Йога и женщины, часть вторая. Взгляд изнутри

30 июль 2015, 07:53

Йога и женщины, часть вторая. Взгляд изнутри

ВОПРОС: Чем вообще практика йоги для женщин отличается от йоги для мужчин. Большинство трактатов по йоге (да в общем-то все) освещают именно тему йоги «для мужчин». Что с этим делать? (Если надо вообще).

Алсу Белоглазова, йога, женские практики, тантра: Если мы под словом «йога» будем рассматривать исключительно телесные практики, то несомненно, женская физиология от мужской отличается, а, следовательно, отличаются и нюансы практики. Если же рассматривать йогу, как более широкий спектр практик самопознания, то разделять йогу на женскую и мужскую бессмысленно, на уровне сознания мы не мужчины и не женщины. Другой вопрос, что женщины, как мне кажется, более обусловлены теми гормональными процессами, что происходят в их теле, и им гораздо сложнее выйти из этой игры, чтобы начать практиковать более высокие ступени йоги, чем «хатха». И, в то же время, именно телесные практики позволяют женщинам начать дружить со своей «гормональной фабрикой».

Богдана Матиевская, руководитель йога-центра «Дигамбара»: Раньше из-за мужского шовинизма, женщинам не давали возможности даже в вузах обучаться. К счастью, женщины сумели добиться (пока не везде) равных прав и возможностей. Ничего не делать. Просто практиковать.

Инна Захарченко, преподаватель йоги: Да, трактаты по йоге написаны мужчинами и для мужчин, но разве мы сейчас обсуждаем именно ту йогу? Мы живем в 21 веке и практикуем адаптированную йогу или ее части (например, только асаны и пранаяму). И даже если это далеко от практик, описанных тысячи лет назад, все равно это продолжает быть йогой, поскольку развивает человека и делает его более осознанным и гармоничным. Что касается йоги для женщин, то следует корректировать практику асан и пранаям с учетом месячного цикла и делать скидку на другие особенности женского организма, например, изменения гормонального фона, что может влиять на способность к концентрации. И в йоге все очень индивидуально (как и в жизни вообще), так что нужен индивидуальный подход, основанный на целях, способностях, физических данных, характере и прочих параметрах практикующего.

Мария Выборнова (Лакшми) — практик и преподаватель Хатха-йоги и даосских женских практик: Здесь совсем не ясно, откуда такое утверждение. Если говорить о хатха-йоге (физических упражнениях), то конечно для женщин учитываются особенности тела, а вообще нельзя говорить «для женщин учитываются...» правильно сказать «для каждого человека учитываются особенности тела и состояния».

Татьяна Маренкова, практикующая йогу: Ориентация на мужчин в древних трактатах понятна и культурно предопределена, положение женщины в Древней Индии и в современном западном обществе существенно поменялось. Сейчас мы видим очень много «йоговских продуктов», ориентированных специально на женщин. На мой взгляд, это скорее результат рыночного подхода и маркетинга, чем особенности духовного пути полов. Да, отличия в практике есть. Но они также есть и в практике каждого человека среди своего пола. Честно говоря, я против такого жесткого гендерного подхода: это для мужчин, а то для женщин. Практика должна быть индивидуальной, подходящей данному конкретному человеку. Среди моих знакомых, активно и вдохновенно практикующих, нет ни одного, чья практика была бы похожа на другую. Действительно, мужчины часто сами предпочитают силовые асаны и избегают растяжек, а женщины выбирают «мягкую», плавную йогу. Но в тоже время есть много и обратных примеров.

ВОПРОС: Известно, что мужчины практикуют йогу обычно в силовом ключе. Мужчинам нравятся стойки на руках, планки и другие силовые моменты. Также мужчины охотно стараются освоить самые сложные позы йоги, такие как «Скорпион» и т.п. Женщины же обычно «упирают» на прогибы и скрутки. Надо ли как-то уравновешивать эти тенденции, для успеха в йоге? Или это нормально, и все должно идти своим чередом?

