«Йога Тени» Шандора Ремете: Путь воина Виньясы

20 июль 2015, 10:14

«Йога Тени» Шандора Ремете: Путь воина Виньясы

«Внимательно рассмотрев каждую из теней, можно увидеть, как разные люди вязнут на разных уровнях. Кто-то ищет удовольствия, кто-то жаждет власти, кто-то прослыл интеллектуалом и т.д. В этих проявлениях нет ничего плохого, но сами по себе они ни к чему не ведут. Однако если тщательно, без предрассудков исследовать эти тени, то они могут наполнить энергией путь к просветлению». / Шандор Ремете, «Йога Тени Чайя Йога».

«...Ум, это постоянное состояние блуждания, меняет свою привязанность к одной вещи на другую и постепенно истощает жизненную энергию человека. В Садханга (Хатха) Йоге энергия ума вынуждена возвращаться назад через практику асан и пранаямы. Это Обуздание Тени». / Шандор Ремете

Йога Тени — не совсем, а точнее, не просто йога. Это синтез классической хатха-йоги, цигун, восточных единоборств и традиционных индийских танцев. Наряду с знакомыми позами йоги (хотя они и выполняются зачастую в динамической форме, перетекая одна в другую — «виньясами) — в этой системе наиболее явна сильная составляющая «боевых» китайских энергетических искусств. Это и неудивительно, ведь ее основатель, Шандор Ремете, серьезно изучал Японское «Буси До» (Путь Воина) и традиционные индийский танцы. Этот стиль смело можно назвать «авторским», как и многие другие современные направления в йоге.

Кстати, Шандор особо подчеркивает, что получение практических, основательных знаний по его стилю йоги из книг и даже от тренированных инструкторов* не заменяет контакт с хранителем традиции. Инициация в практику осуществляется лично самим Шандором Ремете, — как и передача собственно знаний и техник, она происходит на семинарах Мастера, точнее — двух Мастеров. Ведь хранителя традиции на сегодняшний день два: основатель стиля, сам Шандор (Natanaga Zhander \ Shandor Remete) — и Эмма Балнавес (Emma Balnaves), «директор» и ведущий преподаватель Шадоу-Йоги.

В интернете представлено несколько эффектных ознакомительных видео с Эммой, которая демонстрирует разминку и основные последовательности движения Йоги Тени. Первая половина разминки Йоги Тени практически копирует набор подготовительных шакти-бандхасан Бихарской школы йоги, а вторая — это уже что-то из восточного Цигун и восточных боевых искусств. Несмотря на то что Эмма Балнавес на многих видео демонстрирует поистине мастерское выполнение серий Йоги Тени — включающих порой не только сложные асаны и виньясы, но и глубокое, замедленное дыхание — очевидно, что «это не всё». Как становится ясно уже из ознакомительной информации на официальном сайте компании и статей русскоговорящих адептов, показываются широкой публике лишь вводные, внешние части системы, так сказать — «надводная часть» огромнейшего айсберга Йоги Тени. Который подразумевает освоение мудр, бандх и медитаций йоги, в сочетании с другими техниками и по все возрастающей сложности**!

Йога Тени до какой-то степени противопоставляет себя «обычной Хатха-йоге», которая — как это очевидно всем, кто хочет видеть — в руках расторопных «звездных» преподавателей наших дней превратилась из инструмента глубокого самопознания для серьезных духовных искателей в еще одну фитнес-примочку для весьма приземленной буржуазии. Противопоставляет себя Йога Тени именно поп-продукту (современной «йоге»), а не изначальной практике Йоги (Пурна-йоге).

«Патанджали говорит, что есть Бог, но это по-разному для каждого человека. Это индивидуальная возможность каждого — развивать в себе религиозную веру через практику йоги» Ш. Ремете

О Йоге Тени не снимают «культовые» фильмы, не издают толстых и богато иллюстрированных книг, не снимают и не продают обучающих DVD. Семинары и занятия по Йоге Тени тоже — словно специально! — неприлично дороги и неудобны для посещения. А уж стать инструктором Йоги Тени — это вообще, видимо, задача на грани человеческих возможностей. Теперь сравним все это с совершенно противоположными явления в подаче (и продаже) «обычной» хатха-йоги! Идея прослеживается четко — основатель этой системы не хочет делать ее массовой и популярной по каким-то своим соображениям.

