Концентрация, медитация, … расслабление!

23 январь 2014, 11:39

Концентрация, медитация, … расслабление!

Начиная заниматься концентрацией, и после приобретения некоторого навыка, йог замечает, что раньше его ум был страшно расфокусирован: вначале это может даже казаться, что мусорных мыслей в голове стало больше чем до практики — а на самом деле они просто стали заметны, проявились из темной массы «поток мыслей». Такой же эффект и с практиками деконцентрации, расслабления: до практики кажется, что ты достаточно расслаблен, освоив практику — понимаешь, как напряжен на самом деле, и только потом можно совершить прорыв в настоящее расслабление.

Рядовой человек не осознает, насколько он, во-первых, напряжен (точнее, сколько напряжений живет в его теле), а во-вторых, насколько его (или ее) сознание и поведение обусловлено этими напряжениями. Иногда даже кажется — напряжения рождают мысли, мысли — облекаются слова, слова создают мотивы и оценки, оценки становятся реакциями и поступками. Но на деле это замкнутый круг: с детства нас окружают приятные и неприятные стимулы, они становятся напряжением в теле, общество закрепляет эти шаблоны — и вот те нате, готовый человек с кучей ограничений, комплексов, шаблонных реакций («предустановок», скажем так). Если потом человек озадачится проблемой стать целостным, свободным, очистить свое тело от напряжений, а сознание от болезненных установок (клеше) — без практик релаксации не обойтись.

Как же расслабиться? Задача может показаться банальной: ну, полежи в Шавасане 10, 15, нет, лучше 30 минут! А по факту, человек либо лежит напряженный, либо засыпает. Статистику, думаю, никто не проводил, но по своим наблюдениям могу сказать, что Шавасана в группе получается у единиц (обычно это либо опытные практикующие, либо преподаватели). Однако и опыт в йоге — не гарантия наработки навыка расслабления. Можно делать продвинутые техники, но не уметь расслабиться. Тут надо быть честным с собой. Если в Шавасане приходят мысли, дыхание не ровное, тело совершает небольшие движения, есть ощущение едва уловимо болезненной тяжести или напряжения в отдельных мышцах (начинающие обычно радуются: «вот, сегодня хорошо поработал»!) — расслабление не было полным.

Многие выходят из Шавасаны уже нахмурив лоб: так, сейчас надо доехать до работы, потом сделать это, позвонить тому, написать отчет и т.п. А настоящая Шавасана должна оставлять человека немного в полусне, он должен быть словно заново рожденным. В идеале же, хорошая, «профессиональная» 10-минутная Шавасана освежает ум как целые выходные, и бодрит, как 2-3 часовой сон на свежем воздухе. Человек, который посвящает массу времени и денег отработке сложных позиций тела, не осознает необходимости посвятить немного времени тому, чтобы научиться выполнять Шавасану*. Стоит ли довольствоваться посредственной реализацией этой практики? Нет. Надо упражняться в Шавасане упорнее, чем в силовых и балансовых позах — буквально, до изнеможения! Только тогда придет успех. И тело скажет «СПАСИБО», а ум почувствует невиданную свободу (от себя самого).

Еще раз, основная идея в том, что Шавасана — не просто «отдых» после мышечной работы на занятии. Это самая ценная практика, фактически, и уж точно самая тонкая. Это вершина, на которую мы поднимались все занятие: предельная концентрация, предельное расслабление, ровное и естественное дыхание, и предельная неподвижность тела. Все, что отрабатывается в асанах, максимально можно реализовать в Шавасане. Нет смысла даже активизировать Аджна-чакру, если тело в Шавасане не расслаблено и не абсолютно неподвижно.

Некоторые медитируют так: наморщили лоб, плечи замкнуты, руки напряжены, Мула-бандха вжалась, пресс в тонусе, поясница закрыта, пальцы рук и ног скрючились... еще пара минут, и со лба начнет капать пот! Такая концентрация никому не нужна, это просто мазохизм. Концентрация ума становится тем глубже, чем полнее расслабление тела — вот хорошая тема для медитации.

