Интервью со Свами Дева Сангитом: «Йога – это женская энергия»

9 июль 2015, 08:18

Интервью со Свами Дева Сангитом: «Йога – это женская энергия»

В наши дни хатха-йогой занимаются, в основном, женщины: их более 90% практикующих. В то же время, факт в том, что древние трактаты по йоге писались «для мужчин». Как же сопоставить два этих ярких факта? «Тем ли» занимаются женщины? А если «конечно, тем», как подсказывает логика, то возникает закономерный вопрос: не разовьет ли в женщине Йога мужские качества? Кроме того, недурно осмыслить, что привнесли в современную йогу женщины, потребители йога-классов. Как поменялась йога, «с Патанджали» — на что-то совсем иное? Хорошо ли это? Что из этого можно взять полезного? А как женщине найти правильные акценты в практике «изначально мужской» йоги? А еще: как мужчинам вписаться в «женский коллектив», который неизбежно существует в почти любой (исключая силовые) группе по йоге? Полезно ли мужчине практиковать йогу «как женщины», нужна ли «мужская йога», и вообще, полезен ли мужской, агрессивный подход к йоге? А может ли он быть полезен женщинам? А вопрос преподавания йоги женщинами, в сравнении с мужчинами? Вопросов по теме — тьма. Не должна, конечно, остаться в тени и такая проблема, как физиологические и в том числе и гормональные изменения, которые, несомненно, вносит интенсивная практика йоги в организм женщин (и мужчин). Сегодня мы поднимаем тему «ЙОГА И ЖЕНЩИНЫ» в сессии ЖИВОГО общения с опытными йогами. Первый блог ответов на вопросы йога-блога «Хануман» взял на себя преподаватель йоги Свами Дева Сангит. Привожу текст интервью полностью.

Хануман.ру (Алексей «Миларепа» Соколовский): Я бы хотел начать наше интервью именно с мужской точки зрения на вопрос «йога для женщин», потому что почти всегда именно со стороны (здесь и далее — курсив мой) и сильные, и проблемные стороны любой йога-практики видно лучше. Здравствуйте, уважаемый Свами Дева Сангит! (интервью состоялось по Facebook).

Свами Дева Сангит: Здравствуйте Алексей! Для начала разрешите представиться перед нашими читателям — свами Дева Сангит, или просто Сангит. Это саньясинское имя, которое я получил в 2010 году в ашраме «Ошо Тапобан», Непал. Йогой я начал заниматься в 2001 году, в культурном центре Джавахарлала Неру, при посольстве Индии в Москве. В 2010, обучался в институте Йоги Сантакруз, Мумбай, на преподавателя по йоге; уже позднее, учился в одном из старейших институтов Йоги в Лонавле, «Кайвальядхам», на диплом, «Образование в Йоге». Знанию о Йоге, я благодарен институтам, и людям, преподавателям, которых я встречал на пути, и продолжаю встречать, а моему пониманию Йоги, я благодарен коммуне «Ошо Тапобан», присутствию свами Ананд Аруна, кто инициировал меня на путь медитации, и моему Мастеру Ошо.

И так, перейдем к вашим вопросам. Сразу хочу вас поблагодарить за вопросы, поскольку они все дают интересную тему для дискуссий. Сегодняшние ваши вопросы связанны с женщинами, и это само по себе, прекрасно. Ваш первый вопрос:

Хануман.ру: Уважаемый Сангит, вот я бы хотел спросить: чем, вообще-то говоря, «практика йоги для женщин» отличается от «обычной» йоги, которое, вроде как, для мужчин? (Большинство трактатов по йоге (да в общем-то все) освещают именно тему йоги «для мужчин»). Что с этим делать? (если надо вообще).

