Натренируй свой ум с помощью Джапа-йоги!

11 ноябрь 2013, 11:47

Натренируй свой ум с помощью Джапа-йоги!

Джапа-йогу лучше всего делать рано утром или вечером перед сном, но это необязательно. Эта практика не требует даже коврика для практики, но лучше всего все-таки использовать свой йогический коврик, или сложенный плед. Нежелательно делать джапу сидя за обеденным столом или на кровати, где вы спите, т.к. это притягивает ненужные в практике ассоциации. Но, в крайнем случае, джапу можно делать где угодно, и когда угодно.

Инструмент, который используется в джапе — это ум практикующего, точнее, внимание. Но используется также мала (четки с 108 бусинами), и мантра — определенным образом сгруппированные звуки, которые положительно воздействуют на состояние ума — делают его свободным от внешних отвлечений и внутренних стремлений, делают его спокойным и сосредоточенным. В зависимости от мантры практика может давать радость, избавлять от страха, успокаивать или бодрить. Но основная задача джапы — научить практикующего концентрироваться и разотождествляться с потоком своих мыслей и желаний, это само по себе большое достижение.

Зачем читать джапу с помощью четок? Просто потому что 109-я бусина («Гора Сумеру») позволяет «пробудить» ум, подуставший от повторения мантры, и напомнить в конце каждого круга, когда пальцы наталкиваются на нее, что вы делаете, и зачем. Если ум отвлекся на посторонние мысли, «Гора Сумеру» пробуждает к осознанной практике.

Некоторые делают джапу так, что пот на лбу выступает от напряжения, это не оптимально. Лучше читать мантру естественным образом, стараясь расслабиться физически, насколько это возможно, при этом не теряя выбранной позы (обычно Падмасана, Ардха-Падмасана, Сукхасана или Ваджрасана), и ментально. Если появляются отвлекающие мысли, не надо стараться их «подавить», это только больше отвлечет от мантры. Мысли просто следует отпустить, словно они не интересны. Как вы не станете рассматривать некрасивую, не привлекательную картину или ничем не выдающееся лицо, так же нужно просто «потерять интерес» к возникшей мысли, какой бы примечательной она не казалась. Если появляются идеи что-то сделать по дому или желание позвонить кому-то, или написать и-мейл по работе — мы тоже игнорируем эти тенденции. Также не надо менять позу во время практики, иначе можно вертеться до бесконечности.

Легче и надежнее всего делать Вайкхари — такой тип джапы, когда мантра повторяется вслух (но так, чтобы не мешать окружающим и не привлекать к себе повышенного внимания). Мантра читается в среднем темпе; если ум отвлекается — скорость увеличивают, для успокоения эмоций — замедляют, затем снова возвращаются к среднему темпу, который и держат как можно дольше во время практики. Попрактиковав такой типа несколько недель ежедневно и достигнув заметной устойчивости ума, можно попробовать иногда переходить на шепот (этот тип джапы называется Упаншу — это и значит «шепотом»). Следующие несколько недель имеет смысл начинать с Вайкхари — почитать несколько кругов мантры вслух, затем делать 1-2 круга джапы шепотом. Постепенно даже при переходе на шепотом внимание перестанет ускользать (хотя вначале это может создать проблему с посторонними мыслями или же становится «скучно» делать практику). После этого можно пробовать делать джапу мысленно. Манасик-джапа — самый мощный по воздействию метод, и это настоящая проверка для тех, кто считает себя йогом (или йогиней)! При чтении мантры в уме легче всего отвлечься и на время забыть о практике. Зато если вы способны удерживать концентрацию на мантре целый круг (108 бусин) — это уже большое достижение!

Когда первый, второй и третий этапы практики освоены, обычно рекомендуется такая схема медитации:

  • Вы читаете 3 круга Вайкхари-джапы (вслух),
  • Потом 2 круга Упаншу-джапы (тихим шепотом),
  • И 1 круг Манасик-джапы.

При достижении мастерства, можно сделать два или три «подхода» таким способом, а затем и повысить число кругов в каждом «подходе». То есть, схема для начинающих — 3-2-1, для среднего уровня — 3-2-1-3-2-1 и для продвинутого 6-4-2-6-4-2-6-4-2, по вашему желанию. Если внимание вообще почти не отвлекается, можно также практиковать Манасик-джапу столько, сколько у вас есть для этого свободного времени. Мастера джапы способны удерживать внимание на джапе не несколько кругов, а часы! В особых случаях джапа делается 7-8 часов без перерыва на еду — это настоящая «перезагрузка» ума, которая, однако, неприемлема для начинающих.

Существует еще один тип джапы — Ликхит — написание мантры (мантра должна быть одна для всех типов, иначе не произойдет скачкообразного повышения концентрации при смене метода). В этой технике мантра пишется маленькими аккуратными буквами на листе бумаги, иногда это делают разноцветными чернилами (каждая буква «своим» цветом), так что получается привлекательный «абстрактный рисунок». Такая картинка — доказательство терпеливости, кропотливости практикующего, его способности к концентрации. Ликхит-джапа практикуется, когда достигнута устойчивая концентрация в Манасик-джапе.

Во время практики нельзя думать о корыстных целях, следует представлять, что ум и эмоции очищаются. Лучше также заранее озаботиться тем, чтобы на время практики вас ничто не побеспокоило. Лучше всего, конечно, получить персональную мантру от Гуру (духовного наставника), но это не обязательно.