Алсу Белоглазова, йога, женские практики, тантра: Любят то, что проще всего дается! Да, женщины более гибки, мужчины более сильны и выносливы, но в чем смысл развивать только свои сильные стороны? Это артистам цирка нужно доводить свой акробатизм до совершенства, задача йоги — гармония! Я за уравновешенную практику.

Богдана Матиевская, руководитель йога-центра «Дигамбара»: Все должно идти своим чередом. Женщины и мужчины разные и практика у них тоже разная. Это нормально.

Елена Карандаева, организатор йога-туров: И женщины, и мужчины практикуют йогу и в силовом ключе, и в ключе гибкости. Просто мужчины пытаются сделать многие асаны за счет силы мышц, а женщины делают те же самые асаны за счет грамотного баланса и распределения сил всего тела. Так, например, Эка Пада Бакасана может быть мужчиной сделана именно благодаря сильным бицепсам, развитому мышечному корсету спины и, безусловно, прессу. А женщина с худенькими ручками сделает это асану за счет правильного баланса и точек равновесия, плюс включения бандх, при этом у нее и близко могут быть не развиты мышцы спины в той мере, как у мужчины. Да, мужчины именно поэтому больше и предрасположены к выполнению силовых асан. Это заложено еще и в мужских чертах характера: выйти на руки прыжком или сделать «скорпиона» или Пинчу — для них будет больше интересно, чем сделать глубокую скрутку или прогиб. А женщины, в силу характера опять-таки, более тягучи, терпеливы, в их природе заложено расслабиться и «течь» в асанах. Поэтому они так хороши в шпагатах, вытяжениях, прогибах. Но и те, и другие так или иначе выбирают школу йоги, которая делает упоры на тот или иной аспект практики асан, поэтому я бы исходила именно от школы йоги, а не от пола. Потому что женщины и мужчины в школе Аштанга-Виньяса йоги хреначят всю первую серию одинаково в общем-то, и разницы особой нет.

Инна Захарченко, преподаватель йоги: По моим наблюдениям, далеко не всегда мужская практика более силовая и сложная. Многие девушки ничуть не уступают мужчинам в выполнении силовых асан, причем делают это даже более изящно. Повторюсь, что все очень индивидуально. Но многим нравится делать те асаны, которые им лучше удаются. Поэтому, чтобы практика была гармоничной, нужно равномерно направлять свои усилия на развитие и силы, и гибкости.

Мария Выборнова (Лакшми) — практик и преподаватель Хатха-йоги и даосских женских практик: Этот вопрос начинается с утверждения, с которым я не могу согласится, так как под ним нет никаких объективных оснований. К примеру, в моей практике я встречала достаточно мужчин, предпочитающих мягкую йогу и женщин — жесткую. Другими словами, «каждому свое», и здесь это зависит больше от характера ума и особенностей тела практикующего. Не даром говорят, что Капха редко хочет силовухи, но особо в ней нуждается для поддержания баланса и наоборот, можно сказать о Пите, которая стремится к силе, «горячеет», и тем самым может нарушить баланс энергий в теле, привлекая болезни (здесь следует посвятить больше времени гибкости и расслаблению). Возможно, здесь следует говорить скорее об энергетических типах тел, чем о их половой принадлежности?

Татьяна Маренкова, практикующая йогу: Успех в йоге — это же не количество освоенных поз и показатели гибкости. В первую очередь это состояние сознания. Если вы пребываете в осознанности, если ваш ум спокоен, если происходящее гармонично, то есть ли разница, в какой вы позе? Освоив то, что вам ближе, можно приступать к сложным «не своим» асанам. Или наоборот, сразу выбирать то, что не свойственно, «играть» на преодоление. В конце пути разницы не будет.

ВОПРОС: Для многих женщин, йога — это какие-то мягкие потягушечки, и пение мантр «под Деву Премал» — помогает ли такая йога женщинам?

Алсу Белоглазова, йога, женские практики, тантра: Несомненно! Потягушечки под мантры Девы Премал очень хорошо снимают стресс после напряжённого рабочего дня. Любят ведь не просто так, а потому что хорошо чувствуют себя после.

Богдана Матиевская, руководитель йога-центра «Дигамбара»: Уверена, что на начальном этапе лучше такая йога, чем бокал вина и терки в интернете.

