Йога без эзотерики: тренд десятилетия

26 декабрь 2013, 12:41

Йога без эзотерики: тренд десятилетия

Что такое йога изначально?

Начнем с того, что изначально йога не была религиозной практикой. Подняв оригинальную литературу по йоге — прежде всего, Упанишады — мы с удивлением можем обнаружить, с одной стороны, широкое употребление «религиозной» лексики (в том числе упоминание богов индуизма и описание ритуалов поклонения им), а с другой — подчеркнутое пренебрежение, если не презрение, к брахманическим ритуалам и вообще религиозности. Это, понятно, не делает древних йогов атеистами — атеистов в Индии как не было, так почти и нет. Но очевидно, что как известная нам йога создавалась так же, как насквозь пропитанные духом независимости США исторически — людьми, которые стремились выйти за кастовость и в известном смысле были «против системы».

Йогу продвигали (и продвигают) люди, не очень-то уверенные, что религиозными ритуалами брахманической (арийской) культуры можно достичь чего-то бы то ни было стоящего — с точки зрения йогов, которые планку ставят высоко. В Упанишадах и вообще во всей литературе Веданты явно прослеживается мысль: ритуалы могут утолить лишь жажду богатства, наслаждений и долгой жизни, но не жажду самопознания и слияния с Божественным. Йоги отказываются от благ, которые могут дать ритуалы, т.к. именно Просветления они не обеспечивают.

Эзотерика и Нью-Эйдж

В 60-е годы в США появилось такое движение, как Нью-Эйдж. Это были, по большей части хиппи, которые искали средства «расширения сознания» и как хорошо провести время в компании особей противоположного пола. Одним из методов достижения сразу обеих целей стала йога — подсмотренная хиппи в Индии и кое-как перенесенная на Запад. Хиппи практиковали йогу так, как запомнили, по опыту житья в индийских ашрамах: в начале занятия поем ОМ, потом практикуем асаны, немножко пранаямим, а в конце благодарим Шиву и Патанджали за переданные знания, ну и опять поем ОМ. Такой подход в наши дни называются «эзотерической» йогой, т.к включает (по крайней мере, так кажется) элементы культов индуизма.

Йога сегодня

С ведической поры прошло много лет. В таком виде, в каком она пришла на Запад, йога превратилась в более приземленную практику. И правда: йога-зал с кучей пропсов, пятнадцать человек в обтягивающих трико потеют на ультрасовременных ковриках; инструктор ходит, поправляет. Ни Ома, ни Шивы, вообще никакой такой «эзотерики». Еще один шаг вперед, йога пост-Нью-эйдж? Кажется, что йога эволюционирует.

Но фактически, йога не эволюционирует, и даже не деволюционирует (хотя так утверждают скептики). Йога — это эффективная система целостного саморазвития (в том числе и физического), которая достигла полного расцвета еще в древние времена. Система законченная и совершенная. Она раз и навсегда — как курс космического зонда в глубокий космос — была задана авторитетными трактатами (Ведами, Упанишадами, Тантрами, Араньяками и др.), которые описывают как философию (цели), так и конкретные техники, упражнения (средства). Эти трактаты были написаны выдающимися, святыми мудрецами — людьми, равных которым в нашу эпоху уже не наблюдается, поэтому в наши дни нет ни одного мастера йоги, который мог бы оспорить авторитет древних текстов, и «сказать свое слово». Однако тем хиппи, которые «принесли йогу на Запад», мало было дело до трактатов, их больше интересовало делать что-то здесь и сейчас. Мы обязаны им тем, что мы знаем про йогу!

В итоге, аутентичных данных по йоге на Западе сейчас мало, они зачастую однобоки (секты!) или фрагментарны (физкультурная йога): редкий западный инструктор берет на себя труд серьезно ознакомиться с классическими индийскими текстами, которые считаются азбукой, буквально основой знаний по йоге. Поэтому занятия с разными преподавателями оставляют разное впечатление — и кажется, что это разные стили, или даже «разные йоги». Но можно не сомневаться: настоящая Йога — одна, ее постулаты и техники вкратце суммированы и записаны мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах» (этот трактат датируется временем ранее IV века н.э.)

