Йога и деньги. Откуда йогу взять богатство? И не обедняет ли оно?

29 июнь 2015, 07:41

Йога и деньги. Откуда йогу взять богатство? И не обедняет ли оно?

Если денег нет — то какая йога? Йога — это вершина пирамиды потребностей, последнее, о чем думает средний человек, обеспечивая свой быт: еда и жилье, образование и комфорт, и потом уже — развлечения и фитнес. Да, в Индии есть нищие, которые целыми днями занимаются йогой. Но у нас-то голова работает по-другому! Нам надо и чтобы овцы были цели, и волки сыты — мы стремимся к комфорту, и в то же время постигаем азы йоги, которая однозначно указывает на необходимость ограничений и отказа от накопления... Возникает внутреннее противоречие, от которого, пожалуй, недалеко и до шизофрении. Йога призвана снять этот конфликт, постепенно сокращая количество (и сложность, извращенность) желаний, вызывая состояние довольства и счастья без внешний «вливаний» возбуждающих веществ, которые вызывают привыкание — таким «веществом» являются деньги, и желание их тратить, основа общества потреблению.

Странно порой видеть многочисленные объявления о проведении эзотерических и даже йоговских (чаще всего это Кундалини-йога) практик «на деньги», «на успех», «на богатство», «для успеха в бизнесе»! Странность в том, что практики йоги, изначально предназначенные для остановки мыслеобразования (по Патанджали), т.е. для успокоения ума — этому уму и его капризам начинают потакать, обещая преумножить богатство (а значит, возможности наслаждений, развития тенденции ума познавать не вглубь, а «вширь»).

Есть такое заблуждение, что к йоге может обратиться только человек, познавший богатство и пресытившийся им — в пример приводится Гаутама Будда. Есть и другие примеры — принц Рама, скажем. Но дальше уже сложнее — на каждого короля-аскета можно насчитать десяток продвинутоых «из народа», обычных людей. Как быть с сыном плотника, Иисусом? Торговцем сигаретами — Нисаргадаттой Махараджем? Парамахамса Йогананда хотя и родился в семье зажиточного клерка, королевский роскоши тоже, мягко говоря, не испытал. Да что далеко ходить за примером — тот же уважаемый Б.К.С. Айенгар, лицо йоги 20го века. Родился в бедной семье и недоедал. Кто может всерьез утверждать, что путь к духовности лежит через богатство? Только ум.

Зачем же человек, который, по сути, всегда стремится к одному — спокойствию ума — пытается преумножить свои заботы, т.е. беспокойство — при этом прибегая к методам, призванным это беспокойство уничтожить раз и навсегда (достичь Мокши — Освобождения)? Вот это парадокс нашего времени! А возможно, и скрытая лазейка к настоящей йоги. Потому что любое средство содержит потенциал разворачивания именно так, как оно должно разворачиваться. Можно тихо мирно забивать гвозди автоматом Калашникова, но в один прекрасный день он возьмет и выстрелит. К несчастью, вероятность того, что йога, применяемая для обогащения, «выстрелит», ничтожно мала. Потому что в зачет идет больше намерение, чем конкретные техники.

Доходит до смешного — не раз встречал людей, всерьёз высказывающих мнение, что преподавателя йоги можно оценить по количеству последователей, и наличию богатства. А ученика такого йога — по реализации его материальных желаний. (Или утверждающих, что йога должна решать повседневные, «житейские» проблемы — как создать семью, найти достойную работу, вырастить детей людьми и защититься от геморроя). То есть, активно муссируется идея, что богатый йог — хороший, реализованный йог! Ничто не может быть дальше от истины, чем такое утверждение. Несмотря на то, что в сферу нашего внимания в 20м веке, благодаря деятельности СМИ и хитрому пиару самих дельцов, попал целый ряд «Гуру»-миллионеров, разве это йоги?

