Алхимия - средневековая йога.

30 май 2013, 08:15

Алхимия - средневековая йога.

Самым известным алхимиком и родоначальником этого течения был Гермес Трисмегист, известный в Древнем Египте как бог Тот, писарь богов, а в Древней Греции — как Гермес, посланец богов. Мы мало знаем о духовной технологии алхимиков, но очевидно, что они уделяли большое внимание своеобразной «Карма-йоге» — применению своих высоких идеалов в повседневной жизни и помощи людям. Так, «вольные каменщики» масоны изучали геометрию и материаловедение, чтобы строить дома и храмы, а розенкрейцеры — естественные науки: астрономию и астрологию, химию и алхимию, травы, и занимались целительством.

Конечной целью духовных практик алхимиков было получить «философский камень» — т.е. достичь уровня психофизической трансформации, на котором грубые первоэлементы человеческой натуры превращаются в «золото», приобретая божественные качества. Основным двигателем этого процесса должен был стать «огонь» (упорная работа над собой), который нагревал и прокаливал «тигель» (тело ищущего). Кроме того, многие знаменитые алхимики — например, д-р Парацельс — подчеркивали необходимость «разделения» тела на элементы для осуществления такой трансформации. В русле Раджа- и Джняна-йоги это можно понимать, как необходимость постичь различающим умом все отдельные процессы, происходящие в уме, и прекратить их, для достижения одноточечной медитации — Дхьяны, и затем Самадхи.

В алхимической литературе множество аналогий с йогой и Аюрведой. Так, например, три алхимических первоэлемента: сера (живой огонь, дух созидания, вселенское семя) — это та же Питта, огонь, элемент тепла; соль (Луна, влажность, вода, источник элементов) — Капха, вода, элемент холода; ртуть (сверкающий свет огня создания, дракон с глазами по всему телу и камень, приподнятый ветром) — Вата, ветер, элемент энергии.

Таинственные и пугающие символы (глифы), которые алхимики использовали в своих трактатах, зачастую становятся вполне понятны, если рассматривать их как аллегории процесса духовного развития. Например, изображение волка, пожирающего короля (на заднем плане — король жив и наблюдает, как волк сгорает на погребальном костре вместо него) — скорее всего, аллегорическое напоминание, что животную, низменную природу (волка) надо принести в жертву высшему и духовному, тогда адепта (короля) ждет триумф.

Медитация (Тратак) на первоэлементы.

Для пробуждения чакр и Кундалини, алхимики практиковали медитации на первоэлементы: земля, вода, огонь, воздух, эфир (пространство). Если медитация на пространство требует богатого и отточенного воображения, то провести медитацию на более грубые субстанции не составляет труда.

Для выполнения практики, укрепляющей первую чакру — Муладхару (центр жизненности, основу здоровья и личной силы), надо поместить горсть земли в неброский (чтобы не отвлекал внимание) сосуд или просто положить на тарелку.

  1. Сесть, подготовиться к медитации, и затем пристально смотреть на землю, так же как смотрят в зеркало или в лицо любимого человека — не придавая значение деталям, форме и цвету зеркала (т.е. горсти земли), а лишь смотреть на суть того что отражено. Постарайтесь вычленить саму идею, концепт «земли» как первоэлемента. Не позволяйте посторонним мыслям нарушать поток внимания, направленный на ком земли.
  2. Сделайте так, чтобы единственной мыслью в голове было «земля» или, лучше, чистое (безмысленное, безоценочное) восприятие земли. В это время вас никто не должен беспокоить! Уделите такой медитации 3-5 минут.
  3. Затем закройте глаза, и попытайтесь воспроизвести образ «земли» перед мысленным взором. Опять же, не раздумывайте «на эту тему», не позволяйте мысли утекать. Медитируйте 3-5 минут мысленно.
  4. Затем снова откройте глаза и опять смотрите на землю.

Так надо сделать 3 подхода: три раза смотреть на землю перед собой и три раза — медитировать с закрытыми глазами. Всего такая практика займет 20-30 минут.

Медитация на действии пищи.

Другая алхимическая медитация. Очевидное-невероятное: каждый продукт, который мы поглощаем с приемом пищи, определенным образом действует на наш ум, меняет его состояние. Упражнение для «современного» алхимика, который осознает, что его тигель — его тело и связанный с ним ум — это наблюдать ощущения во время и после еды.

  1. Подготовительный этап: наблюдать, в какой именно момент пропадает во время еды чувство голода; когда и как приходит бодрость от чашки крепкого кофе или чая.
  2. Основной уровень: отслеживать влияние разных приемов пищи на сознание: так можно не только полнее насладиться вкусом приятной еды, но и (зачастую неожиданно для себя!) определить характер повара, который ее приготовил, и состояние его ума в этот момент. Например, обед в дорогом ресторане может оставить чувство безысходности и тоски («не все то золото, что блестит»), — а «перекус» в дешевой индийской забегаловке — неожиданное чувство бодрости и оптимизма. Итак, наблюдаем влияние различных продуктов на тело (легкость\тяжесть, сытость\неутоленный голод и т.п.) и на ум (радость\вялость, спокойствие\агрессия и др.).
  3. Продвинутый уровень: найти для себя оптимальную диету, которая не загрубляет ощущения, приносит легкость и радость; исключить продукты, которые портят эксперимент нашей жизни.
  4. Дополнительная техника: кипятя воду для кофе или поджаривая овощи, наблюдать, как элементы воды, земли и огня взаимодействуют; предвкушать, какие эффекты продукты окажут на наше тело и ум.

Не говоря уже о йогических эффектах, эта техника позволяет исключить из своей диеты все нездоровые, не подходящие вам продукты.