Что почитать про йогу?

14 август 2014, 07:23

Что почитать про йогу?

Схема источников информации по йоге, по убыванию авторитетности:

  1. Веды (сложны для изучения и не рассчитаны на практическое применение в наши дни);
  2. Книги раздела «Шрути» («Услышанное»): Самхиты, Упанишады, Араньяки, Брахманы и Тантры. Здесь же — такие трактаты, как «Хатха-йога Прадипика» и «Йога-сутры», «Виджняна-Бхайрава Тантра», «Йога Васиштха», «Шива Самхита», «Гхеранда Самхита», все доступные Упанишады (их около 50) и др. Этот пласт источников практически применим и понятен йогам;
  3. «Смрити» — «написанное». Авторитетные книги, не относящиеся к разделу «Шрути», в том числе «Махабхарата» и ее фрагмент — «Бхагават-гита» (которая вовсе не является ни «ключевой книгой йоги», ни «основой индуистской философии», вопреки расхожему заблуждению, бытующему в среде малообразованных индусов и слабо эрудированных западных йогов). Часть этих текстов очень ценна для занимающихся йогой (как «Бхагават-гита»), а часть носит весьма специфический характер и вряд ли может применяться в нашу эпоху. К последней категории относятся, в том числе, Дхарма-шастры — своды законов (в том числе знаменитые «Законы Ману», которые в наши дни выдаются за «ведическое знание»), описывающие суровые законы индийского общества в ту или иную древнюю эпоху.
  4. Книги знаменитых мастеров по йоге, признанных столпов йоги разных эпох. Книги Шри Шанкарачарьи (Шанкара), Рамакришны и других мудрецов. Сюда же можно отнести поэзию святых йогов-мудрецов (Кабир, Шанкара, Миларепа в числе прочих). Из более современных стоит отметить, например, книги Д. Брахмачари, ТКВ Дешикачара, БКС Айенгара, Свами Шивананды и Свами Сатьянанды Сатьянанды, А. Авалона, Х. Джохари и т.п., и чрезвычайно ценные с точки зрения практики комментарии знаменитых мастеров к основополагающим текстам йоги: в частности, комм. к «Прадипике», «Бхагават-гите», «Йога-сутрам» и т.п. знаменитых авторов уровня Сатьянанды и Айенгара. Многие из книг этой категории не представляют трудности для понимания.
  5. Книги ушедших и современных мастеров йоги, современные видео- и аудио-материалы (пример -книги Андрея Сидерского, Сергея Кулыгина, Виктора Бойко, Нины Мел, других отечественных и зарубежных авторов). Материалы сети Интернет. Советы, блоги, книги преподавателей и практикующих йогу. Посещение мастер-классов и лекций. Околойогическая, художественная и религиозная литература («Возвращение домой» и т.п.), книги по Аюрведе, К. Кастанеда, Р. Свобода, Е.С. Далай-Лама и т.п. Проблема этой категории — сложность оценки соответствия изложенного истинной йоге (которая ведет к описанным в Упанишадах прекрасным результатам и в итоге к Просветлению), т.к. авторы сами зачастую находятся лишь где-то в середине пути.

Веды («знание, переданное богами»)

Стоит учесть, что в системе йоги наиболее авторитетной литературой по теме саморазвития считаются Веды, это четыре толстых книги. Да простят меня Пандиты (знатоки Санскрита и ведической литературы), но говоря коротко и прямо, мало кто из простых смертных, тем более, не-индусов может большую пользу из чтения этих первоисточников, т.к. Веды в основном содержат гимны, славословящие разные аспекты Бога, и боевые заклинания*, т.е. относятся либо к Бхакти-йоге, либо к прикладной «магии», но никак не к практике саморазвития в русле Хатхи, Раджа- или Кундалини-йоги. Поэтому наиболее адекватным способом приобщения к Ведам, на мой взгляд, является (как ни странно) слушание их — в записи, созданной знатоками санскрита — языка оригинала**. Толкователей Вед в наши дни не счесть, но, курьезно, что подавляющее большинство информации, транслируемой ими, к Ведам вообще не имеет отношения. Любопытные могут поднять текст первоисточников (в русском английском переводе) и удостовериться. Ни про семейные отношения, ни про питание или режим дня, ни, прискорбно, про практику Хатха-йоги в Ведах ничего не говорится. Существует ряд адекватных (научно признанных) переводов Вед как на хинди, так и на английский, и даже на русский язык. Но даже в русском переводе тексты Вед — это скорее чтение для расширения кругозора, чем чтение «по йоге». Так что мы оставим эти специфические тексты ученым-индологам, людям религиозным, и интересующимся индийской культурой. Веды — литература, безусловно, высшего порядка, но (и поэтому) доступная только самым продвинутым: йогам, достигшим большого успеха в медитации и способны воспринять «святые истины» интуитивно. Но чтобы иметь свое мнение в вопросе «о чем говорят Веды и что теперь делать», ознакомиться все же стоит.

