Надо ли делать Нада-йогу?

3 март 2014, 11:15

Надо ли делать Нада-йогу?

Нада-йога — логическое продолжение, или мастерский уровень, мантра-йоги, т.е. практики повторения мантр. Мы знаем, что на первом этапе мантры повторяют (читают) вслух, с приобретением устойчивости внимания (фактически, способности долгое время неотрывно слушать) можно включать в практику повторение шепотом. Шептать мантры следует, как мы знаем, очень тихо, почти не слышно. Бывает, что нам кажется что мантра звучит, хотя речевой аппарат почти не функционирует, звука как такового нет — это и есть момент утончения. Когда мы можем «слушать» мысленное повторение мантры как если бы оно имело громкость, тон, интонацию и длину звучания — это уже, фактически, Нада-йога, следующий уровень.

Нада-йога не имеет противопоказаний и побочных эффектов, не имеет возрастных и других ограничений. Естественным образом, она лучше получается у людей с музыкальным слухом и способностями, а также тех, кто уже занимался медитацией. Она сочетается с любыми другими практиками йоги.

Простейшее, но очень интересное упражнение, чтобы почувствовать, что такое Нада-йога:

  1. Сядьте удобно, спрямой спиной, желательно в одну из медитативных поз йоги.
  2. Несколько минут повторяйте любую мантру вслух, лучше в полный голос, громко. Насколько комфортно, понижайте тон голоса, читайте «из живота». Внимательно слушайте, КАК вы читаете мантру, и постарайтесь уловить едва заметные нюансы каждого отдельного произношения. Вы заметите, что каждый раз вы произносите даже очень знакомую мантру чуть по-разному! Это практика мантра-йоги, позволяющая успокоить ум и обострить внимание. Получилось? Идем дальше.
  3. Теперь несколько минут читайте ту же мантру, стой же интонацией, но шепотом. Не переставайте вслушиваться! Постепенно читайте все тише. И еще тише... Пусть губы продолжают шевелиться даже когда звука почти нет. Сидящий рядом человек не смог бы разобрать, что вы говорите, только вы сами. Читайте одними губами, но «с выражением», осознанно, как и когда читали вслух. Не позволяйте вниманию перескакивать на посторонние мысли.
  4. И еще на уровень глубже. Читайте ту же мантру мысленно, и уже не шевеля губами. Расслабьте весь речевой аппарат, как если бы вы молчали. Нижняя челюсть, язык и скулы расслаблены. Теперь вслушайтесь в свое мысленное повторение, и ... читайте еще тише. Как бы «уменьшите громкость» своего мысленного чтения. Это возможно.
  5. Мантру, как и мысли, можно «думать громко» или «думать тихо». Обычно люди очень громко думают о ком-либо плохо, и довольно тихо думают о своем любимом человеке, или своей заветной мечте. Человеку свойственно громко думать свое ися, фамилию, профессию, и тихо — думать о своих корыстных планах или постыдных тайнах.
  6. Последнее упражнение из базовых. Теперь оставьте повторение мантры, при этом она может «эхом» звучать у вас в уме еще какое-товоемя. Почувствуйте, в какую точку или область в теле «ушла», погрузилась мантра, где онаокончательно «впиталась» или затихла.

Если этого нельзя ощутить сейчас,соберите внимание в области затылка (Бинду-чакра), в центре черепа (Аджна), или в середине груди, науровне сердца (Анахата). И вслушивайтесь этим местом. Если вокруг совершенно тихо, и ум тоже затмх — вы услышите в этой точке один, несколько или даже много звуков. Если это получилось — просто, слушайте этот звук, вам не «мерещится»...

Это упрощенный вариант довольно сложной практики, но весьма действенный. Для достижения быстрых результатов практикуйте в тишине (глубокой ночью, или в деревне). Эта практика ценнатем, что если получается услышать внутренний звук, ум автоматическисильно притягивается кнему, концентрируетсяна нем. Пратьяхара, Дхарана Дхьяна могут проходиться при этом за секунды!

Людям с излишне чувствительной нервной системой, или при депрессии лучше не делать эту технику, или делать в группе/под контролем преподавателя. Не стоит пробовать эту технику после плотной еды (не получится), при сонливости (заснете), а также на поздних сроках беременности (во избежание излишне эмоциональной реакции).

Предварительная практика асан и пранаям, мудр облегчает концентрацию на Нада.

Ни в коем случае не пугайтесь своего внутреннего звука, ведь это, фактически, «музыка вашей души». Тут нет повода для тревоги.
Настройтесь на то, что практика непременно получится, но не напрягайтесь мысленно, вслушиваясь.

Когда проявляются внутренние звуки, типичная реакция нашего боязливого ума: «ой, что это?! Ну нет, это так, с улицы!». Позвольте себе допустить существование Нада — звука, который рождается не трением объектов (как всеостальные), а на ментальном уровне.
Нада-йогу очень хорошо делать регулярно. Если не получилось с первого раза — пробуйте еще. даже если Наду не слышно, вы не теряете время даром, а практикуете йогическую концентрацию, которая расчищает путь к самопознанию. Слушание Нады — это ценный опыт медитации и, фактически, еще один метод достижения Самадхи.