Устраняем 10 главных препятствий к долгой, устойчивой медитации

2 июнь 2016, 07:13

Устраняем 10 главных препятствий к долгой, устойчивой медитации

«Среди того, что полезно для Освобождения, лишь преданность выделяется особо. Преданностью называют упорный поиск своей истинной природы».

Шри Ади Шанкарачарья. «Вивекачудамани». Стих 31й.

В зависимости от характера, от типа личности, практикующий может встречать в медитации все, несколько или одну из типичных трудностей, препятствий:

  1. Усиление потока поверхностных (суетливых, «бытовых») мыслей. Это чаще всего первое препятствие, с которым встречаются те, кто хочет научиться медитировать! Некоторые уже на этом этапе просто бросают медитировать, сделав вывод, что якобы техника не работает или «от нее только хуже»... А дело в том, что, подмечено: если приложить некоторое усилие, и попытаться остановить поток мыслей (деконцентрироваться), либо сосредоточиться на одном объекте или мысли (сконцентрироваться), то есть вообще попытаться как-то поработать с умом, изменить его обычное состояние, то сначала наступает короткое затишье (и кажется, что успех достигнут), но довольно быстро оно сменяется еще бОльшей, «бешеной» активностью ума. Мыслей становится намного больше, и они более «агрессивны», настойчивы. В этот момент могут в том числе появляться действительно важные, ценные" мысли и творческие, деловые идеи, например, по работе. Или в уме всплывает давно забытое желание, «в пакете» с намерением его сразу реализовать. Желание может быть легко реализуемым.

РЕШЕНИЕ: Ненадолго открыть глаза, если они были закрыты, и переждать «атаку воображения». Поток сознания обычно направлен изнутри наружу, поэтому если мы открываем глаза, поток информации снаружи вовнутрь заметно ослабляет силу, хватку ума. Такой прием кажется слишком простым, но он работает. Чуть ослабив силу суетных мыслей, образов, и поверхностных которые помешали нам медитировать дальше, мы закрываем глаза, и продолжаем практику с полным вниманием. Обычно через 1-2 таких «стратегических отступления» удается погрузиться в медитацию гораздо лучше.

  1. Погружение в воспоминания. Укрепившись в медитативном состоянии чуть получше, можно вдруг обнаружить, что из памяти поднялось очень яркое и очень значимое воспоминание. Оно может быть до этого совершенно «забытым», и тем больше эффект неожиданности. В этом воспоминании можно провести от нескольких минут до гораздо дОльшего времени! Медитативная практика получает серьезный удар.

РЕШЕНИЕ: Сразу отметить про себя, осознать, что это еще одна уловка ума. А никакой не «подарок медитации» и не «важное открытие», как норовить пояснить ум, пробы пройти через фильтр критического восприятия. Опять же, открываем ненадолго глаза, и можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Морок воспоминания пропадёт. Не поддавайтесь искушению погрузиться в интеллектуальный анализ «психологической значимости» воспоминания — единственная значимость именно в том, что оно отвлекает от медитации! Сама по себе необычная яркость воспоминания тоже не имеет большой ценности, на самом-то деле.

  1. «Медитативная сонливость». Известный факт, что чуть дальше в медитацию встречается своеобразный «барьер сонливости», через который надо пройти. Ощущается он как внезапный приступ сонливости. А дело в том, что ум, лишившись любимой пищи в виде мыслей (которые он привык «пережёвывать»), и не получивший поблажки в виде воспоминаний (тоже жвачка надолго!), просто скучает. И решает заснуть. Эту сонливость можно назвать «агрессивной», настолько резко и настойчиво она подступает! Опасный момент, через который сложно пробиться, т.к. некоторые делают вывод что «я ленивый и тупой, и медитация не для меня».

РЕШЕНИЕ: Надо просто чуть-чуть переждать, не засыпая — и препятствие самоудалится. На самом деле, именно резкая сонливость — хороший показатель, это веха на пути, и говорит о том, что первый, самый «турбулентный», этап работы с умом преодолён. Похвалите себя за усилия, и продолжайте медитацию.

  1. Погружение в «причинное тело». Когда происходит процесс засыпания, ум превращается (или перетекает) в причинное тело, и пребывает в нем в глубоком сне, в полном забытьи. Однако в ходе медитации нет цели погрузиться в забытье само по себе — надо сохранять осознавание. Именно в осознавании радикальная разница между глубоким сном без сновидений — и медитацией! Не теряйте внутреннего «наблюдателя». Прохождение этого препятствия происходит, если раз за разом не поддаваться сонливости, т.е. настойчиво проходить этап 3. Тогда и не произойдет дальнейшего «втягивания» в глубокий сон.

РЕШЕНИЕ: осознайте проблему. И сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Продолжайте «бодрствовать» во всех смыслах.

