Особенности практики Йоги для Женщин

29 октябрь 2019, 06:52

Особенности практики Йоги для Женщин

Йога как система «Королевского восьмеричного пути Единения» была создана в Древней Индии более 2000 лет назад мужчинами-аскетами, соблюдавшими целибат, для мужчин-монахов, соблюдающих целибат. Удивительно ли, что практика хатха-йоги, применяемая замужними современными женщинами в России и других странах Европы, это не лёгкий и не самоочевидный Путь?

Многие практики йоги по характеру агрессивны, даже болезненны, и рассчитаны на грубоватый мужской организм бродячего аскета, которому надо наказать и усмирить плоть свою. А некоторые другие хитро рассчитаны на то, чтобы сдвинуть гормональный баланс так, чтобы мужчина смог годами воздерживаться от секса, и даже мыслей о нём у него не появлялось. Ведь «желания» издревле считались главным (и фактически, единственным — по мнению Риши Валмики) препятствием к достижению Божественного Сознания — единения с Абсолютом, цели Йоги. Нужны ли современным западным женщинам, которые стремятся сохранить женственность и сексуальную активность, да ещё на них висят дети и муж, именно такие гормональные подвижки? Вряд ли, правда?..

Как Шаткармы для применения в нашем климате, как Аюрведа применительно к нашей эпохе и нашей продуктовой корзине, так и практика «мужской» Йоги для женщины должна быть адаптирована. Я не обладаю, конечно, полной статистикой, но как кажется, на сегодня, ни на Западе, ни у нас, ни тем более, в Индии, где интерес к Йоге практически иссяк, таких наработок пока что нет. Если вы рассчитывали получить из этой статьи готовые, проверенные медициной, советы — не будьте наивны, таких данных просто нет. Настоящая Йога (в отличие от физической культуры и акробатики) почти не изучена западной наукой, да и не интересна ей. А те женщины, которые всерьёз занимаются аутентичной йогой, не очень-то хотят ложиться на экзаменационный стол врачам: у них есть занятия поинтересней, и поважней.

Отсутствие надёжных первоисточников с обстоятельным описанием технологий женской Йоги, конечно, не говорит о том, что женщины интенсивно не практиковали йогу до XX века, это не так. В авторитетных (принадлежащих к канону Шрути) трактатах упоминаются женщины, достигшие статуса Гуру, и святые женщины, демонстрировавшие йогические сверхспособности (Сиддхи). В классической Тантре именно Женщине отводится роль Гуру, а не мужчине, это само по себе ошеломляюще (если учесть патриархальность древнеиндийской культуры, да ещё испытавшей сильное давление исламских захватчиков).

Настоящим апофеозом образа Женщины в Йоге я бы назвал историю, входящую в трактат «Трипура Рахасья» (доступный на русском языке), где царь женится на красивой девушке, дочери святого отшельника, и по наивности полагает её простушкой, в то время как она — реализованная Гуру, Мастер высшей Йоги. И она, видя дремучее невежество мужа, начинает его учить медитации — где авторитетным советом или «пряником», где ложью во спасение, а где даже насмешкой и «кнутом», но всегда с большой любовью. Святые женщины-йогини жили и живут и в нашу эпоху, такие как Шри Амритандамайи Маа, или Шри Амма. Им удалось адаптировать мужскую монашескую практику Йогу под себя и добиться успеха там, где миллионы мужчин потерпели поражение. Хвала таким йогиням!

Просто устранить из йоги всю «верхнюю часть», делая из всего арсенала практик контроля над жизненной энергией, умом и эмоциями одни только асаны — совсем не рецепт успеха в адаптации йоги для женщин! Хотя бы потому, что женщине необходим контроль своих эмоций, а он не достигается практикой асан. И хотя бы потому, что многие даже простейшие, не требующие навыков медитации асаны имеют нежелательные гормональные эффекты, о которых я писал выше. Подробнее см. в моей статье «Сексуальные и антисексуальные практики йоги». Особенно несбалансированные результаты женщинам «в миру» может принести йогическая практика Амароли («Жест бессмертия», или проще уринотерапия) и такие асаны, как Дандасана («Поза посоха», её силовая вариация ещё называется Брахмачара-асаны, «Поза монаха») и Випарита-карани-асана («Перевёрнутая психическая поза»). По данным моего Мастера йоги, йогини Смрити Сингх, также до рождения ребёнка не стоит активно делать Майюрасану («Позу павлина»). Их стоит практиковать только полностью понимая и контролируя другими практиками их особые эффекты. Иначе можно уйти в монастырь или пещеру — собственно, к этому йоги в древности и стремились.

То, что мы читаем по йоге у современных авторов женщин, будь то Гита Айенгар, или Свами Муктибодхананда Сарасвати, безусловно, крайне интересно. Хотя бы потому, что «на безрыбье». Ни древние, ни средневековые авторы не дали себе труда основательно описать особенности женской практики йоги. Но там, где древние авторы применяли кодирование и секретность, зашифровывали тайные практики в непонятных обывателю терминах, современные авторы подчас уходят в пустопорожний символизм, как на лубочных индийских картинках божеств. Трактовать особенности женской практики, исходя из дуализма Шивы-Шакти или индийских сказок о богах по меньшей мере непрактично и рискованно.