Елена Карандаева, организатор йога-туров: Каждый выбирает по себе: женщину, религию, дорогу ©. Зависит от характера женщины, от ее целей и скорости, с которой она готова двигаться в саморазвитии. Если для нее пение мантр Девы Премал это то, что делает ее добрее, спокойнее, мудрее, лучше, то это ее йога, и не нужно ее сподвигать делать «скорпиона». Йога для каждого своя. Йога не начинается на коврике и не заканчивается Шавасаной.

Инна Захарченко, преподаватель йоги: Любая практика йоги благотворно влияет на физическое, ментальное и душевное состояние человека. Я сейчас живу в Италии, и здесь «потягушечки» и пение мантр практикуют не только женщины, но и мужчины. Здесь люди занимаются йогой, чтобы расслабиться. Такая же ситуация и в других европейских странах. Мы же, практикующие постсоветского пространства, привыкли хорошо выкладываться на занятиях. Нам, чтобы хорошо расслабиться, нужно сначала хорошо напрячься. У каждого свои цели — кто-то хочет просто успокоиться после рабочего дня, кто-то укрепить тело и сделать его более гибким, а кому-то нравится просто побыть в кругу единомышленников и почувствовать себя частью сообщества. В этом и состоит прелесть йоги: при всей ее грандиозности и универсальности она может быть очень разной.

Мария Выборнова (Лакшми) — практик и преподаватель Хатха-йоги и даосских женских практик: Если обсуждать йогу, учитывая, как ее сейчас преподносят и пиарят многие и многие, то не удивительно, что для большинства людей, и это касается не только женщин, йога представляет довольно суженное понятие. В этом нет ничего удивительного. Ведь изначально о йоги писали и ее практиковали и о ней говорили не для общего пользования, ну и в любом случае не в таком виде, как теперь. И не стоит забывать, что на начальном этапе (особенно учитывая особенность нашего времени) хороши любые представления о практике, которые ведут человека в конце концов в ее глубины и к самому себе. Я думаю, если есть признаки того, что человеку практика помогает (а вид признаков зависит от целей самого человека) то она помогает. Например, многие женщины просто хотят получить равновесие эмоциональное и здоровье физическое, для рождения здоровых детей, а некоторым подавай просветления. Я не вижу ничего плохого в том, что практика дает каждому тот уровень даров, которые человек готов принять и хочет. И вообще насколько долго человек сможет заниматься практикой, которая ему не помогает в достижении того, что он наметил? Если эти или те женщины делают потягушечки и поют мантры и от этого счастливы, то это, очевидно, им помогает ;) А если мы будем обсуждать не состояние «счастлив», а «просветлен», тогда не разумно обсуждать здесь только мантры и потягушечки, мы же с вами не знаем, что тот или иной человек делает в течение жизни после мантр и потягушечек, может она или он практикуют высшую йогу, а этот уровень йоги не виден обычным глазом, как некоторые наверное уже поняли на собственном опыте.

Татьяна Маренкова, практикующая йогу: Я уверена, что помогает. И дело как раз в самом слове «помогать», и в цели, которую женщина перед собой ставит. Если цель — расслабиться, отдохнуть после рабочего дня, то всё это она найдет на подобных занятиях. В качестве духовной практики это тоже хорошо, сохранять осознанность в мягкой обволакивающей атмосфере женской энергии зачастую сложно, потягушечки и мантры настраивают на полное растворение в общем потоке. Еще один плюс: подобные занятия могут как раз сподвигнуть женщин на пересмотр себя, подтолкнуть к личной практике и духовному поиску (хотя женщины и склонны здесь увлекаться и застревать в процессе поиска).

ВОПРОС: «Женские практики». Упражнения для вагинальных мышц. Райхианские техники, снимающие напряжения в области паха. Техники по повышению качества секса и оргазма, в частности. Как это соотносится с йогой? Сейчас такие техники набирают большую популярность, проводятся семинары и тренинги, и, вероятно, скоро появятся курсы подготовки инструкторов «вагинальной йоги». Как ты смотришь на это?