Точка зрения сторонников «йоги без эзотерики»:

  • Йога и религия — разные вещи. Можно быть христианином или атеистом, и заниматься йогой как физкультурой — для здоровья и красоты;
  • Чтобы заниматься йогой, не надо петь мантры, раскрывать третий глаз и Анахату, и вообще заниматься подобной «ерундой»;
  • Преподавание йоги требует доскольнального знания человеческого тела, желательно — наличия официального спортивного и медицинского высшего образования;
  • Основная работа в практике йоги — развитие мускулатуры, вытяжение связочно-сухожильной системы, общее оздоровление организма, а также йогатерапия различных заболеваний;;
  • Цель йоги — избавление от болезней и достижение максимального здоровья и хорошей физической пользы, активного долголетия.

Постулаты сторонников «эзотерической йоги»:

  • Нельзя считаться настоящим йогом, если не принял йогическую философию, которая коротко сформулирована законом кармы и реинкарнации, и кодексами Ямы и Ниямы;
  • Для полноценной практики йоги необходимо использование мантр, янтр, медитаций, визуализаций, и работы с не признанными официальной наукой феноменами;;
  • Преподавание йоги требует целостного знания йогической философии и технологии практик, изученных под руководством сведущего специалиста, уже достигшего в йоге успеха (Гуру);
  • Основная работа в йоге — чистить и пробуждать чакры и вспомогательные психические центры (Брумадья, Бинду), что делается асанами и мантрами, очищать тонкие каналы (Ида, Пингала и Сушумна), что делается пранаямой, и в итоге установить полный контроль над телом, эмоциями и умом (что делается мантрами и медитацией);
  • Цель йоги — пробудить скрытый резерв энергии Кундалини и достигнуть Самадхи (состояния тотального отсутствия ума, как потока мыслей и образов, воспоминаний и надежд, страхов и идентификаций).
  • Йог не поедает плоти убитых живых существ, то есть должен стать (как минимум ово-лакто-) вегетарианцем, как указывается в сводах правил Яма и Нияма.

Очевидно, что у обоих подходов есть плюсы и минусы:

  • Практикуя «йогу без эзотерики», гарантированно удастся в короткий срок поправить здоровье и укрепить тело. Однако дальше физкультуры дело, вероятно, не пойдет.
  • Практикуя «пурна-йогу», придется ехать в Индию искать Гуру, что долго (в отпуск 21 день можно не уложиться), дорого и хлопотно, тем более что нет гарантии, что когда найдешь достойного Гуру, он возьмет тебя ученики — может, наоборот, пинками прогонит? (Так, говорят, было с одним известным московским йога-деятелем).
  • Преподаватели «йоги без эзотерики» досконально знают, как именно практиковать ту или иную асану. Зато совсем не знают, зачем — либо имеют об этом смутное представление. Преподаватели «пурна-йоги» зачастую напускают мистичекого тумана, и за пением мантр не дают своим ученикам достаточно техники выполнения упражнений, что может приводить к трамвам и психологической зависимости от преподавателя (синдром «он — мой Гуру, он проследит, чтобы я просветлел\а»).
  • Преподаватели и практикующие «йогу без эзотерики» живут долго и питаются правильно, работают по 12 часов в день, у них трезвый взгляд на жизнь, умеренные политические убеждения и стабильный доход;
  • Преподаватели «эзотерической йоги» то и дело уезжают куда-то в Гималаи, оставляя свою группу у разбитого корыта, это люди без дачи-квартиры-машины и твердых социальных основ;
  • Из практикующих «йогу без эзотерики» пока никто не пробудил Кундалини, и духовно не «Просветлел». Но им этого и не надо;
  • Из практикующих «эзотерическую йогу» никто не стал чемпионом мира по скоростной синхронной йоге. Но им тоже этого не надо;
  • Адепты обоих направлений искренне ненавидят и презирают друг друга, за исключением тех, кто стал чемпионом мира по акробатической йоге, а потом поднял Кундалини и просветлел — им уже вообще ничего не надо.
  • Мясо, рыба, яйца и тем более морепродукты полезны для здоровья, они питают организм, который подвергается интенсивным тренировкам (в частности, идет износ суставов). Однако на высоких ступенях пранаямы и медитации любая убойная пища оказывается тяжким грузом, и напрочь закрывает саму возможность прогресса в тренировке. То есть фактически вегетарианцем серьезному йогу все-таки придется стать — где-то, условно, в середине пути. Мастера могут есть что хотят, им это уже не важно.