Свами Дева Сангит: Будет полезно заглянуть в прошлое, в историю; для того, чтобы разобраться в настоящем. Было бы хорошо, так же, задаться вопросом, что такое Йога, какую цель она ставит? Разобраться с тем, что именно практикуется сейчас, и какие цели ставятся? В настоящем времени, т.е. сейчас, под выражением «практика Йоги», «Я занимаюсь Йогой», «Я практикую Йогу», чаще всего, подразумевается именно Хатха-Йога, а если быть еще точнее, то преимущественно практика асан. Йога и Асана — это стало практически синонимом, в современном понимании. Как правило, это не только практика классических асан, но это — асана, плюс упражнения на растяжку, плюс что-то из пилатеса, что-то из фитнеса, иногда что-то из танцев, что-то из гимнастики и т.д. Любой гимнаст или скажем, танцор балета, при желании, может с легкостью перейти в статус современного йога. И все-таки, такое понимание, чаще, западное. Современное понимание такое, что если вы не подтянуты, не практикуете асаны, то скорее всего, вас никто не назовет йогом.

Думаю, что это происходит из-за того, что за всю историю Запада, там никогда не было ничего подобного тому явлению, которым является Йога. В бэкграунде есть только физическая культура, которая автоматически становится базой для Йоги. Кажется, что Йога существует на Западе уже давно, но на самом деле, если смотреть в масштабах истории Йоги, Йога на Западе находится еще в глубоком зародыше. Наиболее известные и уважаемые учителя Индии, стали приезжать на Запад лишь в начале прошлого века. Я не в кой мере, не критикую работу с телом, физическую культуру, которая так или иначе, затрагивает и сознание практикующего — то, что на современном языке называется психосоматикой. Мы знаем, что грамотная физическая нагрузка полезна, и так же, способствует выработки гормона радости, тем самым, делая и наш ум более позитивным.

Возможно, именно из-за гимнастического подхода, подавляющее большинство практикующих, в йога классах, составляют женщины. Женщины, даже по своей природе, лучше чувствуют свое тело. Как правило, женщины меньше интересуются философским содержанием Йоги. Чаще, все-таки, идет риентация на подтянутую фигуру, здоровье, и как было сказано выше, на позитивное мышление. Согласитесь, это не так уж и мало. На Востоке же, акцент всегда строился на внутреннее содержание. Часто можно увидеть, что учитель йоги в Индии, может совершенно не вписываться в западный формат — саттвический животик, роговые очки, отсутствие, какой бы то ни было, атлетической мускулатуры и т.д. На мой взгляд, на Востоке, к внешней стороне Йоги относятся... как бы это сказать, спокойней что ли, это все-таки, все еще, наука внутренней трансформация. Там никогда не возникнет спора на тему, какая йога настоящая, а какая нет; какая правильная, а какая неправильная. Вас не будут критиковать за излишний вес или отсутствие гибкости. И наоборот, если вы представляете высоких класс физической подготовки, то и это будет принято с уважением. В основе лежит толерантность, гибкость сознания, «Если ты считаешь, что такой твой путь — практикуй, мы с уважением относимся к твоему выбору».

Стоит отметить, что на Востоке, так же, есть такое важное понятие, как Гуру. Гуру ставится выше писаний, без Гуру человек ходит по кругу, древние писания, и поэзия, говорит о том практиковать высшие ступени Йоги, без Гуру не возможно, Гуру — это как милость свыше, для ищущего и т.д. Для Запада это очень сложно. Это даже просто многим не интересно. Говоря именно о Хатха-Йоге, а не о Йоге в целом, в Индии, на мой личный взгляд, это было традиционно занятие для мужчин отшельников. И возможно, некоторые техники Хатха-йоги — сугубо мужские, которые работают с физиологией, а так же, с мужской сексуальной энергией, и которые могут не подходить женщинам. Понятно, что тело мужчины и женщины имеют некоторые различия, а также имеются различия и в некоторых внутренних процессах в теле мужчины и женщины. Безусловно, практика Хатха Йоги вносит изменения на биохимическом уровне в организме человека. Не учитывать этого факта просто нельзя! Но волноваться не стоит, кажется маловероятным, что кто-то сейчас практикует Хатха Йогу так, как указывают древние писания. Да и напрямую следовать указаниям Хатха Йоги в современном мире просто невозможно: другая экология, другой воздух, другая еда, пищевые добавки, лекарства, и т.д. Мир изменился.