Многие, слыша такие разговоры (особенно если с деньгами не очень, и «зацепило за живое») не долго думая начинают «копать интернет» или идут в книжный магазин в поисках уже чисто прикладной практик. И, конечно, находят. Скачивают из интернета какие-то «секретные мантры на богатство» (см. «мантра богатства очень мощная») — замечу, это обычно те же люди, которым очень понравился фильм «Секрет». Или идут на семинар Илонны Юпитер «Чаша изобилия» или что-то такое (это собирательный образ, пардон если где-то совпало с реальным) — это те, кто хочет заплатить за семинар, но чтобы быстро и реально научили как баксы привлекать секретной мантрой. Публикуются даже хитроумные пособия по достижению богатства с помощью индийских представлений об устройстве идеального общества и устройстве семьи.

Плюс все это упаковывается в религиозный и индийский культурный туман! На пространстве бывшего СССР с 85 года и до сих пор такой несложный трюк почему-то срабатывает безотказно! На сменам гадалкам и «Харекришне» пришли «чаши изобилия» и «мантры на богатство». Либо же — для людей более пугливых и тревожных — чисто коммерческие предложения сдабриваются примитивной психологией или простыми бизнес-технологиями («личностного роста») — чтобы наживку поглубже заглотили. Обещание с помощью тренинга найти мужа или жену (либо, как в последние годы, банально партнера для секса) — тоже не последний пункт в рекламе ложной йоги.

Забавно, что процесс продвижения заведомо весьма спорной идеи, что «слава + богатство = успех в йоге» — а в основном, эта идея продвигается богатыми и безжалостными йога-брендами и миллионерами-лже-Гуру — идет параллельно с пропагандой двух других ложных идей, тоже выгодных лишь людям, далеким от понимания йоги —

  • пропагандой чувственного развития в русле йоги, всех этих мантра-вагинальных тренингов, на которые в последние годы повышенный спрос у женщин — а их, как известно, около 90% практикующих йогу в наши дни. Техники овладения интимными мышцами, необходимые в определенных практиках хатха-йоги и тантры, по сути, лишь одна из граней практики, значение который часто преувеличивается «на потребу» клиента;
  • и пропагандой физкультуры как неотъемлемой составляющей практики йоги. Современные, новые «стили» йоги неприкрыто тяготеют к культу тела, открыто говорят о том, что да, мы в этом стиле развиваем мышцы, силу, выносливость. «Звездные» преподаватели не стыдятся позировать для обложки журнала слегка одетыми и подчеркнуто продемонстрировать физическую форму, явно приобретенную не в длительном Самадхи, а упорными силовыми тренировками в тренажерном зале.

Наилучший эффект от продаж йоги получается, конечно, если предлагать «3 в 1», сказать: я придумал новый вид йоги, практикуя который, вы станете: а) богаче б) здоровее в) сексуальнее и начнете испытывать мульти-оргазмы каждый день. К этому обычно (чтобы человек не разобрался в очевидных «вау-импульсах») прикрепляются сами по себе благородные — но по сути совсем не йогические цели, как создание крепкой семьи и воспитание достойного потомства, успех в делах и творчестве, гуманитарные цели, веганство и сыроедение, защита окружающей среды, религия, получение супарментальных потоков сознания с других планет и бог знает что еще.

(Кстати, в самой Индии, на родине йоги, к сожалению, происходит примерно тот же процесс. Но там в силу культурных табу «вау-имупульсы» шестигранного пресса и сексуальности не актуальны. Зато больная тема — как заработать денег. Так еще лучше! Все, что нужно, чтобы создать нового Гуру и начать собирать пожертвования правоверных — это посадить плотненького человечка на золотой трон в ашраме посолиднее, дать ему имя подлиннее, обязательно с приставками «Шри Шри», и надеть ему корону с драгоценными камнями или тюрбан. Борода есть? Отлично! Живот? Не помешает! Главное — золота побольше: на незрелые умы оно действует безотказно).

В конечном итоге, в теме «йога и деньги» три взаимосвязанных мотиватора: деньги (мотивация по 1 чакре), секс (мотивация по 2 чакре), здоровье и энергия (мотивация по 3 чаке). Эти три «демона» в теме «йога и деньги» являются неизменно доминирующими.

Как кажется, если у меня будет больше денег — у меня будет больше времени на йогу. Нет! Больше денег — больше возможностей их с пользой вложить (больше работы! Больше нервов!) или потрать на удовольствия (тут уж точно не до йоги).

