Йога и поэзия: интервью с поэтессой и йогиней Еленой Вагнер

11 июнь 2015, 07:51

Йога и поэзия: интервью с поэтессой и йогиней Еленой Вагнер

«Истоки творчества — пожалуй, величайшая тайна жизни. За века мыслители выдвинули немало теорий о том, что питает этот источник, а что заставляет его иссохнуть. С одной из самых живучих выступил Фрейд: он говорил о том, что сублимация сексуальной энергии взращивает артистический темперамент и творческие импульсы. Но Фрейд признавал, что с помощью метода психоанализа ему вряд ли удастся объяснить этот процесс. „К сожалению, — писал он в очерке, посвященном Достоевскому, — перед проблемой писательского творчества психоанализ должен сложить оружие“. Эта загадка стоит перед человеком давно, но в последние десятилетия обнаружилось достаточно много свидетельств — как обрывочных и не слишком убедительных, так и основательных, — которые указывают на то, что йога способна сыграть существенную роль в подпитке творческого источника. И пробуждением Кундалини дело не ограничивается». / «Научная йога. Демистификация» — Уильям Броуд

Елена Вагнер (Матанги) — филолог (к.ф.н.), поэтесса, путешественница, преподаватель йоги, мастер восточного массажа и Рэйки.

«Хануман»: Елена, как объясняется твое духовное имя? И почему ты решила так озаглавить свое интервью, не просто «Йога и Поэзия», а «На службе Сарасвати и Матанги»?

Е.В.: В индийской мифологии Сарасвати — богиня мудрости, искусств и красноречия. В тантрической традиции «Даша-махавидья» есть еще одна богиня искусств и поэзии — Матанги. И Сарасвати, и Матанги — это олицетворение знания, искусства, искушённости. Они являют собой две стороны одного и того же. Но если Сарасвати — олицетворение чистого, «официального» искусства, то Матанги — маргинальный поэт, её миссия — выразить невыразимое и трансформировать грязь в цветы, или языком йоги, поднять энергию от нижних чакр к верхним. Это то, о чем Анна Ахматова говорила: «...из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Или то, что делал А.С. Пушкин, который стал писать стихи разговорным языком, отойдя от «высокого стиля» классицизма. Кстати, Матанги изображается темноликой, смуглой.

«Хануман»: А все-таки, как связаны, по-твоему, йога и поэзия? Кого, как не опытную йогиню и поэтессу, спросить об этом!

Е.В.: Йогой я занимаюсь лет 7, а стихи пишу уже около двадцати пяти, не считая совсем детских. Знакомство с йогой помогло мне осознать некоторые вещи и посмотреть на феномен творчества с новой перспективы — например, на процесс медитации и вдохновения.

Так же, как в йоге говорится, что «не ты, но через тебя» — мне кажется, происходит и написание стихов. Роль автора заключается в возможности настроиться на нужную волну, где поток сам подхватит тебя и придут нужные слова, ритмы, рифмы. Иногда они приходят быстро, иногда в поисках нужного слова приходится долго ждать — или искать, погружаясь в глубины языка... Этим процесс творчества похож на медитацию. Никогда не знаешь, что придет, что будет написано — по большому счету, от тебя ничего не зависит. Вернее, от тебя зависит возможность настройки. Способность менять и переключать настройки до некоторой степени произвольна, в этом деле велика роль нашего намерения, нашей практики, готовности, дисциплины, доверия и т.д.

И это как раз то, что приходит с практикой йоги. Каждый и нас уникален, каждый несет в этот мир свои дары, и может реализовывать свои творческие способности в разных сферах: от написания музыки, картин и книг до садоводства, приготовления еды и так далее. И я думаю, всем знакомо это явление — когда пытаешься специально что-то придумать, можно сломать голову, но всё не то, а потом наступает момент сдачи, расслабления, можно даже на время забыть или забросить это дело — и вдруг происходит какой-то сдвиг, и всё случается лучше, чем ты мог представить и запланировать! И в этом столько красоты и радости, что, несмотря на то, что это пришло, реализовалось через тебя, ты удивляешься этому не меньше других. Поэтому каким бы творчеством или деятельностью мы не занимались, практика йоги способна помочь в любом. Потому что это — универсальный инструмент работы со своими «настройками» — с механизмом тела-ума.

Хар, Хар, Хар, Хар,
Медитируйте на Имени.
Как только слёзы Божьей любви
появятся в ваших глазах,
Путь будет открыт,
И вы увидите Бога
Везде.

Йоги Бхаджан 

«Хануман»: Если можно, поподробнее о том, как происходит «активизация» творчества с помощью йоги!

Е.В.: Я представляю себе этот процесс так. Мир пронизан бесконечным количеством различных энергий — можно их сравнить с радиоволнами. Они всегда есть, они не хорошие и не плохие, просто у них разная частота. А наш инструмент тела-ума — как приемник, способный попадать в резонанс с волнами и транслировать их. От того, как и на что настроен приемник, будет зависеть «музыка» нашей жизни. Обычно базовые настройки закладываются в детстве, и до какого-то срока мы не осознаём, что в наших силах их изменить, и просто принимаем те волны, на которые настроены. Начиная практиковать осознанное отношение к жизни — через йогу, или другие практики — мы понимаем, что способны перенастраивать свой «приемник». В этом ответственность, и в этом свобода, к которым не все и не всегда готовы.