Срединный путь

Безусловно, есть «золотой» срединный путь! Желающие следовать ему хорошенько осваивают технку выполнения всевозможных асан, чтут Сатьянанду и Айенгара, Йоги Бхаджана и Бойко, и других ушедших и современных преподавателей. Иногда, по вечерам, изучают «Гиту» и настраиваются, трехкратно исполняя зычный «ОМ» в начале и в конце практики. Они из гуманизма (чтобы не нарушать главную Яму — «Ахимсу», ненасилие) стали вегетарианцами, но иногда могут поужинать с друзьями и пропустить стаканчик.

Преподаватели, дозированно включающие эзотерику в занятие, иногда даже пользуются большим успехом: чего стоит хотя бы школа «Дживамукти йога» (Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф, ныне живые и здоровые) в США! Практикующие же отмечают, что — с одной стороны, тело радуется достаточным нагрузкам, и здоровье улучшается с каждым годом, — а с другой, удалось разгрести завалы своей негативной кармы с помощью всестороннего очищения ума и подсознания.

Как вы уже заметили, уважаемые читатели, одного мнения по данному вопросу быть не может — у каждого свое, и каждому — свое. Мы будем услышать ваше мнение в комментариях к материалу! А также, уверены, вам будет любопытно услышать мнения наших любимых преподавателей, известных и не очень.

Хануман.ру: Как вы относитесь к такому сегодняшнему тренду, как «йога без эзотерики»?

Илья ЖуравлевИлья Журавлев, преподаватель йоги, один из основателей и ведущий преподаватель московского центра «Йога 108», а также главный редактор журнала Wild Yogi: Отношусь спокойно. Фитнесс это лучше чем алкоголь и телевизор, а у кого интеллект выше среднего, от фитнес-йоги рано или поздно перейдет к более глубокому изучению школ йоги, близких к традиции. Просто интересно будет, откуда все эти упражнения пошли. В современном мире достаточно информации, чтобы отличить фитнес-йогу от «пурна йоги» (включающей духовные аспекты). Кому надо, разберется. Кто духовно не дорос — может вследующей жизни:-)

Денис ЗаенчковскийДенис Заенчковский, преподаватель йоги, основатель Аштанга-йога центра: Проблема в том, что такие современные тренды создаются для коммерческих продвижений — и их задача контроль над «клиентской базой » и как только человек выходит из их поля влияния он становится потерянным для их бизнесса. Потому что йога, это не о физике ....а о том что находится за ее пределам." эзотерика " может включать в себя те йога практики и аспекты йоги, к которым основная масса людей просто не готова. А физика лишь инструмент для чего то еще...К такой постановке вопроса не готовы и сами хозяева «брендов и трендов». ИМХО — задача для людей продвигающих тему йоги создать полную картину темы связанную с разными аспектами учения вместо создания новых социальных стереотипов.

Рауф АсадовРауф Асадов, преподаватель йоги, автор проекта «Йога в парках» от Organic people: Для меня как инструктора важно сначала дать пришедшим на занятия понимание и чувствование собственного тела. Большинство людей сегодня, увы, даже не знают, как корректно просто стоять и держать осанку, дышать, выполнять элементарные асаны, а чтобы эти базовые моменты закрепились в умах и в теле студентов, необходимо время и вмешивать в это еще эзотерику не уместно, на мой взгляд. Но да, когда человек занимается уже какое-то продолжительное время и освоил азы, бесспорно, он может углубляться дальше, глубже, если чувствует, что готов. Хочет попробовать эзотерики? Ок, пусть пробует и если поймёт, что это как-то помогает в практике, развивает его, то почему нет? Но пока я не встречал подтверждение этого факта.

