Кому нужна голая йога?

26 март 2015, 10:37

Кому нужна голая йога?

Исторически, «голые йоги» — «нага садху» — появились в Индии еще в незапамятные времена, возможно даже несколько тысячелетий назад. К «нудизму» древних йогов подтолкнул, конечно, не культ тела и не пижонство, а идея аскетизма — сознательного, добровольного ограничения комфорта и даже где-то самобичевание, с целью закалки духа. Голыми они занимались и ходили не только потому, что в большой части Индии жарко почти всегда. На самом деле, аскет, отказывающийся от одежды в Индии, фактически обречен на страдания от палящего солнца — так что это скорее не отказ от тепла, а отказ от защиты от солнца! К тому же, культура и общественные порядки в Индии издревле резко порицают публичную наготу. В стране, где «существует четкая дифференциация штанов», голый — исключен из структуры социума. (Даже сегодня полиция в Индии не обращает внимания на существование и проделки голых аскетов — они обычно творят, что хотят). Итак, древние аскеты — «нага бабА» или «нага сАдху» — за счет наготы стремились развить непривязанность к мирским комфортам и условностям, нарочно подставить тело капризам погоды с целью развить силу духа. Они почти всегда соблюдали целибат, а иногда даже дополнительно повреждали свои детородные органы, чтобы избавиться от естественных желаний (это практикуется некоторыми такими аскетами и сегодня).

У этой культуры существуют аналоги, начиная с «гипнософистов» — «голых мудрецов» Древней Греции. Впрочем, в Древней Элладе нагота и физкультура, гимнастика — издревле шли рука об руку, и не вызывали нареканий социума, а даже наоборот. Многие философы, которых изображают в школьных учебниках облаченных в тоги, не прочь были погулять по «философским садам» нагишом, это не вызывало никакой реакции у людей, все все понимали — человек «блаженный». Так что греческие философы были, по сути, прообразом «нудистов» Европы и США. Есть версия, что обычай ходить «одетыми в небо» греки подсмотрели как раз в Индии (существовали торговые пути), но это сложно проверить, так же как и то, что Иисус Христос обучался в молодые годы йоге в Индии.

В конце XIX — начале XX вв. информация о йоге во многом достигла Запада (Великобритании и США, в первую очередь). В 60-е же годы 20го века наступил настоящий «бум» йоги и индийской культуры в целом, спровоцированный движением хиппи. Поэтому, хотя первая коммуна йогов-нудистов появилась в Европе еще в конце 19 века — именно такой, «модерновый» даже для 21 века, стиль практиковали в политизированной группе по саморазвитию «Лебенсреформ» (Германия и Швейцария) — все-таки по-настоящему массовой «голая йога» стала в одурманенные и счастливые 60-е. «Голая йога» оказалась очень ко двору в среде, которая и безо всякой йоги была не прочь скинуть одежды. Появилось множество групп, следовавших философии «гимнософизма» — то есть, тренировок по йоге голышом, в том числе, наиболее известная — в коммуне «Институт Эсален» (Калифорния, США).

Вторая волна популярности «голой йоги» в современном мире поднялась в 1998-м году, в Нью-Йорке, с подачи некого американца, называвшегося себя йоговским именем Джаядев, и организовавшего первую группу по голой йоги в городе. Она называлась «Полуночная йога для мужчин» и вскоре приобрела известность в йогических кругах. Джаядев призывал своих студентов практиковать «обнаженными перед лицом Бесконечности», как древние нага-садху. (К слову сказать, никакого отношения к секс-меньшинствам у группы Джаядева не было — как и у индийских йогов). Группа практиковала то, что сейчас называют «пурна-йогой» — практику, направленную на духовное, а не физическое, развитие.