Как кажется, если у меня будет больше денег — мне будет на что поправить здоровье. Здоровье не купишь! Тем более, сидя попой на кресле целый день, неважно, кресло руководителя это или низшего клерка.

Кажется, вот еще немного заработаю — и будет время на себя. Будет время на семью. На интеллектуальное и культурное развитие (давно пора, но некогда — дела!). А в это время семья отчуждается, здоровье рушится, и все, деньги улетучиваются. Этот как в анекдоте про западного богача, который вдохновился недельным ретритом в буддистском монастыре: «Братья, я вернусь! Вот еще миллиона два заработаю — а потом уже все брошу, и в вам, просветляться в пустую келью!» Ан нет.

Из болота Самсары надо тащить себя, как барон Мюнхгаузен, за волосы — за ум — а не нырять поглубже, в надежде оттолкнуться от дна.

Гаутама Будда жил, как принц, прежде чем разочаровался во всем, оставил семью с детьми, и ушел в лес. Великий тибетский йог Миларепа уничтожил черной магией более 30 человек из своей родной деревни, прежде чем все понял, обратился к истинной йоге и просветлел за 1 жизнь. Но надо ли нам искать становиться принцами и принцессами, рожать и бросать детей, заниматься черной магией — чтобы встать на путь йоги? А с богатством то же самое.

Другая крайность — это идея «все бросить», и идти с сумой по матушке-России. По примеру тех же Будды и других уважаемых мудрецов. К сожалению, у нас и климат не тот (зимой — замерзнешь насмерть), и государство не благоволит к нищим (в отличие от Индии), да и люди не склонны подавать. У нас, «юродивый», «бомж» — это ругательство, означающее человека низкого сознания. А в Индии, садху («бродяга»), бАба (отшельник, бродяга, йог, Бог) — означает человека высокого сознания. К слову о национальных особенностях русской йоги!

К тому же, как логично предположить, если ты отказался от материального комфорта, то такие банальные вещи, как капризы погоды, насекомые, разбойники, необходимость ежедневно иметь кусок хлеба и крышу над головой — превратятся в большие проблемы. В условиях аскезы, отказа от благ — ум человека продвинутого может стать святым, но ум человека обусловленного либо разрушится, либо повернется лицом к мирским благам. И человек с радостью впряжется опять в офисную лямку, уже боясь даже помыслить о духовном. А может просто заболеть: Л.Н. Толстой так умер. Полезно это в русле йоги?

А баланс возможен. Человек может работать столько, чтобы обеспечить себе (и, если нужно, семье) честное и существование, без излишеств. При такой постановке задач (не «стиральную машину, дачу, квартиру в Париже» — т.е. по восходящей, а «по ровному») останется время для йоги, изучения священных писаний и медитации. Кстати, на семью, детей, здоровье и спорт тоже останутся силы и время! Денег на занятия йогой, посещение семинаров и приобретение книг, на здоровую еду, отдых — будет хватать. А на «секс, наркотики и рок-н-ролл» — навряд ли. Нет, «Феррари» не будет. И золотого трона для чтения лекций — тоже. Ну, так, может, и бог с ними? Нет! Очень многое в нашем, выращенном на западных шаблонах потребления, уме яростно противится идее такой скучной, обыкновенной жизни! Но если жизнь — интересная, как потерять к ней интерес? И обратиться к йоге?

Цари-отшельники просветлели потому, что увидели тщету накопления. А не потому, что накопили какое-то «достаточное» количества богатства и власти (принц Гаутама Будда был принцем в крошечном по нашим меркам царстве) и испытали «все» удовольствия (принц Рама просветлел, когда ему было чуть больше 16 лет). Человек же бедный пониманием, тщетно стремится успокоить свой ум богатством, словно плывет на лодке к линии горизонта. И так же жадно и так же тщетно стремится «потреблять» йогу, накапливая знания и опыты, как деньги. Такому ни деньги, ни знания впрок не идут — вот беда.