Алсу Белоглазова, йога, женские практики, тантра: Спрос рождает предложение. Женщины хотят получать радость от своей интимной жизни, и если им что-то помогает, то прекрасно, пусть занимаются. Когда человек перенаправляет свое внимание с внешнего на ощущения тела, это уже начало практики, там всего шаг до медитации ))

Богдана Матиевская, руководитель йога-центра «Дигамбара»: Отвратительно. К йоге это не имеет никакого отношения.

Елена Карандаева, организатор йога-туров: Прекрасно смотрю на это. Одна из главных бандх — Мулабандха — собственно и работает, в том числе, с интимными мышцами. И могу сказать не понаслышке — это очень хорошо влияет на качество секса. Особенно когда мужчина не ожидает того, что женщина умеет эти мышцы осознанно напрячь. Они так удивляются каждый раз этому факту.) Так вот, эти мышцы нужно развивать однозначно. Как с медицинской точки зрения (тут лучше спросить у медиков, но я слышала, что развитие этих мышц препятствует опущению матки, способствует восстановлению после родов, помогает при заболевании недержания мочи и т.д.), так и с эстетической точки зрения — все мышцы тела нуждаются в напряжении и расслаблении. Возьми, к примеру, мышцы лица — существует множество техник работы с мышцами лица, которые позволяют держать наше лицо в тонусе, избавиться от мелких мимических морщин, оттянуть появление глубоких морщин. Просто этим нужно заниматься регулярно. И вот тебе и снова йога — пожалуйста. Делай то, что делает тебя лучше, делай это регулярно и это и будет твоя йога. С интимными мышцами также. И кстати это способствует еще и усилению женского оргазма. Он становится ммммм....сильнее, что ли.

Инна Захарченко, преподаватель йоги: Упомянутые практики пересекаются с йогой в части исследования своего тела, умения слышать и понимать его. На мой взгляд, эти практики могут быть очень полезными для женщин, ведь многие из нас родом из той страны, где «секса не было», поэтому часто наша сексуальность ущербна. Прекрасно, что сейчас доступны и популярны техники, которые могут улучшить качество жизни. К слову, йога тоже в этом помогает. Ведь что такое Мула-бандха, как не упражнение Кегеля? Асаны на раскрытие тазобедренных суставов прорабатывают напряжение органов малого таза, «дыхание чакрами» растворяет блоки. Но нужно понимать, что только лишь «техники по повышению качества секса» не могут существенно улучшить качество жизни. Жизнь многогранна, и секс — лишь часть этой жизни. Наивно думать, что «прокачав» только эту сферу, человек станет счастливым. Для счастья личности необходимо всестороннее развитие.

Мария Выборнова (Лакшми) — практик и преподаватель Хатха-йоги и даосских женских практик: Если это появится, значит это кому-нибудь нужно.

Татьяна Маренкова, практикующая йогу: В целом хорошо. Немного удивляет, конечно, тенденция называть всё что угодно йогой. И что всё смешивается в кучу. Райх — это телесная терапия. Долинный оргазм и управление сексуальной энергией — техники Мантек Чиа. «Женские практики» — вообще загадка =) И направлены они все на разные аспекты, они решают разные задачи. Занимаясь подобными практиками, стоит понимать, что ты делаешь и зачем. Но сами по себе такие техники могут быть полезны, раскрытая и здоровая сексуальность — это минус один блок в теле и сознании, напряжение с темы секса уходит и внимание может направиться в большем объеме в другие области. Умение чувствовать свою энергию и управлять ею также очень полезно для практики. Другое дело, что популярные темы притягивают очень много неосознанных любителей, желающих стать гуру и преподавать ту же самую «вагинальную йогу». И такие занятия однозначно вредны для психики и здоровья учеников.

ВОПРОС: Многим женщинам сложно медитировать. Они даже не очень представляют, о чем идет речь. Нередко медитация у женщин сводится к созданию внутри атмосферы уюта и спокойствия — собственно, женщина делает то, что она привыкла делать дома, «по хозяйству», и чего хочет ее эго. А значит, практика не разрушит это эго, не выведет на новый уровень. Нужны ли женщинам другие практики медитации, нежели мужчинам?