  1. Ощущение «блаженства». Очень опасный этап, на котором так приятно кажется «зависнуть» и остановить свой прогресс в медитации! Когда побеждены посторонние мысли, воспоминания и сонливость, может приходит ощущение необъяснимого блаженства, удовольствия, радости и счастья. Но это всего лишь ощущение, ничего больше. Оно та же пустотно и преходящего (т.е. решительно бесполезно!), как и мысли. Иногда можно сказать: «о, да ведь это Блаженство!», действительно ощущая очень необычные, утончённые, и, бесспорно, приятные ощущения. Но важно помнить: это лишь ОЩУЩЕНИЕ блаженства. Смысла в нём нет.

РЕШЕНИЕ: дышите глубже, и попробуйте ощутить, какое — это блаженство. Не теряйте осознанности, продолжайте наблюдать отстраненно, не вовлекайтесь на 100%: не «валяйтесь, как червь в навозе» (по выражению из йогического трактата «Йога Васиштха»). Вы нашли альтернативный источник удовольствия (альтернативный обычным, мирским, таким как сон и еда) — но это, опять же, всего лишь удовольствие. Хотя этот уровень медитации может быть полезен людям в ситуации постоянного стресса, депрессии, жизненной драмы, для своего рода поддержки или «подпитки» радостью — в долгосрочной перспективе это не то место, где надо задерживаться. Немного побудьте в ощущении блаженства, распробуйте его — и идите дальше. Для этого, спросите себя, где источник этого блаженства, откуда оно исходит? Ищите источник, корень, «глаз бури» блаженства или сонливости, и они проходят мимо вас.

  1. Страх. Еще один хороший показатель прогресса — резкое чувство страха. Когда хватка «личности» начинает ослабевать, личность может ощутить своего рода конвульсию, сокращение, сжатие — страх. Каждая личность привыкла ощущать себя крохотной песчинкой, комочком мышц и мыслей, и уже на подступах к медитации, когда постепенно приходит «аромат бесконечности» — это может вызывать такие приступы страха.

РЕШЕНИЕ: Важно помнить, что это совершенно нормально. Чаще всего, страх приходит только 1-2 раза, в начале глубоких медитативных практик. Не прекращайте практику! А если вы вскочили, вышли из медитации — не корите себя за это. Даже если страх был очень сильным, и вам понадобится неделя, а то и месяц прежде чем снова приступить к медитации — заранее помните об этом, скажите себе, что это нормальная эмоциональная реакция, и что это пройдет. Помните, что медитация не сотрёт вашу личность и не сделает вас бесчувственным (и то и другое нелогично и невозможно). На деле, медитирующие становятся более целостными и сильными личностями, и испытывают радостью и легкость в сеансах медитации, а не страхи каждый раз. Так что, по сути, бояться нечего. Боится именно сам ум (поверхностный), а не глубинные слои личности, которые пребывают в безоценочном состоянии и покое — медитируете вы, или нет.

  1. Проявления загрязнений ума. Далеко не всегда практика медитации приводит к блаженству, или встречает препятствие в виде страха. Иногда вам может просто казаться, что «ничего не происходит», не получается, вы «сидите в теле», или даже опять всплывают мысли. Это не значит, что прогресс прекратился! На этом уровне, неприятные воспоминания и «дурацкие» мысли могут наблюдаться и в течение дня, уже вне практики медитации. Это тоже нормальный этап. Очень часто такой этап («возврат маятника») наступает после опыта очень глубокой, успешной медитации, или Самадхи. Потом маятник опять качнется, не сомневайтесь, и опять проявятся глубокие опыты медитации. Цикличность будет до тех пор, пока не реализована самая глубина ума, тогда просто по вашей воле вы будете выходить на глубокие слои сознания, уже свободные от загрязнений и мути ума.

РЕШЕНИЕ: Не бросать практику медитации, не отчаиваться. Просто продолжать регулярные занятия, без ожидания глубоких и ярких опытов.

  1. Чрезмерная отрешенность, обессмысленность после завершения медитативной практики. Некоторые впечатлительные люди чувствуют сильную хандру, безвкусность жизни после опыта глубоких медитаций. Может быть непросто общаться с людьми, работать, проявлять инициативу. Тут важно не скатиться в депрессию или не стать циничным. А вот 2-3 дня отдохнуть от работы и «людей» — вы вполне заслужили, и это нормально. Отсутствие такого «выходного» после глубоких опытом может стать серьезным стрессом, и потом превратиться в психологическую травму. Если после опыта глубокой медитации вам 1-2 дня не хочется ни с кем разговаривать, общаться, работать, смотреть телевизор — это не болезнь, с вами все нормально. Просто дайте себе отдых.

