Аджапа джапа — «медитация без концентрации»

19 май 2014, 12:00

Аджапа джапа — «медитация без концентрации»

Аджапа джапа — необычный, нелинейный метод медитации — позволяет за короткий срок успокоить ум и сделать его подконтрольным. В переводе с Санскрита (древнего языка первоисточников йоги), «аджапа джапа» — «медитация без медитации», или «мантра без мантры». Это одна из самых простых и одновременно чрезвычайно эффективных техник медитации классической древней Раджа-йоги («Тантры»), при этом подходящая для современного человека. Это полноценная садхана — то есть целостная практика йоги, которая по свидетельсту Мастеров постепенно может привести к полной Самореализации. При этом она не требует ни сверхусилий, ни предварительной наработки навыка концентрации, а также не имеет противопоказаний или ограничений по здоровью. Все, что требуется — это уделять ей по 10-30 минут ежедневно, и не терять осознавания во время сеанса. Это отличный инструмент настоящей йоги.

Техника Аджапа джапа основывается на принципе Крия-йоги — «концентрации не требуется, она приходит автоматически». Таким «окольным» путём мы можем прийти к состояниям Пратьяхара — («отключения» внимания от органов чувств), Дхарана (концентрация) и даже Дхьяна (стабильная концентрация), а там уже и до Самадхи недалеко! Все, кто искал короткий и простой путь в йоге, могут радоваться — это он и есть. Понятно, что данная техника не заменяет практики асан — но в плане выбора медитации для ежедневной тренировки ей стоит отдать предпочтение. Фактически это самая эффективная из несложных практик Раджа-йоги (наряду, пожалуй, с Брамари, Акаши-мудрой и Тратаком).

Применительно к практике, эта техника включает в себя пранаяму (особое дыхание), мантру, и ротацию сознания по телу — то есть визуализацию. В ходе выполнения самое главное как в Йога-нидре — не засыпать, присутствовать в процессе максимально. Техника не требует «концентрации» или «погружения» в какие-либо области или психические центры тела. Наоборот, все время практики сознание находится как бы «вовне», словно вовлеченное в Самсару. Это окольный, при этом короткий путь к успеху в медитации — настоящий парадокс Раджа-йоги.

В этой практике есть несколько уровней постижения — от предварительного до продвинутого. Более высокие уровни достаточно полно описаны в книге С.С. Сарасвати «Тантрические медитации», а мы сегодня рассмотрим самый простой их них, начальный уровень.

Предварительная техника:

  1. Сидя в любом удобной позе, наблюдаем свое спокойное, естественное дыхание. 1-3 минуты;
  2. Представляем канал или трубку, соединяющую пупок и горло по передней части туловища. Со вдохом представляем, как прана (энергия дыхания) поднимается по этой трубочке от пупа до горла — а с выдохом опускается обратно, до пупа (в живот). Чем ярче вы сможете представить этот процесс, тем лучше. Можно представлять, как поднимается уровень воды в прозрачной трубочке, или же представить, что вы вдыхаете через пупок и тянете воздух вверх, а потом выдыхаете воздух вниз и опять же через пупок. Какую бы визуализацию вы ни делали, с течением практики придет эффективность.
  3. Достаточно 5-15 минут в день, но с полным вниманием: не отвлекаемся на посторонние мысли! Эти это происходит — мягко, но настойчиво возвращаем внимание на процесс дыхания по «каналу» пупок-горло. В течение нескольких дней практикуем этот предварительный метод.

Основная техника (начальный уровень):