Еще более мощный толчок «возрождению» «голой йоги» дал более коммерчески успешный йог, Аарон Стар, владелец студии «Горячая обнаженная йога». Открытый в апреле 2001 года, центр стал настоящей сенсаций, о нем писали в газетах и говорили в йогических кругах и не только. Понятно, что в начале 21 века американское общество уже приняло и геев, и голых йогов, так что проект беспрепятственно нашел признание и у тех, и у других. После громкого успеха Аарона Стара, аналогичные группы «голой йоги» стали возникать по всему миру. С самого начала, общественность ассоциировала такие занятия с гомосексуализмом, что далеко не всегда справедливо. Существует большое количество как «радужных» центров «голой йоги», так и вполне гетеросексуальных. Обычно классы раздельные для мужчин и для женщин, но бывают и смешанные классы. Для того, чтобы начать заниматься в такой группе, нередко требуется письменно согласие и в том числе отказ от фото- и виде-записи (что вполне логично). Никаких «селфи»!

За современной «голой йогой» стоит, в общем-то, та же идея, что и в древности — отказ от идентификации с телом, принятие его со всеми недостатками, попытка возвыситься над уровнем физиологии. Так что такая практика, хотя и не рассчитаная, по всей видимости, на широкие слои практикующих — по понятным причинам — может быть полезна в отдельных случаях. Например, если кто-то сильно комплексует по поводу своей полноты или других дефектов внешности: возможность «плюнуть на все» и сходить-таки на «голую» йогу может в корне поменять ситуацию, разорвать шаблон. Но «голая йога»- сильнодействующее «лекарство», и к нему быстро привыкаешь. Некоторые отмечают, что первый шок — а с ним и освобождающий психику эффект «голой йоги» — проходит уже где-то в районе 15-й минуты занятия, потом становится все равно. Кому-то другому, вероятно, понадобится несколько занятий. Но рано или поздно, фокус внимания возвращается на саму практику — нужда в «голой» йоге пропадает. Ведь кроме наготы, она ничем не отличается от обычной Хатхи.

Думаю, найдется мало желающих заниматься «голой йогой» каждый день — и не удобно, и соображения гигиены не в пользу этого метода. Да и зачем? Если проводить такое занятие в качестве ритуала, с мыслью о том, что практикуешь действительно «перед лицом Вечности» — как предлагал суровый американский йог Джаядев — не стоит частить, ведь с каждым повторением эффект неизбежно будет сходить на нет. Когда человеку становится что-то привычно и «неважно», энергия из этого действия уходит. А идти по стопам «нага садху» и пытаться привнести «голую йогу» в общество, или, проще говоря — выйти на улицу — это в наших широтах просто сумасшествие: холодно, да и уголовно наказуемо. К тому же, если у индусов существует древняя традиция обнажения по пояс (мужчин) во время визита в храм, то у нас, под влиянием христианства, выработалась совсем другая смысловая связь с наготой — она неизбежно намекает на секс, и запускает мыслительный процесс в неверном направлении. Поэтому западному человеку, на мой взгляд, очень сложно добиться с помощью «голой йоги» тех же результатов, которые, несомненно, достигали и достигают «нага садху» в Индии.

Но зачастую в современном обществе «голая йога» вообще служит другим целям. Представители сексуальных меньшинств зачастую приходят на такое занятие (в особые группы, правда), чтобы почувствовать себя причастными своему сообществу, пообщаться с единомышленниками. Одинокие же люди (в том числе гетеросексуальные) приходят в смешанные группы, чтобы снять, сублимировать сексуальное напряжение. Существуют группы по «голой йоге» и немного особого толка, где поощряется взаимодействие с легким сексуальным подтекстом, такие занятия обычно позиционируются как «голая йога и тантра» (внимательнее!). Существуют некоторые йога-центры, где практикуется еще другая «голая йога» — подчеркнуто для «настоящих мужчин», и здесь во главу угла ставится атлетизм — в этом ключе необходимость практиковать голышом становится еще одной мотивацией упорно работать над телом, чтобы его форма стремилась к идеальной. Такая традиция уже, пожалуй, ближе к духу Древней Греции и Рима, чем к древне-индийским корням, идеям «нага-садху», которые вовсе не стремились к идеальной форме, а нарочито игнорировали тело (и его одежды), а подчас и калечили свои тела, демонстрируя полную незаинтересованность в физическом, «бренном», благополучии.

Таким образом, во многих случаях йога голышом, изначально задуманная на Востоке как суровый аскетизм и практика для разотождествления с телом, у нас, на Западе, она скорее развивает, а не ослабляет, такую идентификацию с телом, и даже может иметь откровенно сексуальный подтекст.