РЕШЕНИЕ: после периода полного отдыха — полезно побыть на природе или просто уединиться — вернитесь к практике медитации. В том числе, делайте «активные» медитации — на концентрацию, визуализацию. Не давайте интеллекту стать аморфным, тусклым. Не пренебрегайте физкультурой, бегом, йогой, общением. Держите свое жилище в чистоте, поддерживайте в нём уют и порядок. Также, в такой период садханы (духовной практики) полезно совершить путешествие, в том числе в страны Востока, что будет неизбежно сопряжено с выходом из зоны комфорта, и необходимостью «бодрствовать» и активно мысли и действовать. Полезны походы и паломничества в горы. Вы можете также съездить на Випассану или совершить Кору вокруг Кайлаша, или предпринять медитативный или монашеский ретрит на 1-2 месяца, по возможности. По возвращении вы почувствуете заметный прилив сил, креативности, устойчивости и в социуме и в медитативных практиках!

  1. Видения. Не секрет, что успешная практика медитации нередко приводит к появлению видений, «божественной» либо «демонической» природы. Вы может видеть ангелов с крылышками и «божественные миры», или свой личный ад, как на картинах Босха или в «Гаруда-пуране» и «Книге Мёртвых». Видения зависят от среды, в которой человек вырос и был воспитан, и будут разным у индусов, тибетцев, русских, и, скажем, людей, родившихся и выросших в Африке или в Новой Зеландии. К сожалению, эти видения очень отвлекают от медитации.

РЕШЕНИЕ: Не пытайтесь интерпретировать, осмыслить видения — помните, что ЭТО ПРОСТО ВИДЕНИЯ! Помните, что сами по себе эти видения — еще не признак большой духовности или духовной реализации. Вам надо идти дальше. Видения можно активно «выталкивать» из ума (как мы делали с мыслями, на первых этапах), а можно просто вспомнить об иллюзорности пространства и времени, в которых они проявляются (видятся происходящими). Без подлежащих времени и пространства любое, даже самое правдоподобное, поначалу, видение теряет значимость и растворяется.

  1. Привычка полагаться на чужую энергию, на благоприятное «поле» Гуру. Часто ситуация может быть такой, что человек нашел духовного Учителя и тот (или та) показал ему глубины медитации (это было легко в «поле практики» Гуру) — а потом человек остается один на один со своим, еще не столь духовно развитым, умом и сознанием. Это может приводить к тоске, отчаянию, психологическому кризису: «Я без Него не могу...»

РЕШЕНИЕ: Помните, что в духовности два аспекта: духовные откровения, реализации (понимание сути мира и эго), и ментальные практики, развитие ума (тренировка ума работать не по-старому, а уже с пониманием этих высших истин, но практически, «на этой Земле»). Первое, конечно, привлекательнее, но без второго будут очень мощные «чистки», тревога, депрессии, слёзы и отчаянные просьбы к Учителям «помочь». На самом деле, с приобретением вами духовных сил и реализаций, иногда негативные тенденции ума даже тоже получают подпитку. Происходит эффект попкорна на сковородке. На этом этапе изредка люди попадают в психбольницу, т.к. не способны справиться с разнонаправленными тенденциями и опытами!

РЕШЕНИЕ: Если вы однажды достигали успеха, медитируя у стоп Учителя — попробуйте тебе помедитировать в одиночестве, и достичь тех же состояний! То есть, не прекращайте своей практики медитации. Кроме того, наблюдайте свои отношения с другими людьми, проверьте этичность своего поведения и, в частности, способов зарабатывания на жизнь. Это время вспомнить Яму и Нияму, и привести свою жизнь в максимальное соответствие с этими кодексами — это минимизирует флаттер, фрустрацию ума, или, как говорят русские ищущие, «расколбас». Кроме того, всесторонне укрепляйте знание теории (читайте философские трактаты по йоге: Упанишады, Тантры и т.п.), и физически развивайте, укрепляйте, оздоравливаете тело («храм души»). Ни в коем случае не теряйте режим дня, не «раскисайте», не экзальтируйтесь, а главное — НЕ полагайтесь только на милость Учителя в периоды чисток и кризисов: научитесь опираться на свои силы — и, как это ни банально, на свою личную практику медитации. Опыты, полученные в присутствии, «в облаке», вблизи Учителей — лишь аванс, подарок — теперь надо то же самое заработать самостоятельно. Другого пути нет, т.к. даже сам Гаутама Будда (признанный Мастер и Гуру!) говорил, что Просветление, к сожалению, нельзя передать другому. Его нельзя получить, в этом нет сомнений — поэтому не тешите себя надеждой, что вам очень повезло, и вы все получаете вот так, бесплатно и без труда, по милости вашего Гуру. Это может быть лишь временное, лишь отблеск истины. Гуру порой уходят из тела, оставляя тысячи учеников в полном замешательстве и без опоры в личной практике.

Глубины медитации Гуру может показать: фактически, в этом его миссия. Но стабильность в медитации не получают в дар, её можно лишь достичь, самому, своими усилиями. Так что продолжаем практику!

 

В подготовке статьи использованы материалы книги «Spiritual Practice and Self-realization. Application of Vedanta». Автор: Kojima Halliday (ученик Шри Бхагавана). Издание: Pilgrims Publishing, Varanasi, India, 2004.