Алсу Белоглазова, йога, женские практики, тантра: Я не очень понимаю, откуда такое утверждение. По моему опыту, медитировать одинаково сложно и одинаково легко и мужчинам, и женщинам. Ум беспокоен у всех.

Возможно, таким женщинам, которых ты описываешь, порядок и уют внутри помогают успокоить ум и приступить к медитации.

Богдана Матиевская, руководитель йога-центра «Дигамбара»: Я не считаю, что женщинам медитировать сложнее, нежели мужчинам. Все зависит от уровня подготовки сознания к практике медитации.

Инна Захарченко, преподаватель йоги: Любое начинание бывает сложным, но осилит дорогу идущий. Поначалу любому сложно медитировать, ведь мы пытаемся научить наш мозг работать по-другому. На начальных этапах освоения медитации внутреннее спокойствие и уют — уже хорошо. А вот уже со спокойным умом можно идти вглубь. Если женщина хочет дойти лишь до уровня покоя и уюта в своей медитации, зачем же ее принуждать идти дальше? Во-первых, йогические практики лучше осваивать постепенно, а во-вторых, давайте не забывать о мотивации нашей вымышленной женщины. Мужские и женские медитационные техники, на мой взгляд, не отличаются, ведь мы все homo sapiens, и сходства в нас больше, чем различий.

Мария Выборнова (Лакшми) — практик и преподаватель Хатха-йоги и даосских женских практик: — Что тут подразумевается под словом «медитировать»? Сидеть час в «лотосе»? Так это вообще многим трудно дается без постоянной практики. И нужно ли это всем? Если говорить о различных техниках, ведущих к состоянию медитации, то для каждого человека эффективны свои. Многим мужчинам очень трудно дается практика: просто, возможно, меньшее количество мужчин, чем женщин (из общего их количества в Москве, например) вообще пробуют понять, что такое медитация? Возможно, мужчина гораздо дольше размышляет «надо — не надо» «доверять — не доверять», и потому те, кто все же решается на это, они уж прям гораздо больше нацелены на результат. Женщина скорее соглашается, быстрее доверяет и больше нацелена на процесс, потому, возможно, выглядит более расслабленной, а не неспособной пережить медитацию. Но разве нацеленность на результат — это не есть самая главная ошибка на пути к переживанию состояния медитации? Разве медитация — это не пребывание в процессе, но незатронутым им, каким бы процесс ни был?

Если ты говоришь о медитации как о состоянии, тогда здесь совсем не уместно делиться на мальчиков и девочек. Медитация выше этого. И что значит «понимают»? Как вообще ее можно понять? Это можно только пережить и пребывать в этом. Это выше ума, который разделяет на «мен» и «вуман». Про Эго совсем интересно. Ведь каждый мужчина и женщина, когда только приходит в йогу, имеет совершенно эгоистические цели, и мужчина часто даже более эгоистические, чем женщина. Ей то что: всего лишь фигуру, секс да и спокойствие эмоциональное, чтобы мужика своего любить, а не пилить, да детей здоровых родить, да заботится о себе и о семье. А вот у мужчины же все иначе)) Он идет за «лучше всех», «особенный», «сильный», «я тут не при чем, это вы все детей да любовь, а у меня то воно чё...» Мужчина изначально отделяет себя от как бы всех недостойных, и это, я вам скажу, грандиозное Эго)) Так вот, есть и такие женщины, что мыслят, как мужчина, и мужчины, которые занимаются для фигуры, секса и успеха. Я думаю, тут уместно разделить на мужской и женский ум, а не по гениталиям, все же. В любом случае, с какого бы Эго все ни начиналось, пусть так и будет, в итоге каждый путь начинается с начала. И это начало уж точно не удовлетворение и совершенство, если кажется, что имеет смысл куда-то идти и что-то достигать. А зачем вообще разрушать эго? Что есть Эго, что же так на него все ополчились и хотят уничтожить? Ведь для чего-то оно было дано! Быть может, лучше познать Эго и осознать, и выйти из-под его власти? Быть может, оно нам еще пригодится в этом воплощении? Возможно, оно лишь инструмент? А вообще «нет человека — нет проблем» ;) если уж под корень вопрос решать и что-то уничтожать.

