Турия и жизнь: запредельное на коврике

21 октябрь 2013, 11:34

Турия и жизнь: запредельное на коврике

Многие мудрецы от Йоги настоящего и прошлого утверждают, что по сути, для успеха в Йоге необходимо главное — познать, что есть твое истинное «Я». Так вот, теоретически, Турия — и есть «Я», а все остальное лишь — заведомо ложные — идентификации. Турия содержит в себе неограниченный потенциал, который индусы называют Сат-Чит-Ананда (бесконечное бытие, бесконечный интеллект и бесконечное блаженство). Но по опыту даже нескольких прикосновений к этому состоянию становится очевидно: это не физическое «бессмертие», не IQ Эйнштейна и масса удовольствий — не то, что приходит в голову в первую очередь. Это осознание своего единства со всем миром (и в этом бессмертие), непосредственное переживание-осознавание событий и вещей (интуитивное), и блаженство тотального покоя (без событий, подкрепляющих чувство удовольствия). Фактически, Турия — это не процесс, это состояние — тотального «присутствия», осознанности, бытия. Как же распознать Турию в медитации — и если возможно, то и во время практики асан — а там, глядишь, и в повседневной жизни?

Традиционная техника для этого — постоянно (как можно чаще в течение дня) вопрошать, интеллектуально и по ощущениям — что есть я, на самом-то деле? Путем нехитрых логических выводов легко понять, что я — не тело (тело меняется полностью каждые 7 лет, оно инертно и состоит из грубой материи, не способной даже мыслить без помощи разума), и не органы чувств (они очень непостоянны, и часто преувеличивают сигналы боли и удовольствия), и не воспоминания о прошлом (они хранятся лишь в форме поблекших «снимков» состояний, которых уже нет), и не мечты или фантазии о будущем (хорошие или плохие, наши представления о будущем редко когда точно сбываются!)... Тогда что же составляет «Я»? Оказывается, ближе всего к, вероятно, истинному чувству «я» — то едва уловимое существо «свидетеля» (в йогической терминологии — Сакши), которое наблюдает и тело, и мысли, «проплывающие» в уме, и сигналы от органов чувств, и даже сам ум как целостное ощущение личности — не являясь при этом ничем из этого. Наблюдать можно лишь что-то, чем сам не являешься — значит, «Я» не является ни телом, ни умом, ни чувствами...

Эту систему можно структурировать в целую медитацию. Такой метод медитации описывает в своих книгах для практикующих йогу («Медитации из Тантры») Свами Сатьянанда Сарасвати, и это техника классической Раджа-йоги (йоги осознавания):

  1. Понаблюдайте за своим телом и его ощущениями в течение 5 минут. Отмечайте ощущения снаружи (кожа: тепло\холод, ощущения от надетой на тело одежды) и внутри (ощущения от внутренних органов: легкие, сердце, желудок и кишечник, мышечные ощущения, возможно суставы и т.п.). Если в теле где-то есть дискомфорт, эту технику делать еще легче (например, вы сидите в позе лотоса: колени начинают болеть, спина устает и т.п.). От ощущения тела никуда не деться — да сейчас и не надо. Наблюдаем и отмечаем про себя все ощущения, стараясь не делить их на «приятные» и «неприятные»: ведь до вмешательства ум, это были просто сигналы. Это уровень тела, его легко превзойти, обратившись к «вышестоящему органу» — уму.
  2. Понаблюдайте за своим умом: какие мысли появляются в уме? Не цепляемся за мысли, позволяем им исчезать. Мысли — словно облачка, которые растворяются в бездонном синем небе. Однако отмечаем «где-то на фоне» что мысли появляются, и какие именно. Это уровень ума. Мы его тоже сейчас превзойдем, у нас есть такая возможность.
  3. Поднимаемся еще на уровень выше — над умом «поставлен» некий наблюдатель — чувство «Я есть», или «Я живой». Это чувство присутствует (причем в одинаковом качестве) и во время получения нами удовольствий, и когда мы испытываем боль, и когда нам кажется, что «ничего не происходит». В это чувство человек бессознательно убегает, если переживает сильное потрясение, горе или перед лицом неизбежной (как кажется) гибели. Но при известном воображении, его можно смодулировать, и не ставя себя в экстремальную ситуацию. Достаточно мысленно разотождествиться с наполнением ума — мыслями, оценками, желаниями, опасениями — как мы «автоматически» осознаем этот уровень, то есть, как бы становимся Наблюдателем. Уже этот уровень способен подарить медитирующему ни с чем не сравнимое чувство покоя и радости. Это лекарство от любого стресса.
  4. Очевидно, что над (или, если угодно, «под») Наблюдателем есть еще один уровень — чистого присутствия. Он достигается небольшим ментальным усилием, при одновременном расслаблении. Надо как бы почувствовать Сакши изнутри — и новая тонкость будет достигнута. Проходим опять всю цепочку: Я — тело? Чувствуем тело явственно. Потом говорим себе: Нет, я не тело. Я — ум? Чувствуем наполнение ума (если ум чист — все равно есть ощущение такого ментального «фонарика», готового высветить следующую мысль, которая появится. Говорим себе: Нет, я не это. Я — Свидетель! Чувствуем чистое присутствие (оно глубже, спокойнее, «шире» и тотальнее, чем луч внимания, «фонарик» чистого ума). И тут мы говорим себе — я и не этого тоже, и как бы безмолвно задаем себе вопрос — «А что тогда?» Само это вопрошание выводит нас в искомое состояние чистого осознавания. В этом состоянии (на время) теряются обычные ментальные ограничения, человек забывает свою «личную историю» — кто он(она) и «что делает» (тут надо не пугаться!) — при выходе из медитации обычное сознание быстро возвращается. Но опыт чистого сознания, если оно было достигнуто, остается, и при регулярной практике это положительно влияет на характер и поведение человека: в первую очередь дает способность отстраняться от негативных ситуаций и всегда сохранять самообладание.

