Текст предоставлен журналом «НОЙ» (Новое О Йоге). Это новое периодическое издание, в создании которого участвуют известные мастера йоги, профессиональные преподаватели и опытные практики. Журнал «НОЙ» создавался как средство объединения и обмена информацией для людей, практикующих различные системы самопознания на всей территории страны.
Текст Марии Александровой (Полную версию читайте в журнале «НОЙ»).
Адхомукха-шванасана — поза собаки мордой вниз — обнаруживает практически все проблемы тела и предоставляет шанс их исправить. Но зачастую мы отказываемся использовать этот шанс, и наши «собаки» превращаются в нечто невообразимое…
Техника выполнения: у кого собака «правильней»
Б.К.С. Аейнгар в книге «Прояснение йоги» описывает это так: «Лечь на пол на живот лицом вниз. Раздвинуть стопы на 30 см. Поместить ладони на уровне груди, пальцы вытянуть в направлении головы. Выдохнуть и поднять туловище. Выпрямить руки, подвинуть голову к стопам и поместить темя на пол, выпрямляя локти и вытягивая спину. Ноги держать твердо, колени не сгибать, пятки вжимать в пол. Подошвы и пятки полностью стоят на полу, стопы параллельны, пальцы ног обращены вперед».
А. Сидерский в книге «Йога восьми кругов», описывает «собаку» так: «Полностью выпрямляем ноги, стараясь поднять как можно выше седалищные кости и плотно поставить пятки на пол, до предела растянув задние поверхности ног. Чтобы ноги не сгибались в коленях, до предела напрягаем передние поверхности бедер и подтягиваем коленные чашечки. Таз наклоняется вперед до предела. Стараемся «дотянуться» пупком до бедер. Позвоночник прямой, ноги прямые, тело «складывается» только в тазобедренных суставах. Вытягиваемся еще больше, полностью выпрямляя туловище и руки. И торс, и руки находятся в одной наклонной плоскости. Голова также находится в этой плоскости и располагается между плечами. Грудь расправлена, плечи отведены назад и немного в стороны».
Позвольте, а где же «собака»? Разве так делает пес? Эти раскрытые «веером» пальцы, подушечки лап, утопающие в земле, вытягивающийся вверх и назад хвост, «струящийся» хребет и волна наслаждения по всему телу… Когда инструктор командует: «Лежать, умри (шавасана), сидеть, голос, подтянуть коленные чашечки», что вы чувствуете? Что вы дикое животное, или рабски-покорное прирученное существо?
Как сделать асану естественной?
Вообразите себя животным или растением — и вы перестанете мучительно оценивать «правильность» асаны. Фокус не в том, чтобы максимально точно поставить суставы, важно ощущать собственное тело, не упуская ни малейшей «подробности». Если обнаружилось непонятное место, чуть шевельнитесь, — и суставы сами повернутся так, чтобы снять напряжение.
При таком подходе к практике вы естественным образом принимаете безопасную и гармоничную позу. В случае с «собакой» — стопы слегка поворачиваются внутрь, локтевые суставы «смотрят» на колени, плечи отодвигаются в сторону таза, и позвоночник мягко «струится» вперед, чуть пошевеливаясь, подобно змее.
Подробный разбор асаны
Ноги принимают на себя вес тела и передают его вниз, земле. Достаточно расслабить стопы и «пустить корни». Если нужно, чуть согните ноги в коленях. Когда тело почувствует, что прочно стоит на земле, мышцы ног с облегчением расслабятся, ноги начнут выпрямляться, а тазобедренные суставы — поворачиваться, раскрывая таз. Вершина «горы», образованной телом, устремится в небеса. Тазовые кости разойдутся чуть в стороны, освобождая крестец, который медленно вытягивается из таза. Неважно, что движение это, скорее, воображаемое — нервная система отреагирует на сигнал, и тело очень точно войдет в заданную вами форму.
Руки начинают раскрываться, когда вес тела уходит в стопы. Пальцы расходятся, как лучики солнца, а «сердце ладони» вжимается в коврик, разгружая запястье. И вот по «стволам» ваших рук уже струится вверх «сок». Главное, не мешайте, позвольте руке самой развернуться так, чтобы вы почувствовали ее по всей длине. Плечи и лопатки расходятся в стороны, «выпуская» позвоночник.
Хвост — теперь вам не хватает только его! Попробуйте потянуться воображаемым хвостом, даже слегка виляя из стороны в сторону. Чудесным образом весь позвоночник подхватывает это движение и «раскрывается», вытягиваясь в длину.
Асана, ставшая естественным положением живого, свободного тела, не требует ни компенсации после выполнения, ни специальных усилий для продолжительной фиксации. Впрочем, едва ли вам удастся неподвижно застыть в позе. Живое тело дышит, метаболические процессы в нем не замирают ни на миг, а значит, движение не прекращается. Если вы перестанете «контролировать», а просто доверитесь естественному ходу вещей, возможно вам удастся подняться на следующую ступень практики — поза собаки, уровень 2.
Надо бы отыскать этот "НОЙ". Ужасно хочется узнать что-нибудь Новое о Йоге...
Вообще надо бы изучить этот журнал НОЙ: глядишь, что-нить еще интересное сыщется...