Татьяна Маренкова, практикующая йогу: Интересный вопрос. Я сама зачастую не могу понять, верно ли мы понимаем термины, принятые в практике. Есть ощущение, что каждый их интерпретирует по-своему. Но всё же думаю, как всегда, основное — это намерение. Чтобы разрушить свое эго, нужно быть чуточку воином. Женщинам может быть непривычнее эта роль, поэтому и в практику они зачастую приходят за комфортом, а не за отказом от него. Поэтому перед медитацией всегда необходим подготовительный период, этап настройки на то, что будет происходить.

ВОПРОС: Хинду-культура зачастую доминантно относится к женщинам, и в частности, к такому женскому проявлению, как «женские дни» (по сравнению с отношением к этому — да и вообще к женщине — на Западе). Считается, что в месячные женщина «нечиста» и недостойна не только с мужем возлежать, но и в храм заходить — якобы оскверняет собой святое место. В критические дни женщины в индийской религиозно-культурной традиции закрывают голову платком... В то же время, врачи доказали, что более высокая продолжительная жизни у женщин, чем у мужчин, напрямую связана с месячными. Также, во время месячных у женщины нередко просыпаются скрытые, но изначально присущие «магические» способности, женщине легче «заглянуть за кулисы бытия». То есть, ни о какой ущербности, по логике, и речи то нет. Вопрос, есть ли в йоге — «написанной для мужчин» (т.к. в Индии йогой занимались в основном мужчины) — практики для женщин, и в том числе именно для женского цикла? Кроме «Приветствия Луне», которое, кстати, в популярной западной йоге так сильно извращают.

Алсу Белоглазова, йога, женские практики, тантра: Та йога, что популярна у нас, это «зарядка» для воинов-кшатриев. Вряд ли там что-то есть о женщинах. Женская йога частично сохранилась в традиционных индийских танцах, ведь именно танцовщицы были хранительницами этих знаний. Те же асаны и пранаямы, но нюансы отличаются, конечно.

Богдана Матиевская, руководитель йога-центра «Дигамбара»: Женщина в этот период становится более восприимчива ко всему. Поэтому нужно просто быть более внимательной к себе в это время, дабы не «хватануть» чего-то лишнего и разрушительного. Если есть возможность, избегать мест большого скопления людей, больниц, кладбищ.

Елена Карандаева, организатор йога-туров: Не думаю, что стоит примыкать к какой-либо теории. Чиста она в эти дни или не чиста, стоит ей заходить в храм или не стоит — это придумали уже люди. Есть природа — и природе видней. Природа женщины такова, что раз в месяц у нее идут месячные. И самое лучшее, что можно делать в данном случае — принимать это как естественный процесс жизни женщины, относиться к нему с УВАЖЕНИЕМ и с аккуратность. Уважать данный процесс нужно с разных точек зрения: и с медицинской, когда считается, что женщине сама природа пускает кровь, от чего ее кровь обновляется и весь организм оздоравливается, и с психологической точки зрения, ведь женщина в месячные эмоционально другая: более мягкая, спокойная и тихая — и с разных других. Я знаю точно, что месячные — это саттвичные дни. В эти дне не стоило бы заниматься силовухой, а можно было бы петь, слушать, читать, медитировать. Потому что для меня эти дни — как что-то сакральное. Как будто я вновь и вновь понимаю в эти дни, что мое тело — это сложный организм, в котором проистекают такие процессы, которые не повторит ни одна машина в мире, что мое тело меня любит и заботится обо мне, и что мое тело как будто просит отпуска в эти дни. Поэтому в эти дни я чувствую уважение к процессу и не поддаюсь на внешние активные предложения, которые могут нарушить этот процесс. Бегать, прыгать, купаться, танцевать можно и в другие 25-27 дней, но первые 3 дня отдайте телу, оно заслужило.