Почитать Веды по-русски, а также узнать немного из истории их создания можно, в том числе, здесь.

Шрути. Упанишады (записанное со слов Просветленных), а также «услышанное» в медитации.

Другой, тоже весьма авторитетный*** в русле йоги, пласт источников — это комментарии к Ведам — Упанишады (а также Самхиты и Тантры). Это книги именно по теории и практике саморазвития в современном понимании. Многие из них детально или не очень описывают те или иные (в том числе широко известные) практики Хатха-, Кундалини- (в традиционном понимании, а не практики Йоги Бхаджана) и Джняна-йоги. Некоторые Упанишады детально разбирают вопросы пранаям или мантра-йоги, другие же затрагивают вопрос «что такое Бог» и т.п. философские моменты. Упанишады — тексты, записанные со слов высоко реализованных учителей йоги древности и средневековья — времен, когда планка «преподаватель йоги» стояла невероятно высоко. Упанишады — пожалуй, самая авторитетная литература по йоге, доступная для понимания для массы йогов, и при этом практически применимая. Без знакомства с Упанишадами нельзя утверждать, что освоена теория йоги. Особо подчеркну, что Упанишады доступны в академическом переводе на русский язык, озвучены в аудио и широко доступны (в том числе в «пиратских» торрентовых сетях). Авторитетная литература раздела «Шрути» доступна, в том числе, в известных всем йогам сборниках, таких как «Путь Шивы», подготовленных авторитетными и не ангажированными переводчиками и составителями.

Несколько важных Упанишад (в пер. А.Я. Сыркина) — в открытом доступе, в том числе, здесь. Еще Упанишады, история, структура, списки дошедших до нас Упанишад.

Важный момент — в том, что просто читать литературу уровня Шрути (Самхиты, Тантры, Упанишады) — недостаточно. Это очень сжатые по содержанию тексты, рассчитанные не только на интеллектуальное ПОНИМАНИЕ самого текста, но и активную интеллектуальную работу самого читателя — обдумывание прочитанного. Многие тексты такого уровня включают прямое указание на необходимость такой работы в самом тексте источника (например, «Трипура Рахасья»). Другие же лишь подразумевают ее (например, «Иша Упанишада»). На деле, понимание даже «Йога-Сутры» Патанджали или «Хатха-йога Прадипики» невозможно без обдумывания каждого стиха (шлоки) отдельно. Читать такие книги бегло или «запоем» тяжело и вряд ли полезно. Чтение такой литературы углубляется изучением (обдумыванием, осмысливанием прочитанного) и медитацией на отдельных стихах. Считается, что наибольшую пользу от чтения Упанишад и подобных книг приносит именно йогическая медитация на смысле текста (основных идеях, аналогичным (и никогда не противоречащим!!) «великим изречениям» — Махавакьям — Вед. На практике, объем авторитетной литературы (Упанишады, Самхиты, Тантры) так велик, что не обязательно обращаться к другим книгам, вызывающим на порядок меньше доверия. Но, как и с Ведами, такую литературу оценят и поймут далеко не все, лишь уже подготовленные читатели. Для остальных Упанишады кажутся не более чем странной философской или религиозной литературой — и в этом ирония градации знания по йоге.

Книги, написанные людьми

Наконец, современные источники и книги (а также лекции, например, Р. Махарши) авторитетных авторов недалекого прошлого. В этих книгах обычно доступно «разжевывается» смысл коротких, афористичных высказываний, содержащихся в литературе более высокого порядка. Скажем, смысл книги «Хатха-йога Прадипика с комм. Свами Сатьянанды Сарасвати» однозначен и доступен любому взрослому человеку, знакомому с терминологией йоги (или вооруженному Википедией). И, что еще важнее — не возникает сомнений, что это знание можно применять практически, и «разжевывается», как именно. Это не самоучитель по йоге, но отчасти может быть им.

