Самым известным алхимиком и родоначальником этого течения был Гермес Трисмегист, известный в Древнем Египте как бог Тот, писарь богов, а в Древней Греции — как Гермес, посланец богов. Мы мало знаем о духовной технологии алхимиков, но очевидно, что они уделяли большое внимание своеобразной «Карма-йоге» — применению своих высоких идеалов в повседневной жизни и помощи людям. Так, «вольные каменщики» масоны изучали геометрию и материаловедение, чтобы строить дома и храмы, а розенкрейцеры — естественные науки: астрономию и астрологию, химию и алхимию, травы, и занимались целительством.
Конечной целью духовных практик алхимиков было получить «философский камень» — т.е. достичь уровня психофизической трансформации, на котором грубые первоэлементы человеческой натуры превращаются в «золото», приобретая божественные качества. Основным двигателем этого процесса должен был стать «огонь» (упорная работа над собой), который нагревал и прокаливал «тигель» (тело ищущего). Кроме того, многие знаменитые алхимики — например, д-р Парацельс — подчеркивали необходимость «разделения» тела на элементы для осуществления такой трансформации. В русле Раджа- и Джняна-йоги это можно понимать, как необходимость постичь различающим умом все отдельные процессы, происходящие в уме, и прекратить их, для достижения одноточечной медитации — Дхьяны, и затем Самадхи.
В алхимической литературе множество аналогий с йогой и Аюрведой. Так, например, три алхимических первоэлемента: сера (живой огонь, дух созидания, вселенское семя) — это та же Питта, огонь, элемент тепла; соль (Луна, влажность, вода, источник элементов) — Капха, вода, элемент холода; ртуть (сверкающий свет огня создания, дракон с глазами по всему телу и камень, приподнятый ветром) — Вата, ветер, элемент энергии.
Таинственные и пугающие символы (глифы), которые алхимики использовали в своих трактатах, зачастую становятся вполне понятны, если рассматривать их как аллегории процесса духовного развития. Например, изображение волка, пожирающего короля (на заднем плане — король жив и наблюдает, как волк сгорает на погребальном костре вместо него) — скорее всего, аллегорическое напоминание, что животную, низменную природу (волка) надо принести в жертву высшему и духовному, тогда адепта (короля) ждет триумф.
Медитация (Тратак) на первоэлементы.
Для пробуждения чакр и Кундалини, алхимики практиковали медитации на первоэлементы: земля, вода, огонь, воздух, эфир (пространство). Если медитация на пространство требует богатого и отточенного воображения, то провести медитацию на более грубые субстанции не составляет труда.
Для выполнения практики, укрепляющей первую чакру — Муладхару (центр жизненности, основу здоровья и личной силы), надо поместить горсть земли в неброский (чтобы не отвлекал внимание) сосуд или просто положить на тарелку.
- Сесть, подготовиться к медитации, и затем пристально смотреть на землю, так же как смотрят в зеркало или в лицо любимого человека — не придавая значение деталям, форме и цвету зеркала (т.е. горсти земли), а лишь смотреть на суть того что отражено. Постарайтесь вычленить саму идею, концепт «земли» как первоэлемента. Не позволяйте посторонним мыслям нарушать поток внимания, направленный на ком земли.
- Сделайте так, чтобы единственной мыслью в голове было «земля» или, лучше, чистое (безмысленное, безоценочное) восприятие земли. В это время вас никто не должен беспокоить! Уделите такой медитации
3-5 минут. - Затем закройте глаза, и попытайтесь воспроизвести образ «земли» перед мысленным взором. Опять же, не раздумывайте «на эту тему», не позволяйте мысли утекать. Медитируйте
3-5 минут мысленно. - Затем снова откройте глаза и опять смотрите на землю.
Так надо сделать 3 подхода: три раза смотреть на землю перед собой и три раза — медитировать с закрытыми глазами. Всего такая практика займет
Медитация на действии пищи.
Другая алхимическая медитация. Очевидное-невероятное: каждый продукт, который мы поглощаем с приемом пищи, определенным образом действует на наш ум, меняет его состояние. Упражнение для «современного» алхимика, который осознает, что его тигель — его тело и связанный с ним ум — это наблюдать ощущения во время и после еды.
- Подготовительный этап: наблюдать, в какой именно момент пропадает во время еды чувство голода; когда и как приходит бодрость от чашки крепкого кофе или чая.
- Основной уровень: отслеживать влияние разных приемов пищи на сознание: так можно не только полнее насладиться вкусом приятной еды, но и (зачастую неожиданно для себя!) определить характер повара, который ее приготовил, и состояние его ума в этот момент. Например, обед в дорогом ресторане может оставить чувство безысходности и тоски («не все то золото, что блестит»), — а «перекус» в дешевой индийской забегаловке — неожиданное чувство бодрости и оптимизма. Итак, наблюдаем влияние различных продуктов на тело (легкость\тяжесть, сытость\неутоленный голод и т.п.) и на ум (радость\вялость, спокойствие\агрессия и др.).
- Продвинутый уровень: найти для себя оптимальную диету, которая не загрубляет ощущения, приносит легкость и радость; исключить продукты, которые портят эксперимент нашей жизни.
- Дополнительная техника: кипятя воду для кофе или поджаривая овощи, наблюдать, как элементы воды, земли и огня взаимодействуют; предвкушать, какие эффекты продукты окажут на наше тело и ум.
Не говоря уже о йогических эффектах, эта техника позволяет исключить из своей диеты все нездоровые, не подходящие вам продукты.