«Хануман»: Какие практики вдохновляют тебя и способствуют рождению стихов?

Е.В.: Так как у меня лирическая направленность, это, в большей степени, различные парные практики: парная йога, массаж, тантрические ритуалы, парные медитации и т.д. Когда-то я посещала занятия тантрой, и после каждой практики приходили стихи! Но, к сожалению, большинство тех занятий, которые сейчас называются «тантрой», не способствуют настройке на более высокие частоты, так что здесь нужно быть аккуратным. Мне посчастливилось учиться у настоящих мастеров, реализующих свой опыт в жизни. Рядом с ними, действительно, что-то меняется, перенастраивается, и они вдохновляли меня на стихи. Тантрические практики Танит, Перукуа, Майи Мандала, семинары Марины Дадашевой и Мантека Чиа, глубокая работа с телом в массажных методиках Алексея Шкипера — всё это открывало внутри меня энергию творчества, позволяло настраиваться на новые частоты.

Кроме того, часто меня вдохновляют чьи-то тексты, неважно, поэтические или прозаические. Просто какая-то фраза, словосочетание может зацепить внимание, и начнет обрастать новыми смыслами, создавать свой ритмический рисунок. Из недавно прочитанного такой вдохновляющей была книга Клариссы Пинколы Эстесс «Освободите сильную Женщину».

Обычно для творческого процесса нужна некоторая успокоенность и расслабленность, в гуще событий и чувств сложно писать стихи. Хотя иногда они случаются и на эмоциональном пике. Несколько раз бывало так, что одна часть меня — на уровне эмоций и чувств — рыдала в самом прямом смысле, а другая (видимо, это и есть внутренний наблюдатель) сохраняла вектор однонаправленности и «ловила волну» стихотворения. Эти стихи получались очень энергетически сильными.

Моего во мне нет ничего; все, что есть, твое. Если вручу тебе твое, что мне с того?

Повторяя «ты, ты», я стал тобою, меня во мне не осталось. Когда стер различие между собой и тобой, кого я звал другим именем, всюду стал ты, куда ни взгляну.

Кабир

«Хануман»: Есть мнение, что мантра-йога и вообще работа с верхними чакрами «активизирует» творческие и в том числе писательские, поэтические способности. Так ли это, по твоему опыту?

Е.В.: Да, такое направление, как мантра-йога, тоже способствует поэзии. В конце концов, все мантры — это стихи, и все древние трактаты были написаны стихами. Неважно, на каком языке мы поем мантры, это может быть «простой» АУМ — это создает вибрации на разных уровнях нашего существа, снимает зажимы и блоки, позволяет пропускать через себя более тонкую энергию. Иногда в занятие йогой я включаю чтение своих стихов — я называю это «СтихоТерапия». По отзывам, многие после этого начинают сами писать стихи! Вообще, как я говорю, поэзия — штука заразная J Но, наверное, так во всём — то, чем мы сами пропитаны, начинает распространяться вокруг нас и влиять на других.

«Хануман»: Стандартный вопрос к человеку творческому, пардон за не оригинальность: пару слов о то, чем живёшь сейчас в плане стихов, и твои творческие планы на ближайшее будущее.

Е.В.: Недавно у меня вышла третья книга — «ВДОХНОВЕРИЕ». Само название этой книги — уже практика внимательности, потому что наши умственные шаблоны сильны, и не все замечают, что отличие в одну букву иногда полностью меняет смысл. Это получился не просто сборник стихов, а книга-медитация. Оформление и иллюстрации к ней сделала замечательная художница Веда Рам. У нас возникло удивительное созвучие, сочетание стихотворений и картин получилось прекрасным.

18 июня мы планируем провести творческий вечер-презентацию книги. Кроме чтения стихов, в нем прозвучат песни, написанные на мои стихи разными авторами, выступят гости, это будет открытое пространство для творчества, общения и празднования ВдохноВерия. Вечер состоится 18 июня в клубе iSoul, при поддержке Танит и группы «Мандала-Фест»; вход свободный, приходите почувствовать на собственном опыте, как соединяются йога и поэзия!

***

Потому что желанье любви есть желание Бога,
И тоска по единству с Единственной или Единым,
Чьё волшебное имя ты пьешь до последнего слога,
Словно сладкий нектар, источаемый майским жасмином.

С каждым вдохом твои лепестки раскрываются к свету,
И пред ликом Её и Его ты склоняешь колени,
Потому что желанье любви кружит эту планету
В восхитительном танце галактик и сердцебиений.

***

В тайну тел, отношений, любви, наслаждений
Завлекает нас сила желанья,
В омут взлетов, падений, и опять восхождений
По ступеням самопознанья.

Но однажды мы выйдем, забывая тревоги,
К крыше мира в земном закате,
И нас встретят в объятья живые боги
От Сварога до Сарасвати.

***

Ты превращаешь мужчин в богов,
Ярким огнем горящих,
Освобождая от всех оков,
Прошлых и настоящих.

В женщинах ты раскрываешь свет
Истинного рожденья,
Матери Мира целуя след
В каждом ее творенье.

Ты пробуждаешь нектар весны
В лотосовых бутонах,
И незаметно приходишь в сны
Благословить влюблённых.

«Хануман»: Спасибо, Елена, что поделилась своим вдохновением!

Купить поэтические сборники Елены Вагнер можно в йога-центрах «Сарасвати», «Женский Мир», или на презентации.