  1. Садимся в любую удобную медитативную позу, предпочтительно — Падмасану («позу лотоса»);
  2. Подготавливаемся: садимся как можно удобнее; закрываем глаза; выпрямляем спину; расслабляемся физически и ментально; чувствуем мир и покой. 1-3 минуты;
  3. Наблюдаем дыхание как в предыдущем (предварительном) варианте: от пупа в горло на вдохе и вниз от горла до пупа на выдохе. Слушаем дыхание, чувствуем дыхание, отслеживаем его мысленно — как бы путешествуя вслед за воздухом (и жизненной энергией — праной) вверх и вниз по передней стороне корпуса.
  4. Подключаем мантру Со-Хам. Эта мантра имитирует звук дыхания: если прислушаться, то на вдохе можно услышать «С-с-о», а на выдохе — «х-х-а-а-м». Эзотерический смысл мантры: «Со» — «Высшее», Бог, а «Хам» — «я есть»: таким образом — «я есть То», Высшее, «я един(а) с Богом». На вдохе мысленно проговариваем мантру «Со», на выдохе — «Хам». Одновременно как бы «вкладываем» мантру в дыхание, чувствуем, что мантра поднимается и опускается в теле. Сначала это, скорее всего, будет лишь на уровне воображения, но потом включится реальный процесс. Это и есть настоящая Пранаяма — контроль праны, жизненной энергии.

Последовательность практики:

  • Первую неделю практикуем так: «Со» на вдохе, «Хам» на выдохе. Получается «Со-Хам». Перед следующим «Со-Хам» мысленно мы как бы ставим запятую, есть небольшая пауза.
  • Вторую неделю начинаем осознавание с выдоха: наблюдаем движение «Хам-Со». Происходит большее «поднятие» энергии. Между «Хам-Со» и следующим «Хам-Со» — небольшая пауза.
  • Третью неделю утончая и выравнивая дыхание, мысленно «подсоединяем» конец вдоха — «Со» — к выдоху — «Хам» — и наблюдаем цельный поток — «Сохам». Между вдохом и выдохом нет паузы, между выдохом и следующим вдохом — короткая пауза. Дыхание комфортное, естественное, замедленное. Обратите внимание: вдох и выдох слились, но следующий вдох отделен паузой.
  • Четвертую неделю «подключаем» выдох к очередному вдоху, чтобы получился совсем непрерывный поток: «Сохамсохамсохам...» Дыхание настолько ровное, что нет границы между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом — визуализация потока дыхания непрерывна.

Концентрация на процессе дыхания, визуализации потока праны и повторении мантры должна быть расслабленной. Если вы «концентрируетесь» так, что аж пот на лбу выступил — вы делаете технику неправильно. Если ум отвлекся на посторонние мысли — просто отметьте это про себя, не укоряя себя, и мягко верните внимание на процесс дыхания и визуализацию.

Никакого насилия над собой ни в плане контроля дыхания, ни в плане «контроля» сознания быть не должно. Мы не пытаемся объездить дикую лошадь своего разума — мы вывешиваем ей перед носом «морковку» в виде этой техники. Мы не покоряем ум «в лоб» — а как бы заманиваем его в ловушку.

Курсируя между нескольких установленных нами точек (дыхание-мантра-визуализация) ум не скучает, и не протестует — поэтому не доставляет нам особых проблем. И одноточечная концентрация (Дхьяна) происходит без особых хлопот. Это чаще всего эффективнее, чем пытаться овладеть однонаправленной концентрацией напрямую (представляя выбранный образ или фокусируя взгляд на одну точку).

Медитация Аджапа джапа эффективно успокаивает, избавляет от стресса, гнева, эмоционального напряжения, помогает от бессонницы, учит концентрироваться, а также — при регулярной практике — нарабатывает чистоту и силу ума, очищая закрома подсознания.
Если в процессе практики вы наблюдаете яркие «картинки», приходят образы или воспоминания — не беспокойтесь, это нормально. Старайтесь сильно не отвлекаться на это, не следуйте за этими мыслями или образами, желаниями и т.п. Не вовлекайтесь эмоционально, что бы ни рисовало ваше воображение или память (могут в том числе «всплывать» и неприятные ситуации из прошлого). Так очищается подсознание. Просто наблюдая все, что приходит, не вовлекаясь, мы проводим процесс интеграции (растворения) этих психо-энергетических узелков («самскар» в терминологии йоги), которые исподволь мешают нам стать гармоничнее. Если такого «выброса» грязи из подсознания не происходит — тем более не беспокойтесь, процесс у всех происходит по-разному.

Попробуйте эту необычную и «нелинейную» медитацию «Аджапа-джапа» — не исключено, что она может стать вашей любимой техникой!