Как побороть напряжение во время практики?

9 декабрь 2013, 12:36

Как побороть напряжение во время практики?

Для начала, еще раз оговоримся: расслабление — это не просто, это целая наука, и если вы умеете расслабляться, это больше достижение, чем если вы можете встать на голову. Йогическое (то есть, тотальное, целостное) расслабление — это не только не банально и не просто, но и вообще непонятно многим, и не важно, называют они себя новичками, опытными йогами или инструкторами. Расслабление в йоге — это, считай, половина успеха. И никто не говорил, что успех в йоге дается легко и доступен любому желающему! Расслабляться из новичков в йоге не умеет никто, это уровень опытного мастера. Это уровень владения своими реакциями, внутренними эмоциями, и в дальнейшем — мощнейшими силами ума, для достижения успеха в жизни и в йоге. Хотите обогатить свою практику мастерством расслабления? Читаем дальше.

Некоторые делают упражнения йоги, как физические — с напряжением, с натугой, стиснув зубы. А ведь на самом деле, это даже не столько «упражнения», сколько состояния — причем не только тела, сколько ума. Тело же должно быть в асанах максимально расслаблено; поза должна удерживаться минимальным и локализированным напряжением: должны напрягаться только те мышцы, которые не могут быть расслаблены, во избежание потери позы. И только! То есть, никакое «больше, выше, сильнее» по определению не подходит к практике асан. Как жаль, что многие начинают заниматься йогой именно так — «по-русски» стремясь к победе любой ценой — и потом годы расхлебывают первые неосторожные шаги: в первую очередь, страдают колени и поясница, не говоря уже о том, что происходит подмена практики йоги практикой... банальной «зарядки йогов». Что и говорить, в деле построения красивого мышечного корсета и сжигания жирка йога заметно отстает от беговой дорожки, зала с тренажерами, плавания и аэробики. Йогой занимаются не для красивой фигуры и не для похудания, хотя такие побочные эффекты и есть, конечно. Мышцы растут от напряжения, жир сжигается напряжением — но возрастает и стресса, а в йоге мы стремимся расслабить тело, насколько возможно, и (чуть сложнее) «расслабить», успокоить ум — чтобы прикоснуться к своей тончайшей структуре, которую можно условно назвать «душа» или Дух. Поэтому йога — это не саморазвитие, а самопознание: если это понято, и практика выстроена по этому принципу, будьте уверены — вы на верном пути в йоге. Поэтому если вы считаете, что занимаетесь настоящей йогой, для достижения именно йогических целей — то первостепенной задачей для вас является... расслабление!

Для того чтобы стать мастером йоги (а не кандидатом в мастера спорта по экзотической гимнастике), придется ... стать профессионалом расслабления. А чтобы научиться мастерски расслабляться, надо усвоить (и освоить!) два важнейших момента:

  1. Расслабление тела неизбежно влечет за собой расслабление ума. И наоборот. Философия йоги утверждает, что тело и душа не связаны между собой: тело может быть слабым, или неизлечимо больным, или уродливым — а душа прекрасна и просветлена. Но вот ум — нижестоящая «инстанция» на пути между потоком мыслей (Читта) и душой (Атма) — практически идентичен телу. Каково состояние тела — таково состояние ума, и наоборот. «В здоровом теле — здоровый дух», люди поговаривать римляне — и добавляли: «встречается редко». Они имели в виду душу. А вот здоровый (то есть, подконтрольный, острый и спокойный как горное озеро) ум — встречается ТОЛЬКО в здоровом теле. Причем в здоровом не вообще, а именно в этот момент времени — сейчас. Представьте, что у вас болит зуб — как вы сможете сконцентрироваться на практике йоги? И тем более, медитировать?! Это невозможно. Самое рациональное решение в этом случае — пойти к врачу и вылечить зуб, потом вернуться домой и заняться йогой, а не наоборот. Так же и с расслаблением: сначала мы осознаем (чувствуем) напряжение в теле, потом идем к «врачу» — асанам, и пранаямам — а потом уже пытаемся медитировать. Иначе ничего не выйдет.
  2. Расслабление и концентрация, хотя и кажутся противоположными состояниями, на деле помогают друг другу, и не могут друг без друга существовать. Медитация невозможна в напряженном теле; расслабить тело полностью может только опытный медитирующий. Поэтому непременно надо упражняться и в релаксации, и в концентрации. Когда вы испытаете опыт глубочайшего расслабления с одновременной однонаправленной концентрацией (это называется Самадхи) — вы поймете, о чем идет речь, и йогический процесс значительно ускорится. Понятно, что сейчас речь идет НЕ о том поверхностном и частичном полу-расслаблении, которое обычно люди достигают перед телевизором. Частичное расслабление (под сладкое пение Девы Премал) дает немного спокойствия, но также — лень, Тамас, глупость; а полное расслабление — исцеляет тело от недугов, ум от неврозов и стресса, обостряет ум и укрепляет интеллект, а также подводит к медитации: вот только тут, отсюда, и начинается, собственно, йога: до этого была лишь подготовка! Расслабление тела плюс концентрация ума — вот и суть йоги. Йога — это «союз», благоприятное стечение двух рек: расслабления (нисходящий поток) и концентрации (восходящий). Сейчас у нас идет речь о таком глубочайшем расслаблении, когда теряется ощущение тела (Пратьяхара), и ум, свободный от сигналов тела, буквально впитывается в объект концентрации (Дхарана и Дхьяна) — только это и называется «медитация», а не пение «Харе Кришна» 16 раз по 108 раз (хотя это тоже может быть медитативной практикой). Настоящая медитация и настоящее расслабление дают эффекты безмолвия и задержки дыхания. В глубоком Самадхи (это уже Раджа-йога) человеку ничего не нужно, даже дышать — его поддерживает сила его собственной, божественной, души. К этому состоянию может прийти каждый искренне ищущий и настойчиво практикующий, только в этом — практика истинной йоги. Планка стоит высоко, но путь в тысячу километров начинается с первого шага, и этот первый шаг — наука расслабления, Хатха-йога.