Давайте посмотрим на историю Йоги. Знание о Хатха Йоге, как правило, черпается из классических текстов, например, таких как: «Гхеранда Самхита» (автор Гхеранда) и «Хатхайогапрадипика» (Сватмарама). Безусловно, существует бесчисленное множество писаний о Хатха Йоге, но большинство исследователей в этой области выделяют пять основных текстов Хатха Йоги, которые являются базой для всех остальных. Помимо первых двух текстов, упомянутых выше, это «Сидха Сидханта Паддхати», «Горакша Шатакан» (оба писания принадлежат автору, великому йогу и тантрику Горакху) и «Шива Самхита».

Хатха Йога существует очень, очень давно, но как таковые, систематизированные писания по Хатха Йоге, появились после Рождества Христова, т.е. в нашу эру. Известно, что Будда, (6 век до нашей эры) до того, как нашел свой путь, так же практиковал Йогу (И кстати, Будда был первым, кто начал давать посвящение в саньясу женщинам). При раскопках, так же, находили каменные, древние изваяния (Мурти), тысячи лет до нашей эры, изображающие людей в разных асанах, и т.д. Говоря проще, Йога скорее всего, существует столько, сколько существует человек на земле — и асана, как символ, как грубое отражение тонкого состояния ума, так же. Но здесь есть интересный момент: чем древнее текст, тем меньше мы находим упоминание о практике асан (или не находим вообще), и больше находим упоминания о тонком — преданность (Бхакти), медитация (Дхъян), любви к божественному, правильному действию (Карма-йога). Еще раз повторю, это не значит, что в то время не было асан, но по всей видимости, тогда, им не уделялось столько внимания.

Как известно, Патанджали, чьи сутры принадлежат ко 2му веку до нашей эры, и чей трактат не относится к Хатха Йоге, его чаще называют Раджа Йогой (королевской Йогой) говорит лишь только, о свойстве асаны : «Стхира — Сукха — Асана», и " Праятна — СайтхильяАнанта- Самапатибяхям«, что в переводе означает — «стабильная и комфортная позиция, без напряжения, где ум сливается с бесконечным». И это все. Патанджали не разделяет, он не говорит о мужчине и женщине, он говорит об уме и о сознании, которые не имеют пола, о человеческой природе в принципе; в этом плане Йога не будет отличаться ни для мужчин, ни для женщин. Надо сказать, что не смотря, на разные пути и способы, цель любой Йоги одинакова — это Самадхи. Сам Сватмарама, в своей «Хатха-йога Прадипике» напоминает нам, что Хатха-Йога, может быть базой для любой Йоги (сутра 10, часть1), и что он, Сватмарама дает знание о Хатха Йоге, только ради достижения Самадхи. (сутра 2, часть1).

Подводя итог, Йога как высшая наука саморазвития, одинакова эффективна и для мужчин, и для женщин. Возможно, не все техники работы с телом из Хатха Йоги подходят женщинам. Я так же уверен, что женщины-йогини существовали раньше, и существуют сейчас. Возможно причина, из-за которой информации об этом очень мало, заключается в том, что сама систематизация чего-либо, изложения чего-либо в трактаты, это абсолютно не женский подход. Возможно, женщины гуру — это как подземное течение, не заявляющее о себе напрямую. Ведь очевидно, что подход мужчины Мастера и женщины Мастера, должен отличаться в принципе. Женщины не двигаются прямолинейно как мужчины, там все, по-другому.

