Мудрецы, прославленные в названиях асан

8 ноябрь 2015, 12:49

Мудрецы, прославленные в названиях асан

Матсьендрасана – «Поза мудреца Матсьендранатха»

Матсьендранатх – один из 84 знаменитых Махасиддхов (реализованных Мастеров прошлого) и, по легенде, ученик самого “первого йога”, Шивы. В преданиях Матсьендранатх (в переводе, имя значит: «Мастер(йоги), подобный рыбе» или «Мастер(йоги)-рыба») выступает как некая рыба, которая подслушала поучения легендарного и божественного «первого йога» Шивы его жене – Парвати – по практикам высших йог. По другой версии, этот Мастер не был рыбой, а просто находился «во чреве» рыбы и при этом «невольно» подслушал разговор. Как бы то ни было, удачно получив верные знания, далее Матсьендранатх достиг высочайшей Реализации, и нашел даровитого ученика, Горакшанатха (он потом продолжил традицию, которая жива и по сей день), как говорят, спас Непал от 12-летней засухи т.д. Матсьендранатху приписывается ряд важных йогических трактатов, в том числе «Акулавира-тантра», объясняющая пути достижения Просветления «воином Запредельного» (т.е. йогином) через пребывание в Сахадже (Изначальном состоянии). Другой известный текст Матсьендранатха, «Кулананда-тантра», выполнен в форме диалога Бхайрава (форма Шивы) с женой и в защифрованной форме описывает утонченные йогические практики, в том числе Чидакаша-дхарану. Некоторые утверждают, что Матсьендрасана напоминает положение рыбы, танцующей в воде – впрочем, это сложно доказать или опровергнуть.

Горакшасана – Горакшанатх

Горакшанатх – «Защитник Вселенной» – ученик Матсьендранатха. Считается, что Горакшанатх жил не позднее 1200 года н.э., а родился в Восточной Бенгалии. Горакшанатх – автор большого числа трактатов по йоге. Один из родоначальников йоги в том виде, в каком она дошла до нас: в частности, его знание Хатха-йоги передано в трактате «Горакша-вачана-санграха» («Высказывания Горакши»). Горакшанатх считал, что из всех асан именно «Сиддха, Падма, Симха и Бхадра Асаны — самые лучшие».

Хануманасана – Хануман

Хануман – божественное (в индуизме) обезьяноподобное существо: сын бога ветра Вайю, и апсары (нимфы) Пунджисталы. Один из главных героев эпической «Рамаяны», в которой прославлен как храбрый и умелый воин, преданный друг и помощник Рамы и Ситы, обладатель выдающихся магических сил, в том числе способности летать. По легенде, когда могучий демон Равана украл супругу Рамы – Ситу – и увез в летающей повозке на о. Ланку, Раме нужен был кто-то, кто смог бы одним прыжком перемахнуть (перелететь) через океан. Этот подвиг, фактически сделавший возможным победу Рамы над Раваной и спасение Ситы, совершил царь обезьян, Хануман, обладавший многими йогическими совершенствами. Его легендарный подвиг подробно описан в «Рамаяне» Валмики. Хануманасана – по форме, продольный шпагат – символизирует гигантский «шаг» Ханумана с побережья современного индийского штата Керала через Лаккадивское море на о. Шри-Ланку.

Вирабхадрасана – Вирабхадра

Хотя многие знают эту позу просто как «Позу героя» (под номером I или II), название свое она взяла от реального персонажа сказаний. Вирабхадра, или «Благой герой», считается одним из воплощений Шивы, а также олицетворением боевой отваги и ярости. Его нередко изображают с 4, 6 или 8 руками. Оскорбление жреца, собиравшегося совершить сложное жертвоприношение (яджну) сподвигло Сати (первую жену Шивы) совершить самосожжение (в наши дни в индии оно так и назвается – “сати”). В гневе, Шива сотворил непобедимого и ужасающего воина – Вирабхадру – который тут же разрушил приготовленные жрецом материалы, оторвал (или отрубил) голову самому жрецу, а также изувечил (в том числе, Солнце и Огонь) или прогнал (Гаруду) часть важный гостей (на нее были приглашены все боги). Несмотря на такое жестокое проявление гнева, Вирабхадра, по сути, был прав, и его действия тогда и потом рассматривались как подвиг. Грозная статуя Вирабхадры присутствует в Индии во многих шиваитских храмах. Воинственная и устойчивая «Поза воина» напоминает сражающегося меченосца.

Натараджасана – Натараджа

Натараджа (или Натарадж) – одна из форм Шивы. По легенде, в конце эпохи Шива исполняет грозный танец «тандава», которым разрушает все материальное и вообще проявленное, мир форм перестает существовать (отсюда представление о том, что Шива – «бог-разрушитель»), и «из-под него» проступает чистый и незамутненный формами Брахман, который неразрушим. В то же время, статуя Натараджа («танцующего Шивы») обычно изображается попирающей злобного карлика – Апасмару, который символизирует низкое (животное и демоническое) начало в человеке, и вообще все «человеческие слабости» и пороки. Таким образом, в русле йоги можно понимать так, что Шива (практика йоги, Самопознания) разрушает мир страстей, пороков и привязанностей человека, оставляет лишь самое чистое и действительно истинное, которое лишь казалось «испорченным», но на самом-то деле вечно и нерушимо. Любопытно, что поза, в которой изображают Натараджа, в хатха-йоге тоже есть, но под другим названием – Натаварасана, «Поза танцующего Кришны», правда в этой позе практикующий еще «держит» воображаемую флейту. А Натараджасана обычно выполняется именно как глубокий прогиб стоя, с захватом ступни (или колена локтем) одной ноги.

