Агочари-мудра: путешествие в неизвестное

16 январь 2014, 11:44

Агочари-мудра: путешествие в неизвестное

На эту тему есть древняя йоговская сказка: человек делал особую практику йоги, чтобы получить Философский камень. И тот появился очень быстро, уже через непродолжительное время. Но человек не стал брать этот камень, так как рассудил: «Я не мог получить результат так быстро, я простой человек, и попрактиковал лишь немного; мне нужна целая жизнь невероятных усилий, чтобы добиться такого результата». Философский камень полежал еще немного и пропал. Через несколько лет (проведенных человеком в иссушающих аскезах) боги подсунули ему — ради шутки — бесполезную стекляшку, за которую тот с радостью ухватился, решив, что вот теперь-то прошло достаточно времени и результат достаточно «заслужен». В этой сказке бездна смысла для практикующих йогу: ведь многие искренне верят, что для достижения весомых результатов надо потратить бездну времени и сил, пройти через боль и самоистязание. А в то же время, результат, может быть, как Филофский камень — уже лежит и ждет, чтобы его взяли. В йоге есть масса сложных практик, которые надо осваивать годами: например, Нади Шодхана Пранаяма, или совершенство в Падмасане, сложных силовых асанах, скажем, сочетающих баланс и опору на ограниченную поверхность тела с силовыми элементами. К сожалению, такие позы вначале не приносят ни спокойствия ума, ни свободного течения энергии, а лишь ментальное смущение, страдание, а иногда и трамвы. Но Агочари-мудра — не такая техника, она проста в выполнении, при этом дает быстрый, вполне осязаемый результат.

По йогическим представлениям, нос представляет собой проекцию позвоночника, со всей его энергетической структурой: так, корень носа связан с Аджна-чакрой, а кончик — с Муладхарой. С носом в йоге связаны, в основном, две мудры: Шамбхави-мудра (смотрение в межбровье), активизирующая Аджну, и Агочари-мудра (она же Насикагра дришти, смотрение на кончик носа), «включающая» Муладхару.

Итак, мы работаем в этой технике с Муладхарой. Как известно, Муладхара-чакра у человека как бы содержит нашу потенциально всемогущую, спящую энергию Кундалини. Это центр дикой, природной, поистине неисчерпаемой жизненной силы, можно сказать, сама сила эволюции Дарвина, сила грубого выживания — особенно, конечно, в пробужденном состоянии. «Эталонное состояние» Муладхара-чакры (в которое можно входит этой техникой) — непоколебимое спокойствие и уверенность, однонаправленность при полном отсутствии интеллектуализации. Важно учесть, что Муладхара — это не «тупость» и беспричинная агрессия, а сила и спокойствие самой Природы. Но при наличии проблем человек может «застревать» в этом центре, испытывая приступы раздражения, жадность, скаредность, асоциальные тенденции: эволюционно «зажатая» Муладхара «подсказывает», что надо ущемлять интересы других живых существ для того чтобы добыть свое личное счастье любой ценой. Все эти проблемы снимаются проработкой Муладхары. Одним из наиболее изящных и безболезненных методов для этого является Агочари-мудра.

Техника выполнения:

