Коррекция в асанах: что можно и что нельзя

30 июнь 2014, 07:59

Коррекция в асанах: что можно и что нельзя

Однаждые меня на занятии «откорректировали», и я почувствовал резкую боль в сухожилиях и суставах сразу в нескольких местах моего утомленного практикой тела.

И немудрено — женщина, далеко не худенькая, подходила и сердечно наваливалась на «проштрафившихся» и тех, кто «мало старается», всем телом. Несмотря на мои протесты, женщина продолжала пытаться меня «править», пока я не пожаловался ведущему преподавателю. Хочется верить, что она делала это из лучших побуждений — но опасность травм это не уменьшает. Я бы не стал упоминать этот случай, если бы он не был типичным. К сожалению, незадачливые преподаватели йоги зачастую распространяют знаменитый олимпийский девиз «больше, выше, сильнее» на йогу, а это говорит о многом: и о поверхностном понимании задач практики йоги и ее конечных целей, и о недочетах в методике проведения занятия, и о явно имеющемся перекосе в личной практике. Мой вывод: таких людей нельзя и близко подпускать к преподаванию и «правке», и более того, они опасны для себя самих — ведь они наверняка и сами практикуют в таком же ключе. Получение студентом травм, а преподавателем — претензий и жалоб или даже судебных исков от недовольных учеников — в практике по такому ложному пути лишь вопрос времени! Как не попасть в число таких неудачников, мы сегодня и поговорим.

Для начала, я очень рекомендую тем, кто читает не все записи йога-блога «Хануман», ознакомиться с предыдущими материалами: «Четырехмерная практика йоги» и «Как увеличить гибкость в асанах». Там описана логика работы в асанах «на углубление» самой асаны и ее эффекта, что важно для дальнейшего разбора этой темы. Чтобы не «раздувать» текст, здесь я не буду повторять сказанное в этих двух материалах.

Теперь к делу — что касается именно правки. Не хочу огульно ругать правку в асанах вообще... Хотя некоторые школы йоги принципиально запрещают своим молодым преподавателям править. Например, школа йоги традиции Анандасвами, в которой я раньше иногда занимался. Возможно, это радикально — не править вообще! Но вот в той же Индии многие учителя классической йоги тоже не правят. Они не бегают по залу и не правят студентов. Вместо этого, входят в особое состояние, «держат зал» (энергетически подпитывают присутствующих) и демонстрируют правильное выполнение асаны — а уж задачей учеников является копировать действия учителя. Это тренирует внимание, учит ответственности и держит дистанцию, а также создает поле для уважения к учителю и к собственному телу и состоянию.

Когда править полезно? Когда полезно прислушаться к правке инструктора?

  1. Когда студент делает асану заведомо неправильно: скажем, надо скрутиться вправо, а человек делает влево* и т.п., или забывает какой-то из элементов асаны (скажем, положение рук или головы, и т.п.).
  2. Когда практикующий дышит неправильно (это тоже заметно). Дыхание — важная составляющая практики асан. Если человек дышит быстро и поверхностно, или чрезмерно мощно — это всегда заметно. Дыхание в подавляющем большинстве асан должно быть медленным и глубоким (полным йоговским), хотя есть исключения. Не думайте, что неверное дыхание «неважно», это полдела в асане!
  3. Когда человек неправильно работает мышцами, перенапрягается. Еще одна несложная, очевидная правка. Скажем, в Джану Сиршасане или Бхуджангасане некоторые люди склонны напрягать лицо — это происходит неосознанно, от напряжения или «стараются сильно»; многие напрягают лицо и плечи во время активных пранаям (Капалабхати, Бхастрика, реже — на задержках). Другая мышечная ошибка — силовая скрутка спины, это травмоопасно (например, в Ардха Матсьендрасане и Паривритта Триконасане работа рук заключается в поддержке, а не в «доворачивании» корпуса — огромная разница!).
  4. Когда человек отвлекается. К сожалению, отвлечение внимания сложнее заметить со стороны (если мы говорим о преподавании) или отследить внутренне (если речь идет о личной практике). Но когда человек начинает блуждать взглядом по залу, таращиться в зеркало или пристально рассматривать других практикующих — явно имеет место провал внимания к выполнению текущей практики. Такое поведение — явный «фейл».