Не помогают и голословные заявления, подобные тому, якобы «Строение женщины, её эмоции, и её психическое развитие несомненно выше, чем у мужчины» (С.М. Сарасвати). Строение тела женщины в основном направлено на рождение ребёнка, и с учётом широкого таза в ущерб плечевому корпусу, меньшего объёма лёгких, большей жировой массы и меньшей и более рыхлой мышечной, меньшей физической силы было бы правильнее сказать, что тело женщины является более слабым и способным к выживанию, чем мужское. Заявления о примате женщин, которые можно встретить у индийских авторов — пустопорожний женский шовинизм, не более и не менее. И они не подсказывают нам реальных действий в практике йоги. Они не приближают к Истине, а лишь наслаивают на неё дуалистические заблуждения.

Учитывая безопасные методы работы с гормональной системой (избегать «мужских» и «монашеских» асан), женщина может заниматься йогой спокойно. В месячный цикл стоит избегать перевёрнутых поз и манипуляций с тазовым дном, чтобы не создать застойных явлений, когда менструальная кровь будет задержана в организме (в фаллопиевых трубах, в частности) противоестественным образом.

Правильно подобранные (экспертом, лучше женщиной) практики йоги помогают при дисменорее и других расстройствах цикла, облегчают менопаузу, полезны при подготовке к беременности и так далее, «полезны для женщины». Но об этом, наверное, сегодня знает каждая йогиня, а добросовестный инструктор — напомнит.

Тем более, многие опытные йогини знают, как именно делать даже «запрещённые в месячные» практики так, чтобы облегчать их течение, без каких-либо побочных эффектов. И даже беременность на поздних стадиях не является препятствием к практике йоги для опытных йогинь. Поистине, хвала йогиням!

И в итоге, с учётом сказанного, у женщины, получается... практически та же самая практика Йоги, с небольшими коррекциями. И мы можем перейти от «физиологии йоги» к тонкой механике тела человека, к эзотерической анатомии человека. И здесь почти нет различий. Муладхара-чакра у женщин расположена на входе во влагалище, а не в промежности (между анусом и основанием полового органа), как у мужчин — остальное идентично. И главное, практики Йоги для женщин «дальше» — уже не отличаются. Нет двух Йог, есть одна Йога, и для мужчин, и для женщин. В Йоге не проводится различия и нет дискриминации, ни мужчин, ни женщин. Восьмеричный Благородный путь Раджа-йоги один и тот же, включая такие ступени, как:

  • Шаткарма
  • Яма и Нияма
  • Асана
  • Пранаяма
  • Мудра, Бандха
  • Самьяма (Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи)
  • И по желанию, жизнь в миру — Сахаджа (Пробуждённое состояние)

Более того, у женщин обычно сильнее развита интуиция и эмоциональная сфера, что при грамотной постановке практики является большим подспорьем. Женщины обычно легче овладевают техниками наблюдения чакр и пробуждения их силы, им проще настроиться на «видение» (Видья) пранических процессов. Знаю не понаслышке, т.к. провожу курс практик по набору энергии «Шакти» для женщин, в том числе такие практики как «Чакра Шуддхи» легко получаются и вызывают у женщин массу позитивных эмоций.

Трудности с женской практикой йоги в основном относятся к организации процесса тренировки:

  • Женщина склонна практиковать йогу, когда она одинока или несчастлива. Важно заставить себя заниматься даже когда, когда ты счастлива и с любимым мужчиной. Вот где вызов.
  • Женщины в наши дни часто бывают крайне заняты с детьми, на работе, по дому и так далее. Найти время на занятия йогой современной семейной женщине явно труднее, чем бродячему аскету-мужику в Древней Индии, где бананы можно было срывать с дерева, или просить подаяние в любой богомольной деревне. Найди время, и всё случится.
  • Женщинам не менее, чем мужчинам, важно изучить структуру, дерево йоги, включая виды, философские школы и стили йоги. Чтобы не выбирать йогу «сердцем», и «где неприлично симпатичный инструктор с татуировками на правильных местах», а выбирать с позиций знания, что именно ей нужно: какой набор практик, и так далее. Важно ориентироваться в методологии йоги (восемь ступеней, пять пран, семь чакр и так далее) и знать, какие источники по йоге авторитетны (Шрути: Веды, Упанишады, и так далее), а какие нет (анатомические атласы, современная литература по йоге, материалы из интернета). Если женщина возьмётся за дело «по-мужски», т.е. вооружившись логикой и терпением, а не только очаровательной улыбкой и гибким телом, Йога у неё пойдёт на зависть многим мужчинам. Специально для начинающих я разработал и неделю назад запустил вводный курс по йоге «Йога для начинающих», где системно разбирается философия и методология Йоги, виды и стили, школы йоги, эзотерическая физиология человека и техника выполнения ключевых практик: асан, пранаям, мудр, бандх, медитаций.

В наши дни йогой интересуется на 90% женщины. У них больше времени заниматься собой (пока мужчина на работе) и больше мотивации (хочу быть красивой и здоровой как можно дольше) тренировать тело. Главное, чтобы практика Йоги «на теле не застряла», не застопорилась на позах перед зеркалом, и женщина прошла ступень Асана дальше — по направлению к «заснеженным» высотам Йоги. Она будет там далеко не одинока, так как эти заветные высоты уже многократно покорили множество Женщин и в прошлые эпохи, и в нынешнюю.