Мы поговорили об основных моментах проблему «йога и деньги». Но есть еще один момент — «йога как способ ЗАРАБОТАТЬ деньги»! Идея того, что йога сама по себе является современным способом зарабатывать деньги, вкупе со смутным подозрением, что ты должен быть богатым, чтобы достичь успеха в йоге, логически приводит к популярной ныне идее: а почему бы мне не начать ЗАРАБАТЫВАТЬ с помощью йоги, напрямую?! Если современный, 20-21 века образца, Гуру йоги может (и почти обязан) быть долларовым миллионером, если путь к Просветлению лежит через достижение всех возможных мирских благ — почему бы мне заработать деньжат, подучиться йоге и заодно повысить социальный статус, работая преподавателем йоги? (Самые сообразительные на этом этапе придумывают и создают он-лайн тренинг на тему «Йога для богатства», раскручивают его и успешно продают другим страждущим, таким образом обогащаясь напрямую!). Всего 30 дней инструкторского тренинга отделяют человека, который несет свои нелегко заработанные деньги («кровь жизни») в йога-центр, от конкурирующего с армией таких же, как он, инструкторов, которые часть этих денег ПОЛУЧАЮТ. Так «донор» легко становится «вампиром».

Градус напряжения при возникновении идеи зарабатывать йогой — резко возрастает! Как сложно в этой проблеме разобраться даже практикующим, т.е. тем, что учится йоге — и поэтому боле открыт для самопознания, самооценки — и самокритике! Насколько же сложнее совладать со своими противоречивыми желаниями преподавателям йоги. То есть, тем особым людям, которые говорят себе, что они уже постигли суть Йоги, и готовы учить других. Благодаря занятиям физкультурой и энергетическими практиками йоги, у этих людей сил — а значит, и желаний — больше. Иногда такой человек может быть полностью целеустремлен на создание своего йога-бизнеса, или даже на то, чтобы в перспективе стать «вторым Ошо». Выглядеть при этом человек может очень живо и подтянуто, чакры иметь — вот такенные, основополагающие тексты цитировать без ошибок, занятия вести хорошо, позитивно болтать на актуальные йога-темы и вообще ничем не обнаруживать внутренний разрыв.

Известный йога-журналист Вейлон Льюис (Waylon Lewis) редактор известного Elephant Journal (Элефант-джорнал), обрисовал проблему так (запись к статье — по платному доступу, поэтому привожу свой примерный перевод): «Большинству йога-тичеров платят очень мало. Некоторым платят хорошо — но разница только в деньгах, не в личных качествах. Некоторым преподавателям удается зарабатываться деньги, сохраняя „отстройку, дыхание и намерение“ (это принципы йоги по определению Yoga Journal). Но чаще всего дело в харизме, умении заразительно смеяться, сыроватых уроках духовности, и большом количестве подписчиков в соцсетях».

Действительно, инструкторам йоги обычно платят до смешного мало: обычно от 600 до 1500 рублей за занятие. При этом, на урок надо приехать зачастую из другого конца города, а потом, понятно, вернуться к себе домой — тратится и время, и деньги. Работает такая схема только в двух случаях: если преподаватель сидит в йога-центре постоянно, проводя по несколько уроков за день, либо если человек ездит по городу целый день, проводя в сутки по 4-5 классов — в сумме получается неплохо. При этом поддерживать уровень преподавания смогут немногие, а уж на личную практику ни сил, ни времени уже просто никак не остается. Перед человеком жестко встает вопрос необходимости не зарабатывать больше, а как-то разумно ограничить свои желания. Миллионов, которые имеются у индийского «Гуру», так все равно не заработать (там пирамида, а не работа), и если человек не принимается всерьёз за раскрутку собственной персоны на профессиональном, коммерческом уровне (тогда он становится «селебйогом» — это когда ты «звезда», ВИП-йог, которых приглашают на конференции Yoga Journal) и происходит философский кризис. Человек вдруг опять вспоминает Яму и Нияму, в частности злополучную (Яму) Апариграху — отсутствие тяги к накопительству — и (Нияму) Сантошу — довольство тем, что уже есть (и, в иделе, непривязанность даже к этому)... Но это только начало — настоящая «битва» впереди: предстоит персональный поиск и попытка интегрировать, примирить, извечное стремление ума «вширь», инстинкт хищника, присущий человеческому уму — и йогическое направление ума вовнутрь, от которого никакой коммерческой прибыли нет и не будет.