Так что же делать нашим дорогим женщинам? Мое личное мнение: тоже, что и мужчинам — не цепляться; не вносить в практику, прямолинейный, фанатичный ум. Не привязываться, любить себя. Доверять тем, кого любишь. Изучать тексты с уважением и внимательностью. Быть более осознанными по отношению к тому, что делаешь, и к своему телу, понимать, что именно мы практикуем, и для чего мы делаем то, что делаем. Говоря терминами Патанджали; Сантош — чувство самодостаточности, (радоваться тому, что уже имеешь сейчас), Ахимса — ненасилие; не применять насилие не только к другим, но и к себе. Какие тогда могут быть проблемы? Никаких. Вивек — умение различать. Это опять осознанное движение. Патанджали, так же говорит о практике с преданностью. Т.е. мы должны быть влюблены в свою практику. Мастер Ошо, говорит о том, что когда мы делаем то, что приносит нам удовольствие, мы расслабляемся; и когда мы расслабляемся, мы открываемся, мы больше доступны, практика начинает проникать в нас, начинает работать, начинается трансформация.

Не лишним будет снова упомянуть Сватмараму, в 15 сутре, все той же, первой главы, он говорит о препятствиях на пути Йоги:

  • Переедание. (ну, это понятно);
  • Слишком большие усилия. (Эту привычку из внешнего мира не стоит переносить в движение во внутренний мир. Йога — это не спорт. «Пахать» не надо. Для внутренней трансформации, нужны осознанные усилия. Если у вас, конечно, нет каких-то внешних целей: чемпионат по йоге, выступление на сцене, и т.д.)
  • Слишком много болтать;
  • Слишком придерживаться правил (мне очень симпатичен этот пункт; Йога предстает перед нами, как очень гибкая система, возможно поэтому, она и дошла до наших дней. Многим покажется смешным, но этот пункт практиковать не так-то уж и просто, потому что природа нашего ума такова, что нам легче встать на какую-то колею, ухватится, и ни о чем не думать, отключить осознанность)
  • Слишком частый контакт с людьми;
  • Не постоянный ум (или, говоря по-иному, не однонаправленный ум, когда бросает из одной крайности в другую.

Это те вещи, о которых нас предупреждает Сватмарама. Напрямую или косвенно, Сватмарама указывает нам на то, что Йога — это мир, где не стоит идти напролом, на конфликт внешний или внутренний, где нужно быть гибким. Сами эти качества, весьма женские, не так ли? (Сватмарама: «практиковать в спокойном месте, свободным от каких либо беспокойств, где правитель щедр, жители следуют своим обязанностям, и щедры на подаяния...» и т.д. )

Сами мужчины, многие из тех, кто практикует йогу, переносят прошлый опыт физкультуры в эту древнюю науку, задавая, так сказать, определенную планку, которой некоторые женщины, иногда, хотят соответствовать. Что в принципе, тоже неплохо, если такая цель имеется. Но если мужчин еще не так жалко, так как мы, в принципе, ступаем на этот путь с уже изначальным конфликтом, исходящим от самой нашей природы, то женщин жаль; ситуация похожа на «с больной головы на здоровую»: уже имея так много от самой природы, пытаться изобрести велосипед?! Вообще, женщина, это круг — это что-то законченное, а мужчина — это прямая линия, вызов, там нет законченности, есть неудовлетворенность, есть конфликт, борьба. (Теперь, вообразите, что круг пытается изобразить прямую линию, пытающуюся стать кругом!)

