«Ты сам — свой самый лучший учитель». Интервью с «диким» лесным йогом

23 апрель 2012, 10:04

«Ты сам — свой самый лучший учитель». Интервью с «диким» лесным йогом

Гош — продвинутый йогин и буддистский монах из Суринама (Ю. Америка), который провел много лет в лесных ретритах в джунглях. Он лечит людей Рейки (наложением рук), а живет полгода в джунглях в Гоа, а полгода — в Европе, везде очень просто, аскетично. Я встретил его в Гоа, на пляже Палолем бич. Поговорив с ним, я узнал, что Гош (ему более 70 лет) прожил в джунглях около 35 лет, раньше он был преданным Шивы (т.е. в традиции Индуизма), а затем стал буддистским монахом: около 10 лет он жил в монастырях в Таиланде, где ему поручили преподавать Виппасану.

А.С.: Ты провел в джунглях более 30 лет. Прости за вопрос, но почему ты не выбрал «нормальную» жизнь вместо этого?

Гош: Потому что я никогда не верил в возможность этой «нормальной» жизни. С самого детства мне все лгали. Еще начиная с тобой времени, когда я был грудным младенцем. Лгали мои родители, потом мои друзья. Не потому, что они хотели мне врать — а потому что они сами не знали правды. Поэтому я никогда не хотел этого — этой ложной «нормальной жизни». Уже в школе мне стали приходить в голову эти мысли, я чувствовал, что там я просто понапрасну трачу свое время.

А.С.: Ты ушел из школы, не стал поступать в университет?

Гош: Нет, напротив, я окончил школу, и поступил в университет. Но там я ничего не стал изучать. Я поступил чтобы как-то повлиять на систему: это было в шестидесятые. А потом я впервые начал поехал скитаться по Южной Америке. Я объехал многие места, я посмотрел много разных стран. Это был хороший опыт — просто жить очень простой жизнью. Я перемещался автостопом, мой бюджет составлял около 1 доллара в день.

А.С.: И где-то во время этого путешествия ты повстречал своего духовного учителя, начал изучать йоги и Цигун?

Гош: Нет, это было позднее. В ту первую поездку я просто смотрел мир, ну и немного медитировал. Потом во время этих медитаций у меня стали проявляться сверхспособности, и я очень испугался. Настолько, что не медитировал три года после этого.

А.С.: Тогда ты и понял, что надо найти себе учителя?

Гош: Да, и я нашел его во время путешествия по Малайзии — я как обычно автостопил. Я встретил своего Гуру, и он сразу взял меня в свой дом, где я оставался в течение целого года, с ним. Он учил меня йоге, медитации, целительству, он кормил меня. Все это бесплатно, конечно.

А.С.: Я знаю, ты большой индивидуалист. А считаешь ли ты какого-либо духовного лидера своим учителем? И вдохновляет ли тебя пример других йогов?

Гош: Да, я могу назвать своими учителями нескольких буддистских монахов, с которыми я познакомился и жил в Таиланде, их имена тебе ничего не скажут. И конечно, я считаю Рамана Махарши моим духовным учителем, в каком-то смысле. Но меня не вдохновляют лидеры традиционной йоги, я практиковал разные стили йоги и затем нашел свой стиль.

А.С.: Позволь спросить, а ты — Просветленный?

Гош: На пути к этому.

А.С.: У тебя были опыты Самадхи?

Гош: Да, естественно. Я оставался в Самадхи длительное время. Это совершенно не значит, что я Просветлен. На самом деле, получить Самадхи не так уж и сложно. Это очень приятное состояние, очень мирное, но это ведь не конец практики.

На самом деле, чтобы действительно Просветлеть, нужно познать себя. В том смысле, в каком Рамана Махарши призывал задавать себе вопрос: «Кто Я?». Спроси себя об этом, и ты постепенно поймешь, что ты — не что-то, о чем ты можешь помыслить, ты просто Есть. Ты как бы уже знаешь ответ, для того чтобы его получить, не надо никуда ехать, для этого не нужен учитель — ты сам знаешь ответ. Учитель может только указать путь, это как тот палец, указывающий на Луну. Даже Будда так говорил своим ученикам: я указываю вам путь, но идти вам придется самим. Почему вы продолжаете верить в те глупые истории, которые вы рассказываете про себя самим себе? В наше время многие учителя объясняют путь к Просветлению в очень простых словах: например, Экхарт Толле или Дон Мигель Руис.

Если говорить о пути к Просветлению, то чем меньше ты делаешь — тем лучше: меньше отвлекаешься. Не надо думать: вот эту практику я буду делать двадцать лет, а потом еще десять лет — вот эту. Надо лишь пойти глубже в себя, действительно глубоко — и выкинуть оттуда весь мусор. Тогда это случится! Надо практиковать медитацию, да и просто быть честным с самим собой, жить так, как считаешь нужным — «по своей правде».