Евгений ТитовЕвгений Титов, преподаватель Кундалини-йоги: В данном вопросе важно понять слово «эзотерика». Что это значит? Приставка «эзо» — означает «направленный во внутрь», что противоположно приставке «экзо» — «направленный во вне». Тогда бы я отошел в этом вопросе от слова «эзотерика», которое может нести в себе много разных смыслов. Если же смотреть на вопрос как «йога без внутренней работы», то с такой йогой я никогда не встречался. Что касается практики Кундалини-йоги, то в каждом упражнении есть предписания, какую внутреннюю работу нужно выполнять: будь то фокус внимания, его удержание, визуализация, или медитация... Такая внутренняя работа развивает осознание себя... Со временем эта способности позволяют ясно видеть то, как работает ум и психика. Понимать то, как следует поменять образ мысли, жизни, питания... Как жить гармонично и осознанно. Что касается практики совсем без внутренней работы — это что-то сродни тому, когда тренируешься в спортзале и смотришь на мониторе клипы. Надеюсь, такой йоги пока не придумали.

Илья Трубачев (Даршан)Илья Трубачев (Даршан), преподаватель йоги и тантры: Возможна ли йога без духовного «подгруза»? Этот вопрос наверняка задают себе многие. Будет ли это йогой, или это будет просто система физических упражнений? Все правы, в конечном счете. Если смотреть на это с точки зрения эзотерики, философии и самой йоги, то, конечно, это невозможно. Если к этому относится как к современному подходу, к социальному индивидууму, то это нормально. Есть люди, которые не приемлют дополнительных эзотерических и духовных подгрузов, им не понятно, что где-то там есть что-то кроме них самих и их представлений о материальном мире. Это нормально... Есть те, кому необходима вера и понимание того, что йога выходит за рамки просто физических упражнений и дает расширенное понимание происходящего с ними, а также понимание того, куда и зачем они идут. И это тоже нормально. Важно понимать, что если вы занимаетесь йогой серьезно, то рано или поздно, в любом случае, вы накопите достаточно энергетического потенциала, чтобы перейти на новый уровень осознания процессов. Если человек готов, то все остальное — в виде медитаций и эзотерики — придет, так как без этого будет уже невозможно заниматься дальше. Вернее, даже не невозможно, а не интересно. Вы как бы будете топтаться на месте. Вы не будете чувствовать движения вперед, и вам будет необходима медитация... Может быть, поэтому она стоит седьмым пунктом в йога сутрах, а не первым... На мой взгляд, на начальных этапах нет необходимости в эзотерике. Первые три кирпичика Аштанга йоги дают достаточно целостный подход к начальному этапу занятий. Ну а дальше, по мере углубления в практику, выбор будет всегда оставаться за вами. Идти дальше и узнать: глубока ли кроличья нора — или остаться у входа и просто оставаться здесь и сейчас...

Мария Выборнова Мария Выборнова (Лакшми) — практик и преподаватель Хатха-йоги и даосских женских практик, гид по Тибету: Я думаю, что каждому свое и все имеет место быть, даже йога без эзотерики... Ведь если человеку просто хочется быть здоровым и не эзотеричным, то для него и существует такая йога-гимнастика. Я, например, сейчас живу в Европе уже некоторое время, так здесь многие занимаются йогой, но назвать это той йогой, какую у нас называют «эзотерической», просто язык не поворачивается. Они телу-то внимания достаточного не уделяют во время практики, так крутят суставами, продолжая внутренний диалог, чего уж и говорить о более тонких процессах (хотя говорят, конечно, об этом много). Но здоровее от нее они очень даже становятся. Вот это я и имею в виду, говоря, что «каждому свое», и под своим соусом.

На моем опыте — были у меня ученики, которым я преподавала йогу чисто как физические упражнения, потому что они были готовы на тот момент лишь к этому. Потом они начинали задавать вопросы, потом сами стали вникать в более глубокую и тонкую суть йоги (я бы не называла ее эзотерической все же, и тем более не называла бы ее духовной), и почти все из них менялись внутренне к лучшему, не только внешне. Человеческий ум очень хитер и тонок, и если мы не научимся искать тонкие подходы к разным человекам, то и пользы сможем от йоги увидеть немного в этом мире, так как узкой будет аудитория практикующих.

Все же здесь я подчеркнула бы уровень преподавателей. Когда сам преподаватель останавливается лишь на физике, называя это йогой, вот это ограничивает, прежде всего его практикующих, тех кто ходит на его занятие. Я бы также. Конечно, отметила как очень важный такой аспект в работе инструктором йоги — это внутренний собственный рост самих преподавателей. Если этого нет, то пусть называют свой предмет «физическая культура» или «гимнастика». Давайте называть вещи своими именами!