Йога для детей

17 июнь 2013, 06:06

Йога для детей

Не стоит думать, что надо лишь два раза в неделю «водить ребенка на йогу» и вопрос отпадет сам собой. В первую очередь, дети учатся на примере, подражая родителям — поэтому идеально, если папа и мама делают йогические практики дома, при этом допуская, чтобы дети наблюдали этот процесс. Иногда (очень часто!) дети с неподдельным интересом станут наблюдать за практикой, попробуют повторять позы и дыхание, вероятно мешая родителям сконцентрироваться. К сожалению, это неизбежно, и не должно стать причиной удаления детей во время практик. Более глубокие техники родители могут делать в то время, когда дети спят; на обычные же занятия детей можно и нужно допускать, это и будет в самом раннем возрасте для них лучшим фундаментом более осознанной практики в дальнейшем. Позволить детям наблюдать как папа и мама делают йогу можно с самого раннего возраста.

Затем надо постепенно уже непосредственно учить ребенка простейшим техникам йоги, которые будут интересны, дадут ощущение радости — будут делаться ребенком с удовольствием! Ни в коем случае не надо заставлять детей делать йогу «из-под палки»: достигнув сознательного возраста, такой ребенок с отвращением отбросит такую постылую практику и йога будет для него навсегда потеряна. Лучше давать ребенку «играть» в йогу, тогда обучение будет непринужденным и веселым.

В ведической Индии (несколько сот лет назад), детей инициировали в простейшие практики (перечисленные ниже) уже с восьми лет, иногда с пяти. В последние столетия и особенно в двадцатом веке, такая традиция была нарушена, т.к. многие «современные» люди считают, что йога — это часть религиозной традиции, а, следовательно, думают, что это какой-то атавизм из прошлого или даже «зомбирование» ребенка. Но это далеко от истины! Врачи установили, что такие практики йоги, как Нади Шодхана пранаяма (попеременное очистительное дыхание), Сурья-Намаскар (приветствие Солнцу) и Гаятри-мантра (молитва восходящему солнцу) имеют объективно положительное воздействие на организм, и очень полезны в раннем возрасте.

Сурья-намаскар обычно практикуется детьми в течение 5 минут (6 кругов, в каждом по 2 полукруга с каждой ноги). Научить ребенка 6-8 лет делать приветствие Солнцу вовсе не сложно — не труднее, чем приучить его делать спортивную зарядку. В идеале, эта практика делается на рассвете, лицом к Солнцу, при этом на ребенке должно быть минимум одежды (чтобы кожа «питалась» солнцем). Практика выполняется в комфортном ритме, под свободное дыхание или чередуя вдох-выдох под асаны, без напряжения. Сурья-намаскар придает бодрость, укрепляет все тело, а также повышает у ребенка уровень «Прана Шакти», т.е. «энергии действия» в организме, что особенно важно для вялых, слабых детей (которых в городских условиях — большинство). Сурья-намаскар физически развивает детей, склонных к чтению, учебе, создавая баланс «Манас-Шакти» (силы ума, разума) с энергией жизни, т.е. проще говоря, придает умникам и отличникам здоровья, которое им еще так пригодится!

С другой стороны — ребенку полезна Нади Шодхана. Эта практика начинается с освоения подготовительной техники — Анулома-Вилома пранаямы (простого попеременного дыхания, без задержек), комфортная задержка после вдоха добавляется лишь через 2-3 месяца регулярной практики. Нади Шодхана (и Анулома-Вилома) увеличивает уровень «Манас-Шакти» — умственной энергии у ребенка, и особенно необходима детям, которые отличаются хорошим здоровьем, но не получают отличных отметок в школе, или даже отстают. Нади-Шодхана воздействует на Аджна-чакру (центр интеллекта), повышая умственные способности ребенка. Какой родитель не хочет, чтобы его умница успевал по всем предметам!

Гаятри-мантра не обязательно является практикой поклонения Солнцу или Богу в том или ином виде. Сами звуковые паттерны этого буквенного ряда — которые называются в Хатха-йоге «биджа-мантрами» — «семенными вибрациями» — положительно воздействуют на целый ряд центров головного мозга, у ребенка и у взрослого. Эти центры включают развитие и гармоничное функционирование центров, отвечающих за память, освоение нового материала, логическое мышление, а также регулируют центры тревожности и страха, позволяет ребенку избежать многих эмоциональных проблем и стресса в школе. Если разбирать смысловой ряд Гаятри-мантры, это обращение к Вселенной с просьбой о мудрости — та «молитва», которую стоило бы помнить каждому, ведь мудрости не бывает слишком много! С точки же зрения йога-терапии, Гаятри-мантра воздействует объективно и «неизбежно»: то есть, неважно, верит ли ребенок (и его родители) в положительное воздействие мантры, и понимает или нет он ее слова . Так, таблетка антибиотика определенно подействует на организм ребенка, понимает он логику ее действия и верит ли в него, или нет! Гаятри-мантра напрямую воздействует на шишковидную железу, способствуя гармоничному прохождению пубертатного периода у подростков, поэтому она особенно рекомендуется детям в ранний период полового созревания, и до совершеннолетия.

В том же юном возрасте (с 6-8 лет) ребенка хорошо начинать приучать к простейшим техникам медитации. Если родители поют «ОМ» в конце или в начале практики йоги, полезно позволять ребенку присоединяться к этому «забавному ритуалу». После возвращения из школы, ребенку хорошо прочитать или дать прослушать запись Йога-нидры, с визуализацией, соответствующей возрасту — это может быть, например, медитация «полет» или «прогулка в парке». Йога-нидра для ребенка должна включать весь набор практик: расслабление, наблюдение дыхания, ощущения тепла\холода и т.п., историю-визуализацию, и Санкальпу (загадывание заветного желания). Такая практика занимает от 30 минут до часа, и позволяет ребенку замечательно отдохнуть, лучше чем простой послеобеденный сон.

Другой важной медитацией для детей с 6 лет является Тратак (мы писали подробно об этой технике). Тратак тоже (как и Нади-Шодхана пранаяма) положительно воздействует на шишковидную железу, увеличивает интеллектуальные способности ребенка, развивает образное мышление, повышает способность к концентрации, а также снимает стресс.

Дети должны заниматься йогой в теплом, хорошо проветренном помещении и, если позволяет погода и условия жизни, как можно больше на свежем воздухе. (Йога-нидра проводится в помещении). Идеально, если есть время после каждой практики — особенно включающей Йога-нидру, медитацию или Тратак — для обсуждения ощущений, которые испытывал ребенок. Можно предложить ребенку рассказать о своих переживаниях в ходе практики, а также попросить его (ее) нарисовать это на бумаге, детям это нравится. Иногда для детей эффективнее всего заниматься группой по 6-8 человек, дети быстро учатся у преподавателя и друг у друга. В ходе занятия ребенок никогда не должен скучать и расстраиваться, в этом случае практику нужно адаптировать так, чтобы маленьком йогу было интересно и не тяжело.