится сделать неутешительный вывод: фактически, в наши дни йога — это импортный индийский продукт, а до его локализации еще далеко.