Когда ты злишься, спроси себя: «Что заставляет меня злиться?» Исследуй это. Никто не заставляет тебя злиться, ты делаешь это сам, это твоя реакция. Это твой выбор — злиться или не злиться. Гнев, печаль — все это выбор, который мы делаем. Это не очевидно, потому что мы обычно не осознаем этот процесс, как он начинается, что запускает его внутри, кто-то или что-то. На самом деле, если кто-то запускает в нас такой процесс- это хорошо, это шанс увидеть свои слабости. Легче, конечно, обвинять этого человека, обвинять своих родителей и так далее в проблемах, которые у нас есть. Но когда ты злишься — можно просто наблюдать этот гнев, и не надо обвинять себя. В следующий раз, когда тебя что-то выведет из себя, не укоряй себя, не говори: «я глупец». Говори так: «Я был глупцом, раньше». Ведь если ты наблюдаешь своей гнев или уныние, у него больше нет власти над тобой. И потом ты просто отбрасываешь его, у него нет сил. Это в прошлом. Просто не привязывайся к идее гнева, к идее отчаяния. Научись принимать то, что происходит в эту секунду, что бы это ни было. Главное — осознан ты в этот момент, или не осознан. На самом деле это единственное, что имеет значение.

А.С.: Вот ты говоришь, что ты «на пути к Просветлению», что у тебя был Гуру, что ты встречал Рамана Махарши в медитации и так далее. А что бы ты посоветовал людям, у которых ничего этого нет, кто сомневается и не знает, где найти опору? Тем, у кого нет ни внутреннего, ни внешнего Гуру?

Гош: Мы все пытаемся себя с чем-то или кем-то идентифицировать. И обычно люди индентифицируют себя со всякой глупостью: политическими партиями, футбольными командами, и так далее. Все это, мягко говоря, не очень помогает в поиске внутренней тишины. Конечно, если ты хочешь просто с кем-то напиться, ты найдешь компанию себе подобных. Но это ведь не принесет пользы, это достаточно очевидно, по-моему. Вообще, если ты доверяешь каким-то людям, особенно группе людей — это ошибка, ты можешь быть уверен, что в итоге они тебя разочаруют. Лучше всего верить не в кого-то или что-то, а в самого себя.

А.С.: Ну, а что тогда с религией? В Буддизме, я знаю, есть Просветленные Мастера — Будды, в которых верят, в Индуизме — Боги: Брахма, Вишну, Шива. В России многие — христиане. Что ты на это скажешь? Помогает ли религия самореализации?

Гош: Только до определенного этапа. В конечном итоге, ее надо тоже отбросить. В конце придется рассчитывать только на себя и свое осознание. Все, что будет отвлекать от этого, будет мешать. Это, знаешь, как если человек попал в автомобильную аварию, и ему переломало ноги. Сначала ему придется ходить на костылях – иначе никак; но потом, когда ноги заживут, ему надо будет оставить костыли — если он не хочет ходить с ними всю жизнь. Многие учителя — они как костыли, они делают своих учеников зависимыми от них. Но зачем тебе костыли, если ты опять можешь ходить? Представь — весь мир ходит на костылях!

А.С.: В наше время — можно ли встретить великих Мастеров йоги? Просветленных и т.п.?

Гош: Конечно! Мы их часто встречаем, просто не знаем об этом. Понимаешь, они не склонны набрасываться на людей со словами: «Привет! Я великий мастер йоги! Хочешь быть моим учеником?» Сейчас масса таких «учителей», которые только и хотят, чтобы их почитали как великого мастера, но можешь быть уверен — они как раз не мастера. Как говорится, великий мастер не тот, у кого много учеников, а тот, кто сделал мастеров из многих своих учеников. Если у кого-то даже тысячи последователей — это еще не показатель, что он великий мастер. Многие великие йоги не раскрывают свою реализацию, они не узнаны, они выглядят просто как обычные люди. Они могут жить очень просто, и у них даже может не быть учеников. Например, есть такой тип Просветленных — «Прачека Будда» — это молчаливые Будды, они не хотят быть узнанными, не хотят славы, и поэтому они просто молчат. Конечно, люди, скорее всего, никогда не знают, что это высокореализованные Просветленные мастера!

Но сейчас еще такая мода пошла — очернять ушедших Мастеров, например, Ганди и других. Когда они уходят из жизни, некоторые пытаются подзаработать на том, что пишут книгу, какой этот Мастер был «на самом деле». А Мастер не может ответить, потому что он уже умер! Если бы кто-нибудь предложил мне почитать книгу про то, «какой на самом деле был Рамана Махарши», какой он, «оказывается», был развратник или что-нибудь еще, мне это будет просто не интересно. Я встречал Рамана Махарши в медитации, встречал его дух — так что мне все равно, что там напишут. Никто не получает пользы от подобных историй. Это не ведет к Просветлению.

Рамана Махарши в свое время не был особенно известен. В то время не было средств массовой информации, как во времена Ошо, например. Но я чувствую, что его присутствие до сих пор очень сильно, больше, чем других. И многие люди могут тоже это почувствовать, и получить пользу от этого. Например, если совершить паломничество к месту, где он делал свои духовные практики — к горе Аруначала, там его присутствие сильнее всего, и можно практиковать с большим успехом. Это удивительное место. Достаточно просто побывать там, почувствовать его тишину, мир и покой. Тебе очень повезет, если ты сможешь побывать в этом чудесном месте.

В настоящее время Гош продолжает преподавать йогу, Рейки, Цигун. Он проводит полгода в Европе, полгода в Гоа (Индия), и там и там интенсивно практикует, проводит ретриты по Випассане и семинары, на которых обучает своему необычному, авторскому стилю Хатха-йоги.