«Кулаки» спокойствия и мудрости — Чиннамайя-мудра

21 июль 2014, 08:13

«Кулаки» спокойствия и мудрости — Чиннамайя-мудра

Порядок выполнения Чиннамайя-мудры прост:

  1. Вы садитесь в любую удобную для вас медитативную позу. Мудра лучше всего работает, если тело находится в асане.
  2. Сгибаете указательный палец колечком и прижимаете его (на уровне второй фаланги) большим пальцем, практически прямым. При этом кончик указательного пальца упирается в основание (складку) большого пальца. Либо, вариация: соедините кончики указательного и большого пальцев. Остальные (3) пальца выпрямлены и чуть расходятся (не растопырены веером, т.к. это создаст напряжение). Эти рекомендации точно такие, как в Чин- и Джняна-мудрах, отличие только в третьем пункте.
  3. Согните выпрямленные 3 пальца по направлению к ладони; если удобно, пальцы касаются ладони — если нет, но направлены к ладони. Таким образом, образуется своего рода «щепоть» или «кулак». Это и есть финальное положение. Руки мы кладем на колени, ладонями вверх или вниз (и так, и так правильно).
  4. Удерживаем конечное положение с руками на коленях столько, сколько удобно (желательно 3-5 минут). Стараемся успокоить сознание, чтобы мудра «заработала» по максимуму, наблюдаем, а не «пережевываем» мысли.

Ошибки при выполнении:

  1. Сильно сжатые кулаки будут делать вас агрессивным, а не спокойным, как предполагается практикой! Найдите удобное положение для всех пальцев, и расслабьте кисть руки.
  2. Потеря формы мудры (пальцы «разбрелись» в стороны) если внимание отвлекается.
  3. Руки, поднятые на уровне груди или еще как-то. Руки лежат на коленях, предплечья и кисти расслаблены.
  4. Удержание меньше минуты не имеет смысла, как и удержание более 20 минут (если это самостоятельная техника, а не составная часть вашей практики медитации).

Чиннамайя мудра, с одной стороны, эффективна и прагматична (как уже сказано выше), а с другой — глубоко символична:

  • Четыре согнутых пальца обозначают различные модификации непросветленного сознания, в то время как большой (он, в одной из вариаций, получается, выпрямлен) — трансцендентальный аспект мира, пронизывающее все (и даже незнание собственной природы в том числе) Сознание. Хотя считается, что Сознание извечно отделено от феноменального (предметного) мира, все же оно с ним как бы связано (приблизительный пример — как зеркало и его отражение, с той разницей, что зеркалу нужен свет для создания отражения, а Сознание само и есть и зеркало, и «свет», и иллюзорное отражение), так что недаром большой и остальные — пальцы одной руки.
  • Сжатый кулак символизирует непробужденное состояние сознания, в котором человек как бы спит и беспомощен, как ребенок в утробе, хотя ему кажется, что он силен и бодрствует.
  • Также, сложенные три пальца обозначают физическое, праническое и ментальное проявление (тела) человека. Конечно, большой палец обозначает четвертое проявление, самое важное — Сознание (бестелесный космический интеллект). На возможность воссоединения с космическим сознанием указывает большой палец — условно говоря, «перст, указующий в небо». Возможность Самореализации также символизируется соединением большого (символ Души) и указательного («я») пальцев.
  • Еще один пласт смысла, согласно источникам: в целом эта мудра символизирует Йогу: четыре сложенных пальца это индивидуальная душа, которая соединена и неразрывно связана с Сознанием (большой палец).
  • Кроме того, три согнутых пальца символизируют эволюцию неосознанной души (ума): мизинец, безымянный и средний пальцы означают эволюцию индивидуального сознания от минерального мира (камни и т.п.) к растительному (деревья, цветы, растения), и затем животному (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие и т.д.). Соединенные указательный и большой означают рождение человека, который один (насколько мы знаем) среди всего разнообразия жизни на Земле способен осознать единство своего сознания с Сознанием вселенной*.

Конечно, во время выполнения (тем если мудры мы держим параллельно с другими праткиками!) не обязательно и не нужно помнить обо всех этих тонкостях — хотя на эти значения можно медитировать, если Чиннамайя-мудра выполняется как самостоятельная практика (мудра и медитация).

В целом, надо отметить большую практическую ценность этой мудры, зачастую незаслуженно игнорируемой.

----
*Такая многоуровневая символика описана в книге: «Систематический курс древних тантрических техник Йоги и Крии». Автор Свами Сатьянанда Сарасвати, составитель Свами Нишчалананда Сарасвати (Великобритания).