В то время, как лидеры коммерческого потока йоги стремятся к массовости, доступ к Йоге Тени подчеркнуто ограничен, и подход тут штучный. Семинар с 15 участниками — это не многотысячные «йога-конференции», не 108 Сурья-намаскаров на Красной площади или занятия по «горячей йоге» в зеркальном зале, в которых могут одновременно без проблем принимать участие сотни человек, в том числе имеющих слабое представление о йоге как таковой. Сложно сказать, «хорошо» это или «плохо», и какие мотивы стоят за такой «подачей» себя — но это визитная карточка стиля. С этим приходится считаться.

Шандор Ремете (Нагасена Зандер) — не американец, он родом из Венгрии. Ему повезло родиться с семье йогов, и отец начал обучать его азам йоги с 6 лет. В молодости Шандор увлекся восточными боевыми искусствами (японским Бусидо), но потом ему в руки попала книга Айенгара «Прояснение йоги» (Йога-дипика), которая очаровала юношу еще больше. Он поехал в Пуну, стал учеником Айенгара, и несколько лет упорно занимался с ним. Потом, как он сообщает, отношения себя исчерпали, а практики не давали результата: как отмечает Шандор в одном интервью, он заметил, что «определенные вещи не проявляются».

Ш. Ремете разъяснил и подробнее: «Основная причина в том, что определенные аспекты подготовительной работы в современной йоге не имеют соответствий ни в воинских искусствах, ни в народных танцах, ни в иных подобных искусствах. Тем не менее, эти практики заимствовались из вышеописанных искусств, что очевидно. Однако они не используются в соответствии с предназначением и, естественно, не приводят к тому, к чему должны приводить».

И Шандор покинул Гуруджи, чтобы продолжить поиск и обучение, в том числе у одного из опытных учеников Паттабхи Джойса.

Взгляд «одного из лучших учеников» Айенгара на йогу и опытного мастера Аштанга-виньясы был совсем не тот, за который дают сертификат и право нести миру ту или другую традицию: он решил «идти своим путем»... Изобретая этот путь прямо под ногами — словно легендарный Хануман, переходящий по морю к о. Цейлон для победы над демонами!

Вместо продолжения ученичества или работы в стремительно расширяющихся империях Айенгара и Паттабхи Джойса, Шандор поехал по Индии искать учителей боевых искусств и традиционных индийских танцев (Катхакали и Баратанатья), а танцы эти, надо сказать, требуют физической подготовки как у преподавателей Аштанга-виньсы! (Тут невольно вспоминается Г.И. Гурджиев и его путь в йоге!). Кроме боевых и танцевальных приемов, Шандор изучает Аштанга-виньясу, а также Сидда-медицину и Марма-стаана — науку о ключевых точках тела, и это логично: ведь она сродни и любимым боевым искусствам, и в целом воинским традициям Майсора. Вот так — из мирных и боевых искусств и родилась Йога Тени. Но это только то, что заметно при первом знакомстве.

Ответ, на который легко ответить: почему «йога тени», про какие тени идет речь? Дело в том, что по мнению Шандора, йога призвана освобождать душу от «теней» — слабостей, которые словно закрывают свет солнца и делая человека слабым.

Путь «из тени в свет», Йогу Тени, Шандор поделил на уровни:

«1 Этап — раскрытие своих теней (Чайя виваранам). Это первые вспомогательные упражнения, направленные на укрепление опоры: ноги, руки, дыхание. Происходит пробуждение чувства ритма, координации, устойчивости.

2 этап — Введение в силу (Балакрама). Это база. Освоение динамических техник, которые укрепляют опорно-двигательную систему организма, приводят ум в безмятежность, укрепляют намерение. Два первых этапа готовят ученика к освоению простой асаны.

3 этап — Обуздание воина тени (Санчаланам). Это уже средний уровень сложности. Развитие тазобедренного отдела. Плавные спиралевидные движения, движения танца. Учит отдачи и спонтанности движений. Подготовка к средней сложности асаны.

