Уединение «в миру» как метод прогресса в практике

6 апрель 2015, 08:12

Уединение «в миру» как метод прогресса в практике

О Рама, оставайся всегда твердым в этом состоянии полной свободы от движения мысли, уединись в молчании глубокого сна.
Риши Валмики. Йога Васиштха

Есть примеры великих Мастеров йоги, — Риши — которые жили «в миру», даже были женаты\за мужем, имели детей, работали в социуме — и при этом не только сохраняли наработанный во временном уходе от социума уровень сознания, но и продолжали духовно расти, а не обрастать проблемами. Со стороны их, наверное, можно было принять за «нормальных» людей, которые страдают от типичных проблем и неврозов. Обычный человек бы и не заподозрил, что перед ним — святой, мудрец, йог, или король-мудрец — раджа-риши. Форма оставалась прежней, банальной, мирской — менялось содержание, точка зрения, отношение к проблемам и процессам «мира», и внутренним процессам, менялась философия. Можно ли использовать такой метод? Можно, причем это доступно любому. Овладение навыком «уединения без ухода от социума» в наши дни — необходимо и доступно всем серьезным йогам. Это не требует особо сложных практик, не отнимает свободное время, не мешает заниматься тем, чем вы привыкли, не отдалит вас от семьи и друзей, не помешает работе. И в то же время даст внутреннюю силу, как у сурового аскета из пещеры. Заманчиво, правда?

Как можно «уединиться» прямо в гуще повседневной жизни?

Дома: для некоторых, дом — это не место покоя и расслабления, а пространство хаоса. Есть люди, которые сразу включают телевизор, только входя в квартиру, и выключают, лишь когда ложатся спать или выходя из дома на работу (или даже засыпают под бубнежь вечерней «аналитической» программы)...

Некоторые замечают, что попытки позаниматься йогой и медитацией дома натыкаются на сопротивление домашних, или массу отвлекающих факторов («мой кот упорно садится на меня!»).

А ведь ваш дом — это отражение вашего богатого внутреннего мира, и пространство, которым вы управляете в наибольшей степени!

Если вы не можете наладить гармонию в квартире — как вы собираетесь установить ее внутри, в своем уме? Там, где царит хаос, где так много разных мыслей и эмоций, с которыми бывает гораздо труднее совладать, чем с милым, слегка разжиревшим котиком?

Так вот, выделите 1-2 часа в день, когда домашним (включая котика!) запрещено отвлекать вас от того, что вы делаете, телефон и телевизор выключены, и ничто сильно не отвлекает. Лучше всего, если первый такой «тихий» час будет утром — до завтрака — и второй вечером, после того как вы пришли с работы и приняли душ (после ужина заниматься будет тяжело), либо вечером перед сном. Время перед сном — идеально для осмысления, анализа событий прошедшего дня, изучения йогической философии, медитации. Это время побыть наедине с собой. Если это вам не интересно и невозможно, дальше можно не читать.

На работе: вы можете слушать приятную расслабляющую музыку (или мантры) в наушниках, в обеденный перерыв помедитировать, не покидая рабочего места, или, может быть, даже позаниматься хатха-йогой в пустой переговорной!

Видя ваше неизменно спокойное и радостное состояние и высокую эффективность, коллеги, возможно, заинтересуются, что помогает вам — и тоже привлекутся в йогу. Но важнее всего — ваше собственное состояние и гармония.

Иногда, когда на работе выдается свободная минутка, вы можете почитать с планшета йогическую литературу, доступную из бесплатных источников в интернете, или сделать короткую медитацию (о многих мы уже говорили в блоге «Хануман»): например, медитацию на пульс, межбровный центр, «Прана-Шуддхи», медитацию на дыхание или «медитацию покоя».

В общественном транспорте вполне можно делать тихие практики медитации:

  1. повторять мантру,
  2. концентрироваться на ту или иную чакру (или проходить по ним циклично, находя точное их расположение),
  3. визуализировать выполнение Сурья-намаскара (в идеале — с мантрами, визуализацией по чакрам, ментальным и мышечным расслаблением),
  4. делать Антар-тратака — визуализацию выбранного символа в центре межбровья или пространстве сердца,
  5. или Шамбхави-мудру с закрытыми глазами.
  6. Либо читать йогическую литературу: бумажную книгу, с бук-ридера или планшета, или даже слушая аудиокнигу или лекцию в плеере или телефоне.

Часовая поездка в транспорте может, таким образом, превратиться из «скуки и муки» в средство саморазвития.

На занятии йогой многие отмечают, что сильно отвлекаются: на окружающих (их действия, одежду, комментарии, и запахи), манеру преподавания и внешний вид ведущего, музыку, запах благовоний, звук кондиционера или звуки с улицы и т.д. и т.п. По идее, на йоге «побыть с собой» гораздо проще — ведь тут для этого созданы, казалось бы, все условия! Но условия никогда не идеальны. Если не сконцентрироваться на себе, вовне всегда будут отвлекающие факторы. На деле, физические — особенно, динамичные — практики йоги могут даже обострять эту врожденную тревожность ума, и человек, который вроде бы честно занимается, превращается в невротика, неприятного себе и окружающим.

Поэтому на занятии по йоге лучше всего максимально «уйти в себя»: сконцентрироваться на собственных действиях и ощущениях, дыхании, расслаблении всех мышц, которые не участвуют в выполнении упражнения, возможно делать медитации на чакру или тонкий канал, которые активизирует текущее упражнение, или повторять мантру.

Полезно в начале практики вспомнить свою Санкальпу — цель практики йоги, и держать ее в уме во время выполнения упражнений, сверяя свои действия с принципом, ради которого вы занимаетесь. Скажем, если ваша цель — борьба со стрессом и достижение спокойствия — так и делайте упражнения спокойно и расслабленно; если цель — укрепить тело — применяйте серьезные усилия и т.д. — и неважно, как делают ту же самую асану или пранаяму окружающие или даже ведущий — ваши цели могут отличаться.

Настроившись, практику йоги вы начинаете делать не борясь с хаосом мыслей (и тем более, не потакая ему!) а в искомом состоянии ментального баланса и чистоты — Саттвы, или «Читта Вритти Ниродхи»: по Патанджали, это и есть йога — «прекращение мыслеобразования», или «колебаний ума». И правда — сама эта чистота — и ее «наработка», т.е. приобретение привычки к чистоте мыслей — и является, по сути, йогой, а не выполнение тех или иных упражнений.

В течение дня наблюдайте свои реакции на события, людей, ощущения. Уберите сначала негативные реакции, осознавая: «это не мой гнев, не мое отвращение — это просто ощущение, типичное для всех людей, это как волна в моем сознании, и скоро этой пройдет». (Говорится, что есть два типа людей — «как вода» и «как мед». Потревоженная вода еще долго расходится волнами во все стороны. Потревоженный мёд быстро возвращается в свое статичное, спокойное состояние).

Затем, когда в этом достигнут заметный прогресс — вы стали гораздо спокойнее, меньше и конструктивнее реагируете на негативные эмоции, раздражители и быстрее возвращаетесь в нормальное состояние — стоит разобраться и с чрезмерным проявлением положительных эмоций. Если при виде заставки любимого сериала или при получении подарка вы «теряете себя», становитесь «сам не свой» — это означает провал в осознанности, и его надо убрать.

Решение вопроса — такое же, как с негативными эмоциями — попробуйте в следующий раз, испытывая положительные эмоции, не погружаться в сам объект наслаждения (будь это подарок, приятная музыка или любовные отношения с партнёром) — а погрузиться вовнутрь, «посмотреть» на само ощущение внутри себя. Это используют в группах по борьбе с хроническими и неизлечимыми заболеваниям и группах реабилитации: ведь, если разобраться, то любое ощущение — будь это боль, радость или сильное желание — никогда на деле не захватывает нас полностью, и может наблюдаться отдельно от «себя», или даже, продвинутыми медитирущими, локально в теле, как лишь специфическое ощущение.

Любое ощущение, по сути, не является вами, частью вас — а лишь некая эмоциональная волна, функция, которая пройдет без следа через какое-то (часто очень короткое) время! Наблюдение своих ощущений и реакций таким образом — отличное упражнение самопознания, помогающее, кроме того, достичь большей осознанности и точности при выполнении асан и пранаям.

«Уединиться в практике йоги» — не значит «уйти в себя», а значит найти самое «Сердце» себя. Которое, впрочем, не имеет ничего общего с физическим сердцем — это просто суть нашего ощущения жизни, сакраментальное «Я есть». Научитсья наблюдать все поверхностное и наносное как таковое, как преходящее — вот это йога. Все поверхностное — своеобразная оптическая иллюзия, или сон. Истинно только глубинное — и уровень йога определяется уровнем погружения, отслоения наносного, и нахождения глубины во всем, даже в том, что преходяще. Боль и радость проходят, но что-то остается, всегда оставалось, и останется — это и есть вы.

«Уединиться в глубоком молчании мыслей», в состоянии Йоги — это вовсе не значит стать бесчувственным, вялым, закостенеть! Наоборот, йога помогает обострить чувства, углубить и расширить любовь, сострадание и переживание жизни как таковой — надо лишь видеть преходящее как преходящее, а вечное, центральное — как основу и реальность. Эмоции, страсти — становятся подконтрольными, при этом страсть к жизни и йоге не теряются. И только тогда действительно можно наслаждаться практикой йоги, событиями и радостями жизни и собой — в полной мере.

Все сказанное выше, конечно, может прозвучать пустыми словами — если взгляд на йогу пока что такоой, что главное в практике — это заложить обе ноги за голову и так сидеть, или дышать особым образом, или вставать в пять утра, обливаться ледяной водой, или питаться лишь сырыми овощами и ничем иным. Путей к успеху в йоге много, и не все из них логичные, не все прямые — но это тоже пути. Но сказанное, на мой взгляд, несложно ухватить и практиковать с любого уровня йогической подготовки, т.к. это не требует больших усилий, а лишь избавления от лишних усилий, ограничений и суеты ума. Это ествественный процесс, поэтому доступен каждому, стоит только захотеть. В процессе такого самопознания оказывается, что наше искомое состояние, Самадхи — наше собственное существо, а не какой-то новый навык или тайное мистическое знание. Это уже есть. Поэтому за этим не надо далеко ходить или делать что-то особенно — просто избавиться от всего лишнего!