  1. Садимся в доступную вам медитативную позу (Лотос, Полулотос, Ваджрасану, Сиддхасану, либо облегченный вариант: Сукхасана — «удобная» поза со скрещенными ногами). Для удобства начинающие могут подложить плоскую подушку под копчик и колени. Продвинутые практикующие, наоборот, должны дополнительно стимулировать Муладхару с помощью Сиддхасаны и Мула-бандхи (допустима и Ашвини-мудра, поначалу).
  2. Ладони на коленях в Чин- или Джняна (Гьяна)-мудре.
  3. Закрываем глаза и расслабляемся — физически (расслабляем лицо, плечи, ладони, живот и все тело) и эмоционально (то есть как бы «отпускаем» ум). Освобождаем дыхание, оно должно стать естественным, ничего с ним специально не делаем.
  4. Открываем глаза и концентрируем взгляд на кончике носа. Должно быть видно кончик носа как перевернутую латинскую букву «V». Над кончиком носа появляется (как оптический эффект) отражение кончика носа в форме не перевернутой, нормальной буквы «V». Концентрироваться надо на точке наложения, пересечения двух V — где два контура сливаются в одну плотную массу, и изображение наиболее четко. Туда и смотрим, словно снайпер на точку прицела.
  5. Не напрягайте сильно лоб, не делайте «страшное лицо». Как только появляются неприятные ощущения — глаза устают и напрягаются, это неизбежно! — закрываем глаза и отдыхаем. Обычно это необходимо сделать уже через несколько секунд. Важно полностью расслаблять мышцы глаз между подходами. Если вы чувствуете, что глаза все-таки устают, делайте эту технику на ночь, перед сном. Если перед глазами появляются синие точки (звездочки) — это опасный признак сильного напряжения глаз, этого надо строго избегать. Перенапряжение глаз в этой технике крайне вредно — может привести к отслоению сетчатки (что опасно для зрения). Поэтому практику Агочари-мудры необходимо осваивать постепенно!
  6. Вы почувствуете, когда глаза отдохнули, и практику можно повторить. Обычно отдых занимает несколько секунд. В первые несколько подходов давайте глазам больше отдыха, постепенно они адаптируются и на отдых надо совсем немного времени. За минуту можно сделать 10-15 циклов, зависит от вас. Постепенно время удержания глаз на кончике носа можно будет увеличить — но делаем это не волевым усилием, а по мере адаптации глаз.
  7. Дыхание во время выполнения — нормальное. Избегайте напряжения плеч, лица, ладоней. Не думайте специально ни о чем, не следуйте за мыслями. Не надо делать никаких дополнительных техник.
  8. Адепты могут практиковать до 5 минут (при отсутствии дискомфорта).
  9. При достижении легкости выполнения, концентрируемся также на звуке дыхания (с помощью слуха) и Муладхара чакре (мысленно). Но в первые недели практики обычно не надо этого делать, т.к. это будет лишь отвлекать вас.
  10. Делать Агочари можно в любое время дня и ночи, но лучше всего рано утром или вечером перед сном. Разумно предупредить домашних, если вероятно, что они будут видеть вас выполняющим эту практику, чтобы не шокировать их вашим странным видом! Человек, делающий Агочари-мудру, со стороны выглядит, и правда, смешно. Поэтому лучше делать ее в одиночестве.
  11. Для дополнительного расслабления глаз после завершения практики полезно смотреть вдаль или делать практику Палминг (растираем ладони до появления тепла — затем накрываем ладонями закрытые глаза, делаем так 3-4 раза, держим ладони на глазах до минуты). Если глаза сильно устают, хорошо промыть их розовой водой или сделать Джала-нети (эта процедуру отлично снимает напряжение с глаз).
  12. Последовательность. Технику не стоит делать сразу перед асанами, лучше всего после асан и пранаям (чтобы не напрягать глаза дополнительно). Вождение транспортного средства нежелательно в течение 10-15 минут после завершения. Не читайте и не работайте за компьютером сразу после завершения, лучше несколько минут посидеть неподвижно, наблюдая ощущения, дыхание, состояние — так вы получите максимум пользы.

В чем же эффект этой мудры? Вы можете легко убедиться сами, что такое специфическое положение глаз очень быстро — буквально за секунды — «останавливает» ум, как бы — если пользоваться компьютерной терминологией — очищает его «буфер». Наполнение ума быстро уходит, в голове проясняется, нервы успокаиваются. Взгляд на кончик носа — очень интересная техника, своего рода «лайф-хак», или житейская хитрость древних йогов. Они, очевидно, подметили, что когда глаза закрыты, на человека «наваливается» содержимое его ума и подсознания, а если глаза открыты — то слишком много внешних отвлекающих факторов, ум «цепляется» за внешние предметы и начинает «их думать». Здесь же — когда глаза скошены на кончик носа — не возможно ни то, ни другое — из-под ума выбили основу (возможность фокусировать взгляд на различных внешних предметах), но и не дали шанса погрузиться в себя. Идеальные условия для достижения состояния ментального равновесия! Если не спешить с увеличением времени выдержки этой практики, она дает замечательную психологическую разгрузку — как, скажем, и суфийские кружения — другая техника, в которой видимая картинка размывается.

Агочари-мудра — весьма серьезная йогическая техника, несмотря на ее простоту. Она может вызывать глубокие медитативные состояния. Она тренирует навык концентрации, который необходим во всех других медитациях, так что эта техника является дополнительной к любой другой регулярной медитации.

Противопоказания к практике: глаукома. При глаукоме нельзя делать эту технику! Ограничения к практике — недавно — менее года назад — перенесенные операции на глазах (например, удаление катаракты), поражение сетчатки при сахарном диабете, имплантированная линза (в этих случаях можно делать, но под личным руководством эксперта). Также эта техника нежелательна при депрессии, переутомлении, т.к. будет еще больше способствовать интроверсии и разрыву с социумом.

Ношение обычных линз (или очков) не является противопоказанием. Следует снять линзы перед практикой. Эта техника не является йогатерапией заболеваний глаз. Если есть сомнения, перед практикой надо проконсультироваться с вашим лечащим врачом. Практика безопасна для здоровых людей при постепенном освоении.