4 этап — Картикея мандала. Продвинутый, сложный уровень. Особое дыхание. Круговые сложные движения».

Чтобы стало понятнее, как проходит занятие по Йоге Тени, лучше всего посмотреть видео-ролик, который находится в открытом доступе.

Существует и другое условное деление Йоги Тени: на предварительные формы и Нртта Сад’ана — то ли «боевые», то ли «танцевальные» динамические движения, похожие на упражнений Аштанга-Виньсы.

В процессе освоения Йоги Тени, происходит следующее:

  1. Балакрама (введение в силу) — подготовительные упражнения, которые дают: улучшение координации движений, в т.ч. руками и ногами; стабилизация дыхания; сокращение излишков жира; увеличение силы и выносливости тела, наработка способности концентации ума, улучшение «чувства ритма»; освоение Уддияна-бандхи. На этом этапе выполняются простые асаны.
  2. Чайя Йодда Санчаланам (движение и обуздание тени) — динамическая последовательность среднего уровня сложности, которая оттачивает навыки координации движений, использования бандх и ресурсов дыхательной системы. На этом этапе адепт уже по большей части очищает свою физическую энергетическую структуру от блоков и повышает циркуляцию жизненной силы. Последовательность готовит к освоению асан средней сложности.
  3. Картикейя Мандала (гирлянда света) — динамическая последовательность продвинутого уровня, направленная на оттачивание дыхания в процессе выполнения йогических, физкультурных и боевых скруток в динамике. Происходит значительное замедление дыхания, и — как утверждают адепты — синхронизация дыхания с продвижением крови по телу и конечностям. Это, помимо очевидно необходимой физической тренировки, подразумевает знание Марма-Станы, т.е. 108 самых важных точек или областей тела и правил воздействия на них в рамках системы Йоги Тени. На этом уровне также выполняются сложные асаны йоги.

Как отмечают знатоки этого стиля, «Три вышеуказанные последовательности суть комбинации различных форм воина (вирапарампара) и солнечных форм (сурьянамаскара), которые работают как прелюдии к асана-виньясе (начальной, средней и сложной). Прелюдии и асана-виньяса заключаются перевёрнутыми положениями тела, которые, в свою очередь, приводят к упражнению в пранаяме и прочим внутренним процессам типа дьяна и проч. Нртта Сад’ана (ритмический танец) — это сад’ана, посредством который сад’ака (претендент) вновь обнаруживает для себя ритмические токи жизненной силы, упрятанные в покровах туловища и конечностей с помощью естественного, не навязанного позиционирования. Из ста восьми карана, упоминающихся в Натья Шастре, не более тридцати шести используются с целью само-культивирования».

В целом, как отмечают последователи стиля, практика Йоги Тени постепенно строится от простого к сложному, по мере того как нарабатываются физическая сила, гибкость, ловкость и способность выполнять длинные серии движений (почти как в Тенсегрити, не правда ли?). Параллельно идет развитие дыхательного аппарата и в частности, способности дышать глубоко и медленно. Осваивается Уддияна-бандха, а также тренируется «Хара» (Манипура), традиционно ключевой момент в боевых искусствах. Как утверждают адепты стиля, это приводит к достижению большой личной силы и бесстрашия, а также способности «контролировать потоки силы и сознания». То есть, в конечном итоге, все-таки медитация и является целью йоги по Шандору Ремете — недаром его стиль в интернете иногда называют «истинной Йогой Патанджали». Парадокс?

То есть, несмотря на откровенно «физкультурный» пиар в интернете, Йога Тени — совсем не физкультурное направление йоги.

О серьезном использовании мудр и других тонких пратик в Йоге тени очевидно указывает, например, такой пассаж из книги Ш.Ремете («Йога Тени Чайя Йога»): «Среди органов восприятия центральную роль играет язык, который служит проводником между периферическими и центральными каналами. Соответственно, он оказывает важнейшее влияние на физиологические функции тела».