Инна Захарченко, преподаватель йоги: Я, к сожалению, не такой большой знаток классических текстов по йоге, как хотелось бы, но я не встречала описания специальных практик для женщин. Наверняка в тантрической литературе описание таких практик есть. Но мы ведь о йоге говорим, да? А вот совершенно особенное состояние во время месячных, по моему опыту, действительно наблюдается. Что же касается отстранения женщин от некоторых сфер социальной жизни во время менструации, что это объясняется отчасти предрассудками и невежеством, отчасти соображениями гигиены. Но что уж далеко ходить за примером? И в наши дни одни священники не рекомендуют женщинам во время месячных ходить в храм и причащаться, другие не возбраняют. Так что согласия по этому вопросу нет и в христианстве.

Мария Выборнова (Лакшми) — практик и преподаватель Хатха-йоги и даосских женских практик: — Наверное, йогу не стоит привязывать к хинду-культуре так сильно, а то ведь тогда давайте и йога-тичерами будут становиться только брамины... Йога использовалась также и в Тибете, например, а там другая культура. То, что написано, сказано, услышано гораздо меньше стоит, чем то, что доказано на собственном опыте и не кому-то, а себе. А есть много живых примеров, когда женщина говорит о месячных как об очень сильном с духовной точки зрения периоде, тем более не стоит забывать о скрытых причинах (страх) многих мужчин задавить силу женщины (особенно в прошлом). И снова в вопросе есть разделение на грязное-чистое, плохое-хорошее... Совсем не в контексте йоги говорить об этом.

Мужские-женские асаны... Есть просто асаны) И даже здесь тебе очень хочется разделить! Есть женщины, которые гораздо сильнее мужчин физически, и это не говорит о том, что у них проблемы. Проблемы только с этим миром, его понятиями и шаблонами. Пытаться затащить йогу в такие же шаблоны просто бессмысленно, тогда она не будет йогой. А если мы говорим только о физических упражнениях, тогда при чем тут сутры, «написанные для мужчин»? Тогда надо говорить о физических упражнениях, которые каждому даются по здоровью, а женщинам по их периоду (например, перевернутые не рекомендованы в месячные) и другим влияниям Луны и прочего... Только лунный комплекс... Это все равно что только пИсать, но не пить, и наоборот. В каждом милимилимилиатоме есть и Инь, и Ян. А значит, даже в самой вялой женщине есть и Ян тоже, и как раз ей-то его и стоит подтягивать. А если мы всем женщинам прикажем делать только лунный комплекс, а мужчинам солнечный, то один умрет от жажды, а другой лопнет...

Татьяна Маренкова, практикующая йогу: Не берусь сказать. Во время месячных мне кажется гармоничным скорее практиковать медитации, нежели асаны, либо наклоны, стоя и сидя.

ВОПРОС: Довольно мало женщин-святых, Просветленных Мастеров женщин (Амма и Ма Сурис — раз два и обчелся, Ма Сурис недавно ушла). В то же время, очень многие женщины (по разным подсчетам чуть по-разному, но в районе 95% занимающихся!) практикуют йогу. Многие женщины — сотни, если не тысячи каждый месяц в разных странах мира — становятся преподавателями йоги. Что это, парадокс? Или, может, йога все-таки «для мужчин»? Почему многие женщины не достигают тех высших целей йоги, которые четко обозначены у Патанджали и в других трактатах (Упанишадах и др.), а делают акцент на красивую попу, гибкость и повышение качества секса? 

Алсу Белоглазова, йога, женские практики, тантра: Мудрые говорят, что узнать просветленного человека может только другой просветленный. Всем прочим они могут показаться самыми обычными обывателями. В древних текстах часто описывают реализованных женщин-дакинь как невероятных красавиц. Если женщина постигла свою природу, то природа собственного тела также не остается для нее загадкой. Красивое, крепкие, развитое тело никак не мешает практикам медитации. То, что изначально женщины приходят в йогу, как в фитнес, вполне объяснимо, это очень глубокая женская программа — быть сексуально привлекательной. Это дает ей внимание мужчин и возможность продолжать жизнь. Пока эта биологическая программа не выполнена, очень и очень сложно двигаться дальше. Так зачем же воевать с собственной природой, если можно сделать ее союзником? И для этого в йоге тоже есть практики.