Когда расслабление в Шавасане стало получаться — а это, опытные знают, не меньшее достижение, чем встать на голову или сесть первый раз в «лотос»! — надо идти дальше. Надо.... перенести это расслабление, это состояние, сначала в другие асаны, а потом и в обычную жизнь, вынести на пределы зала.

Как расслабляться вне зала?

Вы контролируете свое лицо? Нет, действительно — просматривайте свое лицо, время от времени, хотя бы раз 5-6 в течение дня. С удивлением, вы заметите, на лице было и до сих пор остается МНОГО напряжения, особенно: лоб, скулы, шея, губы.

Расслабляйте шейно-воротниковую зону, заодно с лицом. Плечи! Шея! Верх спины! Все это должно быть расслабленным. Сохраняйте при этом прямую осанку, мягко вытягивая макушку вверх — этим вы включаете «верхнюю энергетическую помпу» — энергия свободно протекает в голову: мысли проясняются, чувства подконтрольны, тело согласовано с головой.

Расслабляйте и чувствуйте ладони. Ладони и лицо — области, за контроль которых отвечают значительные отделы головного мозга, поэтому расслабив лицо и ладони, мы запускаем процесс расслабления всего тела. Подчеркнем — в любом его положении! Это не значит, что сидя на совещании, вы стечете под стол! Это значит, что выражение лица будет спокойным (умным!) и подконтрольным, осанка — красивой, шейно-воротниковая зона будет расслаблена и обеспечивать хорошее кровоснабжение мозга, дыхание будет ровным, голос — спокойным. В голове будут только те мысли, какие нужны сейчас, либо никаких, ум отдохнет. Заманчиво?

У многих людей в наши дни ослаблен живот, Хара, Манипура. Не вредно раз в несколько дней сделать такую практику: что бы вы ни делали — будь то йога или написание годового отчета — держите часть внимания в области пупа. Это не так просто как может показаться. Хотя бы раз десять в течение дня вспомните что «сегодня я держу внимание в животе» — увидите, какой результат это даст. Повышается жизненный тонус, уверенность в своих силах, организм работает слаженно, не мерзнет, йога на порядок осознаннее, ум спокоен, да и пищеварение улучшается!

Если есть возможность — попробуйте практики через преодоление: Кундалини-йогу, Ошовские медитации. Это своего рода «курс молодого бойца» в науке релаксации: после работы до изнеможения, расслабить тело элементарно. Труднее без такого трамплина! Это придет с опытом. Не стоит, однако, «подсаживаться» на практики работы через напряжения, постепенно они сами по себе станут обузой. Так, для углубления Шавасаны достаточно сделать 1-2 силовых асаны перед ней (например, Навасану).

В течение дня практикуйте, сидя или стоя ровно. хотя бы по нескольку секунд Полное йоговское дыхание или (можно мысленно) попеременное дыхание: вдох через левую ноздрю, выдох через правую, вдох через правую — выдох через левую и т.д. Раз уж вы делаете эту технику, заодно наблюдайте и поток мыслей! Это будет полноценная йогическая практика. Практикуем от нескольких циклов дыхания до 10 минут.

Попробовав эти практики, вы уже поняли, что да, полтора часа работы в асанах в день — это чудесно, это уровень. Базовый уровень. Настоящий вызов для тех, кто считает себя продвинутым — это сохранить расслабление и осознанность вне зала!

Осознанность, основная задача в любой духовной дисциплине, довольно сложная штука, но в первом приближении — это постоянный контроль (наблюдение) над потоком мыслей. Свидетельствование наполнения «головы». Наша голова показывает нам кино: цветоформы или целые образы, побуждения, потоки слов, показывает слайды: воспоминания-картинки, ставит воспоминания-музыку, или рисует картины «будущего» — формирует желания или опасения. Все это — уровень отождествления человека-нейога — то, что обычный человек принимает за себя. Йоги способны сделать фокус-покус и осознать себя на более тонком и руководящем уровне: просто установив постоянное наблюдение над этим любопытным «балаганчиком», человек становится на ступеньку выше (это словно служба безопасности в крупной корпорации — парни, с которым мало кто хочет сидеть за обедом). Такое умение неоценимо в йоге! Научившись отпускать мысли, вы научитесь их «сворачивать», снимать с листа текущих задач. Человек, который этого не умеет, похож на того, кто открывает все имейлы, которые пришли сегодня: в том числе заведомый спам. Вы же просматриваете заголовки — и выбираете лишь интересное, или вообще не читаете почту пока что.