Теперь, когда мы разобрались со всей этой теорией (а без нее практика теряет направление), перейдем к практическим аспектам, советам и полезным практическим хитростям:

  • Делая асаны, не отвлекайтесь на посторонние мысли. Попрактиковав несколько лет, вы обнаружите: любая мысль — это, прежде всего, напряжение, а следовательно, блок, и потеря энергии. Мысли — паразиты нашего Сознания. Не подпитывайте их своей праной, она нужна вам для практики самопознания и (тоже немаловажно) хорошего здоровья и самочувствия.
  • Делая асаны (практики для тела и энергетики), наблюдайте дыхание. Внимание будет ускользать, неизбежно! Даже 10 секунд тщательно наблюдать дыхание — СЛОЖНО. Минуту — еще большее достижение. Когда вы сможете наблюдать свое дыхание все время занятия — вы станете мастером йоги, вам не нужны будут ни книги, ни преподаватели, вы начнете реализовать те чудеса, о которых говорится в древних трактатах по йоге. Но это не просто.
  • Делая пранаямы (практики для энергетического тела и ума) — наблюдайте свой ум. Не позволяйте уму убегать вслед за первой появившейся мыслью, как собака за кошкой. Отпустите все свои текущие дела и заботы. Ни в коем случае не думайте ни о чем, не надо! Пусть ум будет чист. Тогда дыхание не будет раздувать огонь мыслей. В противном случае пранаяма не происходит, вы просто хитрым образом дышите. Йога не происходит без постоянного осознавания. На групповом занятии, НЕ ориентируйтесь в своем ритме дыхания на других, даже на преподавателя! У каждого человека — разный объем легких, разный стаж пранаям, разный ум! Поэтому как пение мантр, так и дыхательные практики — это сугубо индивидуальная практика. Лучше всего освоить ее под личным руководством знатока, и потом заниматься самостоятельно. На первых порах группа помогает — а потом начинает мешать. Не отвлекайтесь на глупцов, которые «стараются», спешат и стараются всех «передышать» на пранаяме — позвольте другим быть такими, какие они есть — и сконцентрируйтесь на собственном прогрессе, который ведь еще не так уж и велик.
  • Осваивая медитацию (практики для энергии и ума), не забывайте про нижележащие уровни вашего Сознания: ум, дыхание, тело. Тело в медитации должно быть предельно комфортно и расслаблено. Боль и медитация, дискомфорт не совместимы (если речь не идет о реализованных Мастерах) так же, как несовместимы расслабление и прерывистое дыхание, расслабление тела и беспокойство в уме. Медитация лучше всего идет после цикла асан, которые нагружают все тело, и пранаям, которые заряжают практикующего энергией. Не растрачиваемая на напряжения и мысли, энергия выводит ракету медитации на орбиту Сознания. Если не отделена ступень осознания тела, ракета ума не выходит в космос Сознания. Если не достигнуто расслабление, ступень не отделится, напряженный мозг может взорваться, тем более, если накачивать в него энергию праны (помните Челленджер?).
  • И последнее: в борьбе за расслабление, нет единого решения, и все средства хороши. Помогает вам повторение мантры расслаблять лицо и плечи в асанах — замечательно, бубните себе мантру. Мешает мантра расслабляться? Отбросьте мантру. Помогает сначала поработать до изнеможения? Работайте до изнеможения, а потом отдохните минут 10-15 в Шавасане, и потом уже медитируйте (на деле, именно такой подход в нашу эпоху беспокойства ума — самый действенный). Помогают вам Ошовские медитации потом сесть и по-настоящему делать йогическую медитацию — делайте все. Что необходимо. Кому-то помогает рьяно молиться, кому-то — петь духовные песни, кому-то — бить в барабан. Все средства хороши, когда на кону ваша Реализация. Только не увлекайтесь средствами, помните, что это не самоцель, а всего лишь средство. Средства не должны подпитывать гордыню, если вы считаете себя йогом. Никакая «самая секретная, самая мощная» мантра прямиком из Гималаев не сделает за вас то, что должно быть сделано — расслабления, как и концентрации, можно достичь только собственными усилиями. Ни секретной мантрой, ни милостью Гуру, ни знанием секретных техник, ни особыми лекарствами — не достигается сознательное расслабление, не достигается концентрация сознания, это плоды лишь своих усилий. Поэтому успеха в вашей практике!
  • Для «прокачки» способности к расслаблению, очень полезно ежедневно (или хотя бы несколько раз в неделю) делать такие практики, как Йога-нидра, Полное йоговское дыхание, и Со-Хам медитация, а также медитация Тратак. Буддистская медитация Випассана — тоже замечательное подспорье в йогической медитации (если есть возможность, стоит пройти полноценный курс обучения этой технике).
  • Если у вас совсем мало времени на медитативные и дыхательные практики (такое бывает в большом городе), сделайте такой «ход конем»: во время практики асан либо дышите глубоко (полный вдох без напряжения и полный, чуть усиленный — пупок втягивается — выдох). Первое время, пока делается такая техника, невозможно удерживать ее без удержания внимания! Это «автоматически» заставит вас делать асаны гораздо, несравненно, более осознанно! Однако через неделю или месяц полное дыхание станет автоматическим, и придется менять «костыль». Можно тогда перейти на короткие задержки — после каждого вдоха и каждого выдоха, задерживайте дыхание на 1-2 секунды, это тоже помогает удерживать внимание. Следите за тем, чтобы такие рисунки дыхание не увеличивали напряжение в теле! Бывает и такое.
  • И наконец, еще один «секретный», «хитрый» метод. Если после честного просмотра тела в практике асан, вы с горечью обнаружили много напряжений в теле (а сказать честно, такое бывает почти всегда, в 99% случаев) то просто... делайте короткую Шавасану после каждой асаны! Пусть Шавасана 1-3 минуты станет для вас эталоном состояния тела. Такого же спокойствия тела и дыхания надо достигать в асанах! Старайтесь удерживать медитативное состояние в асанах пусть даже ценой более расслабленного, упрощенного выполнения позы с физической точки зрения. Физическое совершенство в асанах не дает НИЧЕГО (только раздувает эго), эмоциональное и физическое расслабление в асанах дает ВСЕ. По мере практики (с годами), уменьшайте количество асан, и увеличивайте время, отведенное на пранаямы и медитацию, для развития вглубь, а не вширь.

Стоит добавить, что сказанное выше — на 90% не мои личные нарабтки, а достаточно общепризнанные истины, которые почему-то часто забываются, «в пылу сражения» за красивую асану. Помните, лучший Гуру — это сердце в груди, самая сложная асана — Шавасана, самый священный Кайлас — это Сахасрара на вершине головы. В Москве существуют на только сумасшедшие, которые занимаются йогой как самобичеванием под «Раммштайн» с отжиманиями между подходами, но и разумные люди, которые применяются методы осознанной релаксации в своей серьезной практике. Например, вот эта школа (знаю по опыту работы) серьезно практикует такой подход; он также применется всеми преподавателями школы классической йоги В. Бойко, и многими другими. Поэтому, найти в большом городе действительно адекватного и вдумчивого преподавателя йоги — вполне, вполне реально. Кто ищет, тот найдет. Успеха в практике!