Остановка внутреннего диалога: зачем и как это делать

4 май 2011, 21:06

Остановка внутреннего диалога: зачем и как это делать

Остановить внутренний диалог — задача каждого уважающего себя йога, даже если он не читал йога-сутр Патанджали, где первым делом сказано, что «йога — суть остановка суеты ума» (Йога — читта вритти ниродхах). Здесь собраны несколько способов остановки внутреннего шума — от методов, предложенных Карлосом Кастанедой до изречений православного святого Иоанна Лествичника.

Внутренний диалог — это постоянная деятельность ума, которая формирует наше восприятие реальности. Это необходимая защитная функция, позволяющая запоминать, где полезно, а где опасно, сравнивать и выбирать. Но у большинства людей, эта функция так активна, замещает собою сам процесс восприятия — фильтрует поле зрения, оставляя только «знакомые» явления, почти исключая возможность познать что-то новое. Сам же процесс постоянного сравнения и классификации явлений отнимает уйму сил! Именно поэтому с остановкой внутреннего диалога связано высвобождение огромного количества энергии и раскрытие ясновидения, то есть чистого восприятия, без оценки «хорошо — плохо», «счастье — несчастье», «красиво — некрасиво» и так далее.

Остановить «болталку» в голове можно простой тренировкой на коврике — хатха-йогой, но есть и другие способы. Я изложу несколько, а вы оцените, насколько схожи поучения мудрецов из разных частей мира, принадлежащих к разным духовным традициям.

Техники остановки внутреннего диалога

Буддийские медитации

Лама Сонам Дордже (Лама Олег) учил нас на курсе медитаций нескольким способам остановки внутреннего диалога.
Например, медитация с опорой на точку: садитесь ровно, удобно, остановите взгляд на любой точке (на полу или на стене) и удерживая взгляд неподвижным, оставайтесь без мыслей. Когда мысли появляются, не гоните их, но и не следуйте им — просто возвращайте внимание к точке, в которую смотрели.
Медитация на дыхании. То же самое, только с закрытыми глазами, и вниманием, направленным на процесс дыхания. Здесь вы сможете отследить, как процесс появления мыслей связан с вдохом, выдохом и паузами в дыхании.

Советы Карлоса Кастанеды

  • «Белый шум»

Закрываете глаза, представляете перед глазами белый экран и каждые 2-3 секунды переводите взгляд с одного угла в другой, затем то же самое хаотично.

  • Разгрузка сознания путем блокировки поступающей информации

Выберите себе мантру (слово, фразу) и неустанно повторяйте ее. Вскоре она наполнит сознание, вытеснив информация окружающего мира. Блокировка сознания ведет к тому, что мы «отключаем» чувственное восприятие, освобождая простор для паранормальных мыслительных процессов.

Кастанеда рекомендует благозвучные слова, не вызывающие ассоциаций и эмоциональных реакций. С течением времени эта мантра приобретет особое значение и позволит в любое время освободить сознание. Среди рекомендованных Кастанедой — слоги: Фри ден (мир), Ру э (покой), Ра ум (пространство), Ах нам, Ши рим, Ра ма.

«Слово о священном безмолвии души и тела» Иоанна Лествичника 

Отрывки из знаменитой «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника: удивительно напоминают восточные медитативные техники.

2. Безмолвие тела есть благочиние и благоустройство нравов и чувств телесных; безмолвие же души есть благочиние помыслов и неокрадываемая мысль.
3. Любитель безмолвия имеет мужественный некий и строгий помысл, который недремленно стоит в дверях сердца, и приходящие помыслы убивает или отражает. Безмолвствующий в чувстве сердца знает сказанное мною; а кто еще младенец в безмолвии, тот сего блага не вкушал и не знает
(...)
5. Начало безмолвия состоит в том, чтобы отражать всякий шум врагов, как возмущающий глубину сердца; а конец безмолвия в том, чтобы и не бояться их тревог, но пребывать без ощущения к ним. Безмолвник, исходящий из келлии телом, но неисходящий словом (на беседы), бывает кроток, и весь — дом любви.
(...)
6. Безмолвник тот, кто существо бестелесное усиливается удерживать в пределах телесного дома. Подвиг редкий и удивительный.

В завершение приведу высказывание Джидду Кришнамурти: «Не может быть никакого безмолвия ума до тех пор, пока существует тот, кто его ищет. Безмолвие спокойного ума есть только тогда, когда нет ищущего, когда нет никакого желания: путь к высшему не лежит через волю, через желание. Высшее может проявиться только тогда, когда тот, кто создает усилие, отсутствует».