К сожалению, в современном мире Йоги — как правило, в ее наиболее популярном, западно-спортивном варианте, — многие женщины упускают то, что им уже дано от Существования, и двигаются в прямо противоположенную сторону. Почему так происходит? Возможно, потому что цели другие, и между пилатесом, спортом, фитнесом, танцами и Йогой стоит знак равенства. Я нисколько не считаю, что перечисленные занятия чем-то плохи, они замечательны. Это то, как оно есть, но это просто — другое. На мой личный взгляд, знак равенства можно поставить лишь между дхъян и йога, т.е. между медитацией и йогой. Если то, что мы делаем, приводит нас к медитативному состоянии, то это — йога. Как известно, атрибутом такого состояния обязательно будет, беспричинная внутренняя радость. Патанджали, так же, когда говорит о самом первом уровне Самадхи — Сампраджнятсамадхи («с позитивным зерном») — упоминает о радости, (Ананд) т.е. чтобы двигаться за пределы ума, ум должен быть вначале приведен в позитивное состояние. Внутренняя радость — это наш индикатор, указывающий нам на то, двигаемся ли мы в правильном направлении или нет. Даже если мы делаем тысячу хороших вещей, сотню асан, или разных медитативных практик, но если там нет радости, значит где-то, что-то не так. Женщина, при практике Йоги, должна включить свое женское: интуицию, расслабление, принятие. Больше ощущений, больше сердца, больше наслаждения, радости, и тогда можно двигаться. В заключение напомню, что в классических писаниях о тантре, и о йоге, ведется диалог между Шивой и Парвати. Шива дает учение, Парвати слушает. Она задает вопросы. Она спрашивает с состраданием, но не для себя: она уже совершенна — она спрашивает для нас, тех, кто в поиске.

Хануман.ру: Известно, что мужчины практикуют йогу обычно в силовом ключе. Мужчинам нравятся стойки на руках, планки и другие силовые моменты. Также мужчины охотно стараются освоить самые сложные позы йоги, такие как «Скорпион» и т.п. Женщины обычно «упирают» на прогибы и скрутки. Надо ли как-то уравновешивать эти тенденции, для успеха в йоге? Или это нормально и все должно идти своим чередом?

Свами Дева Сангит: Ответ на этот вопрос уже частично присутствует в моем первом ответе. Если мы говорим о Йоге, как о системе высшего саморазвития — внутренней трансформации, и именно это берется за понимание «успеха в йоге», тогда что именно мы делаем, на мой взгляд, не важно; важным будет, приводит ли нас это к медитативному состоянию, или нет. В конце концов, это все, является настройкой нашего внутреннего инструмента; кому-то надо много асан, кому-то меньше, кому-то нужны ежедневные крии, кому то нет. Мы все очень разные. Одинаковых просто нет. Чтобы сыграть песню на гитаре, возможно, кому-то, чтобы песня зазвучала, придется поменять все струны, а кому-то лишь подкрутить колки. Бывает так, что можно сразу играть. Все практики — это настройка нашего внутреннего инструмента. Делание приводит нас к неделанью. Практика Йоги приводит к медитации, а медитация (Дхьян) — это неделание. Еще раз процитирую слова Сватмарамы о том, что «Целью Хатха Йоги является Раджа-Йога», так сказать — от грубого к тонкому. Парадокс в том, что обычно, в современном понимании, чем более опытный практик, тем больше вещей он знает и делает, хотя должно быть прямо наоборот — чем дольше ты практикуешь, тем меньше тебе надо делать. Те, кто практикует с осознанностью, приходят к такой точке, что ничего делать уже не надо; приходит неделание. Так что, что делать, сколько, и как, должен решать сам индивидуум, поскольку мы все очень разные. Критерием должна быть внутренняя радость, как трамплин к медитативному состоянию. Нужно уметь чувствовать себя, и плыть естественно, вместе с течением.

Хануман.ру: Спасибо за это интересное интервью, Свамиджи.

И, конечно, эта актуальная тема — «ЙОГА И ЖЕНЩИНЫ» — будет продолжена в нашем блоге. Следующая публикация — «женский взгляд»: мнения женщин-преподавателей йоги и просто практикующих йогу женщин на эту проблему. Также, дорогие читатели: йогини и йоги — ждем ваши комментарии по этой теме!