Литература по йоге — это, фактически, одно целое, которое можно представить себе как пирамиду: на узком конце — самое высшее знание, четыре Веды, на широком — современная литература. Веды изрекают «Ты есть То», Упанишада может намекать: «Медитируй на смысл символа ОМ, который заключается в том, что «Ты есть То», комментарий Сатьянанды или Джохари разъяснит, что надо петь «А-О-У-М-Н», а современный автор заметит в своем бестселлере, что при этом надо держать лицо и плечи расслабленными, а язык прижать в «Набхи-мудре». Противоречий нет, пирамида ведь — цельная.

Современная литература

В наши дни на прилавках книжных магазинов в разделе «Саморазвитие» преобладает лже-йогическая литература, пестрящая сомнительными, доморощенными заявлениями религиозного и практического характера. Это камни, которые никогда не составляли часть пирамиды — камни, брошенные в йогу. Стоит учесть, что йога и його-коммерция — разные вещи. Статус бестселлера или признание автора «Гуру» миллионами последователей вовсе не гарантирует авторитетность изложенной информации (ср. книгу и фильм «Секрет» или историю секты «Аум Синрикё» и «Саентологию» Рона Хаббарда), а то, что книга не сильно популярна (те же Веды, которые даже среди йогов мало кто читал, тем более, целиком!) еще не означает, что изложенные в ней знания сомнительны. Например, сборники лекций Ошо Раджниша, хотя имеют определенное значение для духовного роста, но не являются аутентично йогической литературой: Ошо в своих весьма эклектичных проповедях, в том числе, проповедовал индульгирование в своих страстях в целом и разврат в частности, что радикально противоречит идеям йоги. К знанию такого (низшего) порядка стоит относиться критически.

Но в наши дни появился и другой, рождающий надежды пласт литературы и знаний. Это книги и лекции, не обязательно имеющие в заголовке слово «йога», но, тем не менее, популяризирующие именно методы, этические ценности и образ мышления, описанные в Ведах, Упанишадах и другой йогической литературе. Это, например, книги западного мастера Э. Толле («Сила Сейчас» и другие), лекции Цезаря Теруэля, Муджи и других живущих ныне Мастеров. Не всем эти источники придутся по вкусу, т.к. это современное объяснение йогических истин, но из плюсов стоит отметить живость и современность изложения — при сохранении аутентичности основной идейной линии от самых Вед.

В конце я хотел представить только «свой» список литературы по йоге, интересной лично мне. Но сделаю лучше — дам ссылку на расширенный список для чтения по йоге, составленный профессиональными преподавателями разных стилей йоги, который вы можете посмотреть здесь (разбит по стилям). Следует рассматривать его как отправную точку для собственного поиска, т.к. объем литературы по йоге — огромный. Исключение, пожалуй, составляет тема йоги для женщин (более чем актуальная, т.к. йогой в наши дни занимается больше женщин, чем мужчин) — авторитетные источники по которой можно пересчитать на пальцах одной руки, в первую очередь это «Нава Йогини Тантра. Йогические практики для женщин» автора Свами Муктибодхананда Сарасвати.

—примечания—

* Которые сразу вызывают ряд вопросов: «А как же Ахимса? И вообще, зачем мне губить корову соседа или обездвиживать его самого, а тем более привлекать его жену? Для йоги это не нужно». Есть версия, истинный духовный смысл Вед не адекватен буквальному смыслу текста этих писаний (и тем более переводу!), он зашифрован в самом звучании стихов, и облечен в понятные смысловые формы лишь для запоминания. По этой версии Веды имеет смысл скорее слушать, а не читать.

** Считается, что Веды были «услышаны» мудрецами (Риши) в состоянии глубокой медитации, и являются «Ричами» — «речами», или «песнями» Вселенной, которые весьма благоприятны для прослушивания: очищают ум.

*** Источники категории «Шрути» — «услышанное» считаются не написанными, а лишь ЗА-писанными людьми, под диктовку горних сфер. Авторитет этих источников среди йогов можно считать абсолютным, аналогично авторитету Вед в брахманической среде. А уж вопрос понимания отдельных текстов и «согласия или несогласия» — личная проблема каждого человека. Стоит отметить, что, как и Веды, эти тексты не предназначены для людей невежественных; они понятны и нужны только йогам. В Индии многие до сих пор верят, что допуск к этим текстам легитимен только для мужчин из трех высших каст, прошедших особые обряды.