Гарудасана – Гаруда

Гаруда – «Всепожирающее Солнце» – в индуизме ездовое животное (вахана) Вишну, а также «король птиц». «Голова, грудь, торс, ноги до колен у Гаруды человеческие; клюв, крылья, хвост, задние лапы (ниже колен) – орлиные». Гаруду почитают не только в Индии, но и в других странах (в т.ч. в Индонезии, Таиланде, Непале, Монголии и Японии) и не только в индуизме, но и в буддизме. Считается, что Гаруда питается змеями-демонами, обитающими в непросветленных умах – это несложно понять, символически. В трактате «Гаруда-пурана» изложены наставления Вишну, в том числе о происхождении Вселенной, о драгоценных камнях, Джйотиш (ведической астрологии), Аюрведе, санскритской грамматике и т.д. Этот текст известен широкой публике и йогам прежде всего подробным и устрашающим описанием около- и послесмертных переживаний и страданий в традиции Индуизма, так что этот текст считается своего рода индуистским аналогом Тибетской «Бардо Тодол», «Книги мёртвых» буддистов. Индуисты читают «Гаруда-пурану» над успошим, как тибетцы – «Книгу мёртвых»: это призвано помочь сознанию освободиться. Но центральная идея текста в целом – достижение Просветления. «Глупец, не ведающий, что Истина пребывает в нём самом, обманут Шастрами» – напоминает Гаруда-пурана. А сама Гарудасана напоминает сильную птицу, цепко сидящую на ветке и чистящую крылья. Эта поза позволяет эффективно снять напряжение с мышц ног, которое может появляеться при долгом сидении в медитации.

Аштавакрасана – Аштавакра

Аштавакра – в пер. «Восмьикратно-скрученный» – древний мудрец, Просветленный Мастер. Был духовным наставником знаменитого благородного царя Джанаки. Биография Аштавакры подробно описана в «Махабхарате». Считается автором широко известного трактата «Аштавакра-гита» («Аштавакра-самхита»), излагающего философию Адвайта-Веданты и описывающего состояние ума Просветленного йогина. «Если только вы останетесь покойным в сознании, наблюдая самого себя, в отличие от тела, то даже теперь вы станете счастливым, мирным и свободным от обязательств», – излагает текст.
История рождения и увечья Аштавакры такова: этот мудрец был сыном дочери известного мудреца Уддалаки и его ученика, и еще будучи во чреве матери, обладал глубокими познаниями и особыми способностями. Слушая, как отец с грубыми ошибками излагает ведические писания, Аштавакра не выдержал, и поднял его на смех (в присутствии учеников отца!), за чтоб был проклят им. И поэтому он родился «скрученный» («вакра») в восьми («ашта») местах. Однако это не помешало мальчику впоследствии стать наставником царя и видным деятелем своего времени. Аштавакрасана иллюстрирует понятие «скрученный в 8 местах»: 2 ступни, 2 локтя, и поясница, а в плюс к этому, таз «скручен» (повернут) относительно тела (6), а все тело – относительно нормального вертикального положения (7), и также присутствует изгиб в шее (8). Человеку сложно принять более неестественное положение тела! Ум же при этом может быть чист (как и в других асанах), независимо от положения тела, что еще раз иллюстрирует центральную идею «Аштавакра-гиты».

Васиштхасана – Васиштха

Васиштха – «Великолепный» – один из семи божественных мудрецов (Риши), а также, по преданию, сын Брахмы, рожденный им из ума. Единственный человек, который в индуизме считается наставником самого бога – т.к. он был Гуру Рамы, и помог ему вспомнить свое настоящее положение вечно свободного. Диалоги Рамы с Васиштхой, которые состоялись при большом скоплении слушателей (как мы бы сказали сейчас, “в формате открытого сатсанга”) привели Раму к просветлению за 1 месяц, изложен полностью в объемном трактате «Йога Васиштхта» («Васиштха-гита»). Васиштха является мудрецом (покровителем) известной ведической мантры Махамритьюнджая («великая мантра, освобождающая от смерти») – одной из древнейших (наряду с Гаятри). Васиштхасана – поза высокой сложности, сочетающая балансовый и силовой упор (стойку) с захватом прямой ноги, отведенной в сторону (половинный или даже полный поперечный шпагат). Как и любая другая балансовая асана, Васиштхасана активизирует Аджна-чакру, центр интеллекта и интуиции.

Упомянутые кратко истории, связанные с названиями «асан мудрецов», могут дать дополнительную глубину практике асан и подсказать дополнительное чтение.

Асан мудрецов гораздо больше, чем можно описать в одном материале блога! Полный список таких асан.