Богдана Матиевская, руководитель йога-центра Дигамбара: Ну, что Вы. Их гораздо больше, чем Вы написали. Нужно просто изучить этот вопрос, а не повторять за невеждами, что женщин святых мало. Мария Магдалина, Дева Мария, Матрона, Ксения Петербуржская, Мать Тереза, Хадижа, Шива Шакти, Тара, и т.д. Список, кстати, очень длинный. Их меньше, чем мужчин, потому что при приходе в женское тело, есть потребность выполнять задачи по продолжению рода в первую очередь. Но это не значит, что до других задач дело не дойдет.

Елена Карандаева, организатор йога-туров:  В самом вопросе провокация. Зачем она? Так случилось, что именно в наше время именно в последние 2 десятка лет к нам пришла йога как способ само**** (подставь любое слово и будет правда). Мы воспринимаем йогу как способ улучшения качества жизни. Как способ работы не только с физическим телом, но и с психикой, и с социумом. Здоровье состоит именно из этих трех аспектов. И наше стремление к здоровью и счастью генетически заложено и не зависит от пола. Да, женщина больше стремиться к развитию и самокопанию и к задаванию себе вопросов и поиску на них ответов. Да, женщина больше готова учиться, готова поэтапно идти к цели. Большинство женщин не двигается в сторону Самадхи совсем, и я не вижу в этом ничего плохого. Улучшается качество жизни, улучшается качество общества и нации в целом. Если йога для кого-то служит средством убийства своего эго — прекрасно, кто ж против. Если кто-то благодаря йоге стал больше любить мужа — это тоже очень круто и роль в первом и во втором случае сложно переоценить. Йога для каждого своя.

Инна Захарченко, преподаватель йоги: Насчет количества просветленных женщин я бы возразила. Например, хорошо описаны жизни просветленных в книге «Женщины абсолюта» под редакцией К.Кравчука. А сколько женщин причислено к лику святых в католицизме! Думаю, что таких выдающихся женщин много, но они менее известны. Хотя, конечно, щенщин в йоге мало, но некоторые из них достигают впечатляющих результатов, поскольку идут в практику очень глубоко. А вообще, я не встречала статистики, какой процент мужчин и женщин достигает просветления при прочих равных условиях. Ведь обычно о таких состояниях не особо распространяются. Нам повезло, что некоторые просветленные описали свой опыт и передали потомкам Знание (как, например, Ауробиндо). А вот Рамана Махарши ничего не писал, и лишь благодаря его ученикам, которые записали беседы с Учителем, мы имеем возможность прикоснуться к его учению. Раньше женщины имели очень зависимое социальное положение, и это, безусловно, сказывалось на самой возможности духовной практики. Сейчас, к счастью, возможности женщин сопоставимы с возможностями мужчин. Так что предлагаю всем йогиням изменить общественное мнение относительно количества просветленных женщин. Ну и, конечно, желаю всем красивых поп и качественного секса!)

Мария Выборнова (Лакшми) — практик и преподаватель Хатха-йоги и даосских женских практик: Мало. Кому мало? Те, о ком написано и сказано? Жизнь гораздо больше, чем все написанные книги и снятые фильмы. Что значит «многие женщины не достигают»? А скольких ты знаешь, хочется спросить, достигших женщин и мужчин? О-па! Вот и нет объективного ответа. Потому что даже если знаешь, то не всех и не во все времена. Лишь где-то в хрониках Вселенной зафиксированы эти великие свершения.

Татьяна Маренкова, практикующая йогу: Не достигают, ибо и не ставят таких целей) Что посеешь — то пожнешь, что захочешь — то и получишь. Женщины зачастую приходят в йогу не за духовным ростом, а за вполне себе бытовыми вещами: расслабиться, снять стресс, стать гибче. Некоторые меняют приоритеты в процессе практики, некоторые — нет. При этом женщины склонны увлекаться своими эмоциями, и даже выделяя для себя йогу как духовный путь, могут чаще проявлять неосознанность, не замечая этого и укрепляя эту неосознанность в практике. К тому же мне кажется, женщины зачастую, достигнув высокого уровня зрелости, больше уходят в себя, оставляя свою мудрость и знания для семьи и близких.

---

Примечание редактора: ответы йогинь сгруппированы по алфавиту (первая буква имени).