Узнать о том, почему Йога Тени — это совсем не Йога Айенгара — и получить ответы на другие вопросы о Йоге Тени можно из большого интервью с Ш.Ремете (автор интервью — Андрей Рожнов, инструктор Йоги Тени). Еще один интересный материал на русском языке (про то как стояли 30 минут на цыпочках и др.) американской студентки.

...он рекомендовал нам попробовать найти три книги — «Йога Васишта Самхита» (The Yoga Vasishta Samhita), «Йога Яджнавалкья Самхита» (The Yoga Yagnvalkya Samhita) и «Секреты Марма» Дэвида Фроули (David Frawley’s The Secrets of Marma) — и прочесть их. (из рассказа про семинар Ш. Ремете)

Примечательно, что известный специалист по Аюрведе и йоге — Роберт Свобода *** (автор известных книг «Ахгора», «Величие Сатурна» и др.) — в своем предисловии к книге «Йога Тени» высказывает на первый взгляд странную идею, что именно Йога Тени — и есть... настоящая Хатха-Йога! Он пишет:

«Эта бесценная книжка знакомит читателя с практиками настоящей хатха йоги в полном объеме. В ней представлено достаточно подсказок, на которые следует обратить внимание опытным практикам с тем, чтобы кардинальным образом изменить практику. Книжку следует прочитать каждому, кто серьезно изучает йогу».

Однако все более-менее встает на свои места, если учесть, что говорит сам Шандор о месте своей системы в общей картине йоги высказался так:

«Йога — это духовная система, которая на практике занимается процессом просветления. Конечная цель — умение отличать душу от всего, что душой не является. Йога Тени — это возрождение того, что было и остается наидревнейшим методом подготовки тела, ума и духа».

Подчеркнуто абстрагируясь от наследия динамических, с одной стороны, и лечебно-физкультурных стилей йоги с другой, а также в целом от современного легкомысленного отношения к йоге как «физкультуре», Шандор описывает свою «Йогу Теней» именно как систему Хатха йоги****, базирующуюся на принципах шиваизма, т.к. ее структура опирается на весьма существенную скрытую (и, конечно, не показанную на промо-видео!) эзотерическую составляющую. То есть, в действительности, невзирая на то, что вы можете увидеть на видео в интернете, Йога Тени подразумевает, кроме освоения красивых и сложных динамических танцевально-боевых форм, еще и целый набор силовых и медитативных асан, а также бандхи, крии, мудры, пранаямы — и даже мантры, а также освоение древнеиндийских знаний о мармах и знакомство с йогической философией.

Выводы:

  • Этот стиль следует отнести к блогу направалений, условно называемых «Пурна Йога» — то есть, «полноценное изучение йоги» именно как целостной системы саморазвития, а не только вида физкультуры. Если человек не хочет делать йогу образом жизни, лучше держаться подальше от этого стиля.
  • Чтобы изучить Йоги Тени, следует получить инициацию от Шандора Ремете.
  • Если вас не пугает, что автор пишет слово «хатха», используя всего ТРИ буквы, а также использование мантр и ритуаллов индуизма в практике йоги (это происходит на инициации и на семинарах с Ш. Ремете), и хочется освоить йогу не как физкультуру, а именно как образ жизни и систему глубинноо самопознания — вот как раз тогда это для вас.
  • Однако с организационной точки зрения, понадобятся некоторые усилия, и мат. средства, чтобы «включиться в систему». А это будет только началом долгой работы над собой, которую подразумевает Йога Тени!

Рекомендуемая литература:

«Йога Тени Чайя Йога», Шандор Ремете (в открытом доступе — не найдена, кто знает — оставьте комментарий).

Вся информация выше представлена исключительно для общего ознакомления.

—Сноски:—

*Преподавать этот стиль можно лишь имея сертификат от Шандора Ремете.

**В некоторых практиках Йоги Тени существует система уровней сложности, например 1-5, причем два последних — для избранных, единичных учеников.

***Доктор Роберт Свобода — автор книг «Аюрведа: Жизнь, Здоровье и Долголетие» и «Пояснение жизни: введение в астрологию Индии».

**** Кстати, у Ш. Ремете есть еще одна книга, которая так и называется — «Хатха Йога». Это отчасти проясняет вопрос о сути Шадоу-Йоги.