Методы коррекции\правки:

Когда положение ошибочное — немедленно исправляем. Это не значит «поменять позу прыжком» (одна из самых плохих идей в йоге вообще), а значит — проанализировать, в чем ошибка, и определить, можно ли исправить положение, не возвращаясь в исходное положение. Если можно — аккуратно, не сбивая дыхание, меняем (1 вариант). Если надо выйти в исходное положение и начать вхождение в позу с самого начала — так и делаем (2 вариант), следя за синхронизацией дыхания с действиями тела. На этапе обучения (для новичков) однозначно лучше второй вариант — тело запомнит правильную последовательность мышечных действий. Если ошибка повторяется — 100% делаем только второй вариант.
Неправильное дыхание: анализируем, «что мешает» дышать правильно. Если просто «забыли» («мешает ум») — переходим на Полное йоговское или другое дыхание, как необходимо в асане. Если «мешает тело» — скажем, грудная клетка сжата, или идет перенапряжение мышц — думаем дальше. Если в позе грудная клетка сжата (например, Ардха Матсьендрасана или Гарудасана) — Полное йоговское дыхание не практикуется, мы просто замедляем дыхание по возможности. Если же вы не можете сделать дыхание медленным и глубоким за счет того, что напряжены физически, и вам трудно в позе, а мышцы дрожат — вы явно делаете позу неверно, и тут проблема не в дыхании, а в самой постановке позы. Значит, надо вернуться в более комфортное положение или совсем выйти из позы и отдохнуть перед следующим подходом (если это применимо).
Напряжение мышц, которые не должны включаться. Немедленно снимаем. На протяжении нескольких дыхательных циклов удерживаем область расслабленной, «запоминая» правильное состояние. В дальнейшем (на протяжении нескольких следующих занятий) отслеживаем, что ошибка исправлена. Затем... забываем про эту проблему! На занятии в голове должно быть пусто и ясно, иначе мы занимаемся гимнастикой, а не йогой. Шерлок Холмс не знал, Солнце обращается вокруг Земли или Земля вокруг Солнца, т.к. это было не важно для его работы... То же и с йогой: не полезно перебирать в голове разные тонкости асаны (отстройки), если вы регулярно выполняете ее правильно и тем более, если она «работает» (см. п.3 в списке ниже). Мыслительный процесс фактически означает мышечное напряжение, и наоборот.
Отвлечение внимания. Занимаясь йогой, важно отслеживать такие моменты и мягко, но настойчиво возвращать внимание на практику. Преподаватель же может почти незаметно и ненавязчиво (не оскорбляя достоинство человека насмешкой!) вернуть внимание студента к личной практике.

Когда править позу не надо и не надо поддаваться на «правку» со стороны:

  1. Когда вы принимаете конечное положение в асане, надо его зафиксировать («запомнить» телом) и удерживать, не меняя. Это основная идея Хатха-йоги. Каждую асану условно можно поделить на вхождение (отстройку), удержание, и выход (возвращение в исходную позицию или смена положения на другое (скажем, более продвинутую вариацию) или противоположное — в другую сторону. Так вот, в фазе удержания никакая отстройка или правка (которая, по логике, ведь является частью отстройки!) неуместна. Удерживая асану, надо замереть и погрузить внимание вовнутрь, на продвинутом уровне практики — «втянуть» органы чувств для погружения в состояние Читта Вритти Ниродха («ментальную паузу»). Внимание должно либо распространиться по «работающей» в позе области (начальный уровень), либо погрузиться в точку Дришти (концентрации) на продвинутом уровне. Но никак не блуждать по телу — или, еще того хуже — по залу! А в тяжелом случае — по просторам Матушки-России, братской Украины и на Западе... Понятно, что любое вмешательство: «изнутри» — самостоятельная коррекция позы — или «снаружи» — правка преподавателя — здесь, в срединном положении позы, в «сердце» асаны, совершенно нелогичны и негармоничны**. Это надо четко понимать, если вы опытный практикующий и тем более — преподаватель — иначе вы чините зло, себе и людям.
  2. Студент: когда вы чувствуете, что предел зоны комфорта в позе достигнут, поза выполняется с небольшим напряжением, но без острых ощущений, и вы «можете больше». Преподаватель: если вам кажется, что вы «видите: студент может больше». Действие в обоих случаях одно — никакого действия! Рискуя показаться назидательным, повторю: очевидно, что в йоге «больше» не значит «лучше»! Почему? См. абзац выше. И еще довод: асаны йоги — это ведь не тренировочные последовательности для тренировки мышц. Это статичные положения тела, воздействующие на внутренние структуры (внутренние органы, железы гормональной секреции, а также чакры — энергетические узлы). Поэтому фактически неважно, насколько «глубоко» человек делает позу: если положение принято правильно, то даже легкое «вхождение» в позу «включает» все необходимые процессы. Расслабление, при этом — ментальное и физическое — необходимое условие успеха.
  3. Когда вы чувствуете, что принятое положение «работает». Это довольно тонкий момент, понимание которого приходит лишь с многолетним опытом, либо является данностью для вас — человека с тонкой, паранормальной чувствительностью (это не диагноз, таких людей сейчас все больше). Если вы приняли позу йоги, и внезапно почувствовали прилив сил, комфортность положения, «волну свежести» (о ней убедительно и трезво пишут А. Сидерский и М. Чиа), пробуждение чакр (ы), эмоциональный экстаз (беспричинную радость), другие необычные явления — все указывает на то, что вы «нащупали» правильное положение в позе.***
  4. Понятно, что «коррекция» позы из найденного положения «100% попадания» уведет вас от истины! Кто променяет найденный в грязи алмаз на стекляшку?! К сожалению, вы не сможете узнать, что внутренне происходит с другим практикующим в асане. Это можно отследить только на пике проявления (если человека в асане внезапно пробирает дрожь — это праническое пробуждение). Легче научиться отслеживать «попадания» самому, этому способствует внимательная практика в тишине и в одиночестве — так легче отследить тонкие моменты. Кстати, не всегда «правильное» положение тела в асане — предельное! Чаще оно где-то посередине между положением, в котором вы не чувствуете ничего (и внутренний голос подсказывает, что вы «не работаете») и максимально доступным для вас на сегодня положением в этой позе (вызывающим резкое ощущение дискомфорта, сбой дыхания и часто — мышечную дрожь). Некоторые преподаватели упорно пытаются загнать своих учеников в последнее положение («крайнее»), гарантируя им провал в практике, мышечные боли, блоки и возможно — травмы. Факт в том, что для разных людей «работают» разные (по глубине вхождения в позу) положения тела, поэтому два человека, принявшие отличные положение тела в асане, могут одновременно чувствовать, что поза «работает». Поэтому нет смысла выполнять позу, как кто-то другой, или требовать от учеников одинакового выполнения. Ведь йога — не такая дешевая и банальная вещь, и вовсе не гимнастика, как может показаться новичку.
  5. И наконец, банальное. Бывает, что прикосновения и правка со стороны преподавателя другого пола — повод поддержать студента\тку. Это довольно тонкий момент, где эмоциональная поддержка (однозначно полезная подчас), выражаемая почти неотличима от флирта или сексуальной агрессии. На мой взгляд, чтобы избежать возможного недопонимания, а также не создавать повод для ожиданий и вообще не отвлекать студентов — прикосновений почти всегда можно избежать. Если вы считаете, что прикосновение преподавателя нежелательно, скажите ему\ей об этом после занятия.

Все сказанное выше, по сути, самоочевидно и является занудным повторением азбучных истин, озвученных многими авторитетами йоги от Патанджали до С. Сатьянанды и В. Бойко. Но практика показывает, что перечисленные выше ошибки делают многие, а перечисленные выше полезные советы часто забываются.

*По моему опыту, абсолютные лидеры по числу таких ошибок — это Ардха Матсьендрасана («половинная скрученная поза»), Гарудасана («поза царя птиц») и Матсья Кридасана («поза рыбы, выпрыгивающей из воды»). Эти позы требуют внимательности, т.к. содержат разнонаправленные скрутки ног и рук. Если вы студент йоги — обратите на вхождение в позу особое внимание, если преподаватель — не садитесь в лотос, почти наверняка вам придется пройти по залу и поправить несколько человек.

** Пытаться корректировать человека или позу «в центре» — это все равно, что предложить гонщику поменять покрышки на крутом повороте скоростной трассы во время соревнования!

*** Я не предлагаю «ловить в позе кайф», но в каждой асане есть точка «100% попадания», и ее надо учиться ловить — принципиально не вовлекаясь эмоционально в побочные эффекты, если вы боитесь впасть в зависимость от таких «измененных состояний».