Практические моменты

  • Делая эту технику, важно (особенно поначалу) периодически проверять, не напрягаются ли плечи, спина и поясница, лицо (губы и межбровный центр — особенно) и все тело в целом. Важно не создавать ложный шаблон физического напряжения при ментальной концентрации. Чем расслабленнее наше внимание, тем быстрее будет приходить искомое состояние — Сакши, и потом Турии. Хорошо также, если делая эту технику, вы не испытываете чувство голода, или наоборот, «набитого» желудка — это будет отвлекать, особенно на первых порах.
  • У некоторых техника получается почти сразу (к радостному удивлению практикующего после выхода из медитативного «транса»), но чаще требуется несколько часов чистого времени практики (которые набираются обычно не за один день), чтобы прочувствовать эту технику и добиться в ней заметного успеха. Рационально уделять такой медитации не менее 5-10 минут за раз (а вначале и не больше — чтобы ноги сильно не затекали), иначе обычно не удается хорошо прочувствовать каждый уровень и совершить «скачок» на следующий. Чем яснее ощущается данный уровень, тем легче перейти на следующий, поэтому важно добиться ясного «присутствия» на каждом из них. Если «упорно ничего не происходит», попробуйте непосредственно перед практикой почитать еще немного теории (современная Адвайта).
  • Если ум просто слишком беспокоен, мысли, заботы (или «тело») сильно отвлекают — помогает перед этой медитацией попрактиковать 3-5 минут Анулом-Вилом или Нади Шодхана пранаяму, а также Уджайи. Также, эта медитация обычно плохо получается при сонливости (хотя некоторые специально делают ее перед сном, и отмечают хорошие результаты), поэтому лучше делать ее, хорошо выспавшись, приняв прохладный душ, ранним утром, т.е. «на свежую голову». Никто и ничто (особенно мобильный телефон!) не должны отвлекать вас во время этой медитации, иначе погружение вряд ли будет глубоким (из-за фоновой тревоги, ожидания), а выход из медитации может быть резким и неприятным.
  • Такую медитацию хорошо делать на своем обычном йога-мате, чтобы создать полезную ассоциативную связь: практика йоги на моем коврике, который я чувствую под собой — и состояние неколебимого спокойствия и несуетного, но внимательного осознавания.

При всей кажущейся нерациональности и сложности, такой метод действительно работает! Для тех, кто никогда раньше не медитировал, это один из самых быстрых методов почувствовать, что же такое — медитация. Когда этот метод начинает получаться, происходит заметное повышение качества и медитации, и осознавания тонких процессов в пранаямах, чувствование эффектов мудр, различение тонких центров (чакр и каналов) в теле, повышается качество и осознанность ночного отдыха (уходят сумбурные и нежелательные сны, вероятно появление осознанных сновидений), улучшается интуиция.