Как очистить сознание? Медитация «Чидакаша Дхарана»

28 июль 2014, 09:48

Как очистить сознание? Медитация «Чидакаша Дхарана»

Как очистить ум от нежелательного содержимого: неприятных ситуаций на работе или в семье, случайно увиденного ДТП, зловещих новостей по телевизору, эмоционального подтекста финансового осложнения или конфликта в семье? Любой здравомыслящий человек, не только психолог, подтвердит, что снятие эмоционального напряжения в таких случаях — вовсе не подавление, «уход» от проблемы, а часть процесса ее интеграции. Зачастую более действенная, чем попытка решить ее каким-либо другим способом.

У вас бывало так, что навязчивая популярная мелодия или глупая, но запомнившаяся реклама преследует вас целый день, а то и несколько дней? Вспоминали уже в постели, засыпая, лицо диктора в телепрограмме новостей или другой эпизод прошедшего дня? Это, если брать состояние среднего современного человека, нормально, хотя и вовсе не желательно. Проблема так называемого «стресса» зачастую лишь в том, что «буфер» нашего сознания не всегда сразу опустошается. Как писал Шекспир в сонетах, «Ни днем, ни ночью нет отдохновенья: Забиты ночи горестями дня, А дни — тревогами ночного бденья». Очевидно, в 21м веке стресса стало больше, чем во времена Шекспира. Но, конечно, страдать от стресса, хранить в подсознании «мусорную» информацию — совершенно не обязательно, есть способы как с этим бороться.

В современном смартфоне или компьютере предусмотрены утилиты (приложения, программы) для очистки оперативной и физической памяти и удаления ненужных программ, а также блокировки нежелательных процессов. Примерно так же и в йоге есть ряд «упражнений-утилит» по очистке сознания, удалению негармоничных и неэффективных психических программ (в йоге такая структура называется «клеша» или «самскара») и общему «ускорению» ума. Эффективность работы всех приоритетных процессов повышается, проверено!

Зачем делать?

«Как стать спокойнее? Как стать счастливее? Как меньше реагировать на „негатив“ других людей?
Можно ли жить, работать, общаться без стресса вообще?» Ответы на все эти вопросы лежат почти на поверхности, их решение — практика медитации. Уже несколько месяцев регулярных занятий (а зачастую и уже первые 10 сеансов) дают заметный человеком и окружающими эффект.

Выполнение:

  1. Садимся в любую удобную позу. Можно даже делать на стуле, если вам некомфортно сидеть, скрестив ноги. Устраиваемся устойчиво, так чтобы тело нигде не напрягалось и «повисало». Вес тела должен равномерно «уходить» в пол через таз. Копчик, поясница, спина, шея и голова составляют одну условную прямую, не горбимся и не прогибаем поясницу. Если нужно, используйте плед, подушки: комфорт должен быть таким, чтобы можно было «забыть» о теле. Устраиваемся около 1 минуты. Глаза во время всей практики закрыты.
  2. Практикуем Кайя Стхайрам (каменную неподвижность тела) 3-5 минут или больше.
  3. Повторяем (пропеваем) мантру АУМ, не менее 7 раз — вслух, медленно и громко (если позволяют условия), понижая тон насколько комфортно. Почувствуйте, как ОМ отзывается, резонирует во всем теле. Мысленно сливаемся со звуком, как будто ничего нет кроме ОМ.
  4. Наблюдение за дыханием. Дышит нормально, внимательно наблюдая дыхание. 3-5 минут или больше.
  5. Чидакаша Дхарана. Основная практика: расслабленно, без напряжения всматриваемся в темноту за закрытыми глазами. Темнота может быть серой, темно-оранжевой, «в точечку» или еще какой-то — неважно. Мы словно вошли с яркого света в пещеру, и глаза должны привыкнуть к темноте. Постепенно мы сможем различить предметы в этой «темноте». Не переживайте, если поначалу вы ничего осмысленного не видите. Обращайте внимание на все: световые пятна, цвета, отвлекающие мысли. Не ждите ничего — тогда практика получится. В пустом пространстве перед закрытыми глазами могут возникать (порой очень яркие, «живые») образы из подсознания. Если это происходит, не надо нервничать, это вполне нормальный, расчетный, результат практики. Наблюдаем беспристрастно — это и есть процесс очищения. Если мы видим что-то неприятное, тем более остаемся спокойны. 3-5 минут или больше.
  6. Антар Тратака («концентрация на внутреннем символе»). Если у вас уже есть объект (символ) для медитации, визуализируем его. Это может быть светящаяся точка, «АУМ», золотой Будда, цветок лотоса или любой другой выбранный вами несложный объект. Объект для медитации не стоит менять, выбрав один раз. Эта стадия — не обязательна для тех, кто не практикует другие медитации. Время — по ощущениям (0-10 минут).
  7. Опять повторяем мантру АУМ 7 раз (или больше, если есть время). От 2 минут.
  8. Снова обращаем внимание на Чидакашу («мысленный экран» перед закрытыми глазами). 1-5 минут.
  9. Возвращаем внимание в тело, чувствуем конечности, кожу. Открываем глаза — практика закончена. Желательно выделить еще пару минут на то, чтобы не спеша «прийти в себя»: не стоит сразу начинать разговаривать, пользоваться телефоном, вскакивать и выходить на улицу. Почувствуйте «послевкусие» практики!

Какие могут быть сложности?

  1. «Не получается!» Самая основная сложность — невозможность расслабиться. Это, можно сказать, вообще «чума 21» века. Решение проблемы — в комплексном подходе. Кроме ядра практики, существует ряд вспомогательных элементов, которые как ракета-носитель выводят вас в «космос» успешной практики. Не ждите быстрого результата, в зависимости от качества ума может понадобиться от 1 попытки (у человека с большой медитативной подготовкой) до 3 месяцев ежедневных тренировок (для новичка в йоге), чтобы добиться убедительного результата. Не отчаивайтесь, если сразу не получается — получится.
  2. «Слишком получается» Результат практики может вас ошеломить: «на поверхность» полезут из подсознания такие пугающие или агрессивные проекции, что вас может «вышибить» из практики. Важно не поддаваться панике, и помнить, что все это как во сне — лишь проекции подсознания или ваши давно забытые воспоминания. Важно сохранять настроение беспристрастного наблюдателя. Словно вы смотрите фантастический фильм. Если вы сами эмоционально не поддаетесь страху, то реальной опасности от таких видений нет.
  3. Невозможность сосредоточиться, засыпание во время практики, либо сильный физический дискомфорт. В этом случае надо уделять больше внимания регулярной практике Хатха-йоги и Йога-нидре. В совокупности умеренная физическая нагрузка (Хатха-йога) и полное мышечное и эмоциональное расслабление (Йога-нидра) делают тело гораздо более пригодным к медитации.

А что дальше?
Конечная цель Чидакаша-Дхараны, Тратака и других подобных практик гораздо шире, чем просто избавиться от психических проблем (блоков), которые есть у каждого человека. С помощью медитации, мы можем погрузиться в таинственные пучины человеческого сознания и подсознания, с такой же целью, с какой мореплаватели средневековья отправлялись в дальние плавания, а ученые 21 века исследуют границы физики и космоса — познать мир, познать себя!