Это дает массу преимуществ: вы эффективно тратите свое время и ментальную энергию, вы способны решать проблемы быстро и без нервов, вы контролируете ситуацию даже если не контролируете: проблемы в семье или у близких друзей? Финансы штормит? Очередной теракт на Ближнем Востоке? Вы дышите ровно и делаете дело. Кроме того, осознанность потока мыслей дает представление о собственной личности — кто вы на самом деле (эго, личность, характер, качества), выявляют ваши мысленные реакции на происходящее вокруг вас.

Человеку, который освоил описанный выше «выход на орбиту», как нечего делать убрать такую привычку, как, скажем, качать ногой, грызть ногти, трогать лицо, и вполне под силу бросить курить или пить слишком много кофе. Фактически, именно на уровне контроля над напряжениями в теле (релаксация) и мыслями (медитация) начинается контроль над собой: контроль над положениями тела (асаны) и дыханием (пранаямы) это лишь подготовка. Поэтому релаксацию можно назвать первой ступенью медитации, наряду с концентрацией (расслабление тела и углубление концентрации происходят одновременно).

Расслабление же — это, фактически, способность подняться над всем этим. Расслабив тело, мы как бы говорим себе: я не мое тело, «тушка». Отпустив дыхание, мы поднимается еще на ступеньку выше: я — не движение энергии в теле, я не мое дыхание, не прана. Отпустив поток мыслей, мы делаем третий шаг по пьедесталу йоги: разрушаем идентификацию с потоком мыслей. В первый раз, когда это получается, это всегда шок: как, я не мои мысли и желания?! А кто же? Действительно, то, что наблюдает поток мыслей и потом (иногда) паузы между ними, никак не может являться мыслями, или желаниями. Это — «Наблюдатель», «танкист», Сакши — «свидетель», который сидит в каждом из нас. Это самое ближайшее, как мы может прикоснуться к своей сущности, если говорить о базовом состоянии сознания (мы не берем сейчас Дхьяну и Самадхи, пранические эффекты, потерю сознания и другие такие опыты). Что у нас в итоге? Медитация! Концентрация расцветает, как только удается: а) растворить некоторую часть напряжений, блоков в теле и б) отпустить поводья ума, приостановить расширение эго вовне, посмотреть на ум «со стороны».

Получается, на первом уровне — мы учились концентрации, потом научились расслаблению: концентрация улучшилась, стала на порядок глубже. Описанные выше навыки помогут и в йога-зале, и на рабочем месте, и в семье, и наедине с собой. Осваивать их можно в любое время, в любом месте: отдыхая в кресле, беседуя с друзьями, перемещаясь по городу, перед сном, вообще когда и где угодно! Особенное измерение практики наблюдения за напряжениями в теле и за потоком мыслей, практики расслабления и утончения — получают во время занятия по йоге. Вы заметите, что включив эти задачи в свой ежедневный график тренировок, вы получите ощутимый скачок качества в практике любых упражнений йоги, а жизнь станет ярче и гармоничнее!

------
*Даже в практике Йога-нидры — которая гораздо мощнее Шавасаны! — бывает, что человеку от раза к разу, несмотря на искренние усилия, не удается достигнуть заметного результата: тело просто не может расслабиться, в нем много блоков и боли, либо усталости. Тогда надо модифицировать структуру Йога-нидры: вводную часть (где идет просмотр тела по 54 точка) делать 2-3 раза, а уж потом переходить к стадиям визуализации и воссоздания ощущений в теле. Такая схема, на деле, дает прекрасный результат для всех людей.