Асаны для Сахасрара-чакры

7 апрель 2014, 11:37

Асаны для Сахасрара-чакры

К активизации Сахасрары подводят всего несколько поз классической Хатха-йоги (по возрастанию сложности):

  1. Мурдхасана (поза опоры на голову) — довольно банальная поза, однако оказывающая достаточное давление на голову — если, конечно, удается поставить ее на пол! — для активизации макушки — точки, «включающей» Сахасрару. Ошибочно думать, что в этой позе опора идет именно на голову — нет, вес тела должен быть равномерно распределен между ногами (и на начальном уровне ладонями) и головой. Любой дискомфорт в суставах (а не в мышцах) говорит о преждевременности выполнения этой позы для вас. Позу следует углублять за счет расслабления области таза.
  2. Наман Пранамасана (поза молящегося) — чудесная по своей легкости поза, фактически являющаяся «облегченной версией» Сиршасаны, и которая не так строга по ограничениям по состоянию организма. Позволяет найти оптимальное положение (точку опоры) без риска травмы или потери баланса. В статике ее можно удерживать долгое время (имеет смысл от 3-5 минут и больше, до 20 если комфортно), но есть также динамический вариант («по Шивананде-Сатьянанде» — он более терапевтический и мягкий по воздействию), когда вы входите в асану из Ваджрасаны (позы молнии) с выдохом, а затем со вдохом поднимаете таз для окончательного выравнивания, и держите позу на задержке дыхания (несколько секунд) или дышите ровно и удерживаете позу 5-20 секунд. В таком варианте к асане делают 5 подходов.
  3. Сиршасана (позы стойки на голове) — классическая асана для всех, кто готов; Нираламба Сиршасана (без опоры на руки) — для любителей балансовых поз; Урдхва Падмасана из Сиршасаны (стойка на голове в позе лотоса) — для тех, у кого есть лотос и нет варикоза; Капали-асана (поза опоры на лоб) — для сторонников постановки головы на переднюю часть — как в школе Дхирендры Брахмачари (это более травмоопасный вариант). В Капали-асане также иногда сгибаются колени — и вообще, в круге асан «стойка на голове» на удивление много разных вариантов и нюансов, трендов и хитростей — так что даже описывать их здесь неуместно. Эту позу просто необходимо осваивать под непосредственным руководством инструктора, «на йоге» — а самостоятельные эксперименты чреваты.
  4. Бхуми Пада Мастакасана (половинная стойка на голове) — вхождение в позу осуществляется из Марджари-асаны (позы кошки). Макушка устанавливается на пол между ладоней, колени выпрямляются. Потом соединяем пятки и разводим носки чуть врозь, а руки заносим за спину и ладонью одной руки захватываем запястье другой. Стоим на больших пальцах ног как можно дольше (в комфорте). Для выхода сначала опускаем руки на пол, потом возвращаемся в Марджари-асану, затем опускаемся в Шашанкасану (позу зайца) на несколько циклов дыхания — и потом делаем весь цикл еще два раза (всего делают 3 подхода, постепенно увеличивая время удержания позы в каждом). После завершения выполняем Тадасану (позу пальмового дерева) для компенсации. Стоит отметить, что хотя поза называется «половинной», стоять в ней новичкам тяжело, а если шея слабая — и небезопасно.

Какой опыт мы можем получить, практикуя эти позы? Зависит от того, как их выполнять! Важно помнить, что после первоначального освоения каждой из них решительно необходимо научиться в фазе удержания «выключать голову» — иначе вы будете думать об отстройке асаны и совершать микродвижения, и тогда вместо опыта Сахасрары получите опыт акробатики. Реальная, а не воображаемая работа с Сахасрара-чакрой подразумевает освоение ментальной паузы (Унмани-крию) — то есть навык очищения ума от мыслей. Фактически, именно работа с любыми техниками в таком состоянии является йогой. В сочетании со стойками на голове Унмани-крия дает потрясающие результаты: вы можете пережить великолепный опыт ощущения или даже видения Сахасрара-чакры, а может, приятное «гудение» в черепе — на грани слышимого звука — или просто приятное состояние тотальной чистоты и ясности, которое ей присуще (видимо, личный опыт зависит от того, визуал вы или кинестетик и т.п.).

Можно идти к активизации Сахасрары и практике перевернутых поз вообще с целями омоложения, избавления от дурных наклонностей, или для приобретения «инсайтов», необычных психических опытов — и это принесет свои результаты. Лучше делать с такой мотивацией, чем вообще не делать. Хотя все-таки эффективнее изначально делать практики продвинутого уровня не «корысти ради», а для успеха в йоге, и не обращать особого внимания на сопутствующие эффекты — такое утверждение встречается во всех серьезных источниках по йоге.

Можно сказать и по-другому: неважно, с какой бы целью вы начали делать эти позы. Если вы практикуете регулярно, внимательно и технично (безопасно и правильно), то нет никаких препятствий к получению всех возможных благ, сопутствующих проработке Сахасрары: это и очищение организма, и увеличение интеллектуальных способностей, и, конечно, успех в медитации — конечная цель всех практик йоги. Недаром считается, что Сиршасана — «королева» асан.

ОГРАНИЧЕНИЯ:
Перевернутые позы c опорой на голову — и, в частности, Сиршасана — имеют множество противопоказаний, в том числе не выполняются при повышенном давлении, заболеваниях сердца, воспалении уха, если слабые сосуды глаз, при сильной близорукости, гормональных дисбалансах, склерозе сосудов, сильной астме, во время простуды и при синусите, если кровь нечиста (потребление алкоголя, мяса, курение, прием антибиотиков и других сильных лекарств, пищевые расстройства поэтому также являются мягкими противопоказаниями), а кроме того, при смещении позвоночных дисков или грыже позвоночника, при вертиго и вообще если слабая спина и шея. Для укрепления мышц спины и шеи выполняются позы на прогиб (Шалабхасана и др.) и ассиметричные балансы (Триконасана и др.) соответственно, либо эти мышцы «закачиваются» с помощью ЛФК и фитнеса.

Для здоровых людей рекомендация одна — осваивайте перевернутые позы (за исключением Наман Пранамасаны) под контролем преподавателя йог — а уже после этого можно будет приступить к личной практике.