Спокойствие снаружи, спокойствие внутри

7 октябрь 2013, 12:29

Спокойствие снаружи, спокойствие внутри

Что касается практики, спокойствия можно достичь:

  • глубоким мышечным расслаблением. Это становится возможно, когда асаны осваиваются в гармонии со своими возможностями. В каждой позе человек учится действовать по пути наименьшего сопротивления, при этом поза не «обвисает». Работа уходит из мышц в связки, сухожильный каркас — поза остается «натянутой» но не силовой, поэтому расслабленной и комфортной, субъективно удобной. Это возможно не во всех позах, но во многих, остальные не рассчитаны на длительное удержание. Кроме того, между асанами вполне допустима (в при наличии физических ограничений и рекомендуется) короткая Шавасана — расслабление. Не обязательно растягивать Шавасану на 3-5 и больше минут, ведь можно научиться расслаблять все тело буквально за несколько циклов дыхания, давая телу необходимый отдых, позволяя выровняться дыханию и сердцебиению. Шавасана также «выравнивает» энергетическое воздействие асан, поэтому ей нельзя пренебрегать в конце комплекса.
  • концентрацией внимания на дыхании. Это очень важная техника: 1) дыхание всегда с нами, что делает его удобной опорой для концентрации, и 2) оно связано с потоками праны — энергии: прана и воздух не одно и то же, но связаны, как аромат и цветок. Сохраняя концентрацию на дыхании в любой асане, обязательно надо одновременно «отпускать» дыхание, если в этой практике не предписано какого-то особого дыхания. То есть, дыхание течет «само по себе», а наблюдатель дыхания — словно человек, который любуется падающими осенними листьями — не вмешиваясь в процесс. Тогда каждый вдох и выдох углубляют медитацию. Есть ощущение прохлады на вдохе и тепла на выдохе, ощущение, что вдох идет от подошв ног и поднимается к голове, мышцы растягиваются и расслабляются как надо, ум спокоен. При всей кажущейся простоте работа с дыханием — обширная практика, в которой можно постепенно копить опыт и тонкость ощущений. Эта практика связана также с разделом «Свара-Йога», изучающим тонкие моменты дыхания через правую и левую ноздри, взаимосвязь разных типов, «форм» и «цвета» дыхания с ментальными процессами*.
  • концентрацией внимания на особых точках в теле: такая концентрация мысленного «взгляда» называется Дришти. В каждой асане есть одна или несколько возможных Дришти, они совпадают с чакрой, на которую больше всего воздействует эта асана. В ходе Дришти можно просто чувствовать выбранную область целиком, либо более точно локализовать ее, либо представлять себе образ чакры (с биджа-мантрой или без нее). Постепенно Дришти становится Прана-видьей, то есть воображение отходит на второй план, и приходит действительное ощущение реальных процессов, происходящих в данном узле (чакре). Это очень интересный момент в практике, вдохновляющий заниматься гораздо больше, чем хотелось раньше.

Все это — очень эффективные методы. Их практика обязательна для искренне практикующих йогу, т.к. именно их использование дает требуемую глубину ощущений. Не говоря уже о технике безопасности (повышается чувствительность и «осознанность» всего тела и даже таких структур как суставы и позвоночник, а также сосуды, которые по идее сами по себе не чувствительны). В состоянии ментальной паузы практикующий непосредственно, «в режиме реального времени», чувствует или «видит» эффект от каждой практики, в каждый момент времени. Поэтому объяснения, касающиеся корректировки позы, а также полезного воздействия и противопоказаний, становятся как бы не нужны — ведь есть непосредственное, практическое знание всего, что требуется знать.

Но есть и более еще глубокий уровень проникновения в проблему, и он дается как фактически базовый в русле классической йоги Патанджали. Это когда релаксация и концентрация сплавляются в одно целое, в процесс самопознания — здесь уместно говорить о Джняна-йоге (практике познания истинного «Я»). Пожалуй, самое глубокое и действительно удовлетворительное спокойствие достигается лишь с помощью коррекции своей идентификации — системы ассоциативных связей. Если глубокое мышечное и эмоциональное расслабление — как мы знаем из опыта современной западной психологии — позволяют преобразовать личность в более гармоничную, избавиться от комплексов, то глубочайшее расслабление, которое дает Джняна-йога — это, можно сказать, способ полностью избавиться от оков эго, личности — фактически, выйти за пределы личности вообще, стереть ложные ассоциативные связи, которые играли роль ограничений — по нашему допущению (или, скорее, незнанию). Это называется в йоге веским словом «Просветление» .

Известно, что человек, который жестко идентифицирует себя с физическим телом (чему, кстати, только способствует энергичная практика асан) как бы говорит себе: «Я — тело». Это весьма неглубокое постижение, т.к. такой человек не может быть спокоен ни на занятии по йоге, никогда еще, так как жизнь — по сути, большой риск и постоянный износ для тела, а даже самые роскошные удовольствия тела — мимолетны, и в конце жизни тело неизбежно умрет и разрушится. Идентификация же со своим умом (уровни Читта и Манас в терминологии йоги) — которой способствует интеллектуализация йоги, знание теории и наблюдение за своими реакциями и мыслями — дает несколько большее спокойствие, т.к. если очистить мысли, будет достигнуто некоторое спокойствие — это уровень глубокого эмоционального расслабления — то, что на Западе часто называют «медитацией».

Однако настоящий покой возможен лишь когда все ложные идентификации отброшены, и на первый план выходит наше настоящее Эго — Высшее Я (уровень Буддхи и выход на осознание Атмы). Его природа неизменна вне зависимости от выполнения упражнений или другой активности или неактивности — это бескрайний покой и незамутненная радость. Обычно в практике выход на такое состояние сопряжен с длительными (и комфортными) задержками дыхания. Также, такие ощущения возможны, если человек либо под давлением внешних обстоятельств, либо по собственной воле (размышлением, аналитически — и одновременно волевым усилием) отбрасывает все идентификации с предметами, людьми, профессией, даже религией и т.п. — все, что его «форматирует» под общество, и остается лишь чистое присутствие, «наблюдатель», Сакши. К этому могут также привести размышления над оригинальными текстами по йоге: Ведами, Упанишадами, Тантрами и т.п., основной идеей всей этой литературы как раз и является идея, что «Я есть То», высшее и не ограниченное, бесконечное как пространство. Очевидно, что любое физическое или ментальное действие, которое не выводит практикующего из этого состояния, становится «исключением, подтверждающим правило», и превращается в эффективную практику йоги.

Все указанные методы описаны в традиции Шивананда-Сатьянанда, и считаются эффективными для практики любых упражнений йоги: будь то асаны, пранаямы, мудры, бандхи и медитация. Каждый практикующий может выбрать то вспомогательное упражнение, которое подходит по темпераменту и субъективно больше нравится.

-----
Известными специалистами по Свара-йоге были тантрист Хариш Джохари и йогин Свами Сатьянанда Сарасвати. Они оставили довольно подробную информацию по этому разделу в своих книгах.