Чин-мудра - практическое применение

14 февраль 2018, 18:50

Чин-мудра - практическое применение

Существует распространённый миф, что якобