Йога — практика для воинов

20 февраль 2014, 11:50

Йога — практика для воинов

Как легендарные воины Востока, по преданиям, могли сделать своим оружием не только любой предмет, но даже чужое или свое дыхание или мысль — так и йоги включает тело, энергию, дыхание, мысль и ум в свой арсенал. Безусловно, йоги никого не обижают и тем более не убивают — это запрещает Ахимса — первое правило кодекса йогов, который называется «Яма» — «смерть» в переводе с Санскрита. Но при этом, нет сомнений, что внутренняя битва Воина Духа — которым является истинный йог — со своими слабостями, не менее бескомпромиссна, чем любая внешняя война.

Йоги стараются культивировать в себе такие качества, как «Сантоша» — удовлетворенность тем, что есть (йогический аналог скромности) — как «Сатья», правдивость, искренность — и победить в себе жадность к предметам вожделения (правила Астейя, Брахмачарья и Апариграха). Эти принципы, действительно, позволяют человеку «умереть» для атак всевозможных глупостей, буквально раздирающих на части жизнь, время и личность человека, не знакомого с йогой. С этой точки зрения, можно сказать, что йог закован в броню своего Знания, а невежественный в отношении йоги человек — беззащитная жертва обстоятельств.

Чтобы практиковать йогу, йоги используют такие инструменты трансформации, как асаны (особые положения тела), пранаямы (дыхательные упражнения), медитации (техники концентрации внимания), а также бандхи (энергетические замки) и мудры (особые жесты). Все это называется одним словом — Садхана, или Йога-садхана: «подвижничество с целью достижения Единства». Единства с чем? Со своей истинной, конечной целью — самим собой, истинным Я. Говорится, что истинное я — это такое состояние человека, когда он не подвержен воздействию холода и жара, голода и жажды, обладает непоколебимой волей и совершенным умом, безграничной мудростью — поэтому пребывает в состоянии Ананды («Блаженства»).

Классическая хатха-йога — в каком-то смысле именно «мужская» дисциплина, т.к. в процессе трансформации основной метод — это Тапас (аскеза), «огонь трансформации». Чем больше усилий человек вкладывает в практику йоги (при условии правильного выполнения техник, разумеется) — тем лучший получается результат. В йоге все честно. В древние времена йогу практиковали подолгу — иногда годами без перерыва; в наши дни это уже сложно представить, хотя в индии до сих пор живут люди, которые могут удерживать руку поднятой по 25 лет подряд или стоять годами на одной ноге. Йога, выполняемая в такой форме, это фактически лобовая атака на свои слабости, т.к. в первую очередь тренирует чистую Волю. Есть более тонкие подходы — Джняна йога, Карма-йога, Раджа-йоги, Кундалини-йога и другие методы, в которых инструментов решения задачи самопознания являетя не тело, с его органами, железами и нервами, а сознание, или наша самоидентификацию с производимыми действиями, или же тонкие структуры — такие, как чакры и нади.

Классическая хатха-йога решает всего несколько задач: очищение и укрепление психо-энергетических центров в теле, которые называются чакры («колеса»), а также очищение тонких энергетических каналов (Нади — «потоков»), и пробуждения резервной силы человеческого организма — энергии Кундалини («змеиной» или «скученной», «спиральной» силы). Но параллельно с прогрессом по этим фронтам, естественно идет процесс оздоровления всего организма, и трансформации личности в целом — причем, как говорится, «всерьез и надолго». Человек без дополнительных средств способен не только сбросить лишний вес, но избавиться от любой вредной привычки, решить все проблемы со здоровьем и преждевременным старением организма, и даже приобрести возможности, выходящие за пределы нормального (развитая интуиция, особые возможности дыхания, однонаправленная концентрация — Самадхи).

Чтобы эффективно практиковать йогу, практикующий — будь это мужчина или женщина, постепенно открывает для себя целый ряд «боевых» приемов, требующих значительного волевого усилия:

  • удержание асан «через силу» — и открытие «второго дыхания» (это достигается практикой асан с опытным преподавателем)*;
  • способность сдерживать свои капризы, разотождествиться с желаниями ума — выйти на уровень выше «нравится-не нравится», и управлять своими эмоциями (достигается медитацией и мантра-йогой);
  • способность по желанию останавливать внутренний диалог, являющийся осью «личности» обычного человека (достигается медитацией и техниками из Раджа-йоги);
  • по желанию мысленно «входить» в любую область или орган тела, и производить там необходимые действия — например, точечно расслаблять ту или иную мышцу, в пределе — даже останавливать и «запускать» сердце (достигается регулярной практикой асан, в сочетании с достаточным освоением техник медитации);
  • способность практиковать непривычные ритмы дыхания, и задерживать дыхание на долгие периоды как после вдоха, так и после выдоха (практика пранаямы — управления «воздухом жизни» и расширения своего дыхательного потенциала по сравнению со средней нормой);
  • достигать своих целей с помощью силы намерения, волеизъявлением (медитация, Йога-нидра, и интенсивная практика всех вышеперечисленных методов).

Иногда йоги практикуют и чисто «воинские», жесткие практики:

  • воздержание от сна, обычно раз в месяц в полнолуние;
  • воздержание от общения день или два (что практично делать на выходных);
  • долгое, предельное удержание асан — поз йоги — час и более каждую*;
  • практики, подводящие на грань обычного мировосприятия (такие, как интенсивные дыхательные или выполняемые достаточно долго практики концентрации);
  • практики, которые человек оценивает как нежелательные и некомфортные, по крайней мере до начала их выполнения (выполнение «нелюбимых» асан и пранаям, а также выполнение стандартной программы тренировок когда «нет сил» или «нет настроения» заниматься).

Стоит отметить, что при всем этом йога не должна практиковать с агрессией — ни к своему телу, ни к окружающему миру и другим людям. Если практикующий «насилует» свое тело в процессе практики асан — он нарабатывает мышечную массу, а не способность к расслаблению тела. Если преподаватель йоги манипулирует студентами, подавляет их психологически и груб с ними физически — он не является ни преподавателем йоги, ни йогом вообще. Если какая-либо книга или другой материал по йоге обещает с помощью техник йоги достижения средств манипулирования другими людьми, обогащения, или причинения другим вреда — эти материалы не относятся к йоге (это магия, религия, психотехники или что-то еще).

Самое главное «боевое» качество йога в том, что он способен каждый момент практики (а в случае адепта — и практически вообще все время) ясно оценивать, что происходит в его теле и уме — примерно так, как стратег наблюдает сцену битвы с высокого холма. Такая способность приходит либо «автоматически» — с годами тренировок — либо появляется быстро, благодаря объяснению и помощи знающего специалиста. Но в конце йог приходит к тому, что фактически, битва происходит даже не в его сердце — а в пространстве внутри поля «наблюдателя» (Сакши) — его Сознания, что достигается только практикой самопознания, и верной пере-идентификации (эта сумма техник называется Раджа-йогой).

Итак, мы видим, что йог (или йогиня) — это не обычный человек, а своего рода «мирный воин», боец самопознания, и вся его битва, как мы уже говорили — с собой, своими слабостями. Чем меньше в этой битве пострадает «мирное население» — весь остальной мир — тем более безупречно «воинское» искусство йога, тем сильнее его стратегия и тем лучше его техника. Йог безжалостен не к своим мышцам и суставам (и не к ученикам, которые попались ему под руку), а к своему собственному слабоволию и глупости, которые могут заставить тренироваться слишком мало, слишком много или неправильно. Йог ставит себя вне границ, вне взаимосвязей, вне общества — но никогда не сделает так, что его образ жизни, график тренировок или особые практики помешают другим людям жить так, как они выбирают. Йог ограничивает себя в том, что для него лично негармонично во время периода практики: отказывается от употребления интоксикантов и неполезной пищи, отказывается терять время и энергию, вращаясь в компании с негативно настроенными людьми, или делая сомнительные практики, или терять его в пустых, не приносящих ему пользы развлечениях — но он никогда не ограничивает свободу других людей жить так, как им нравится.

-----------

* В ближайшее время в блоге «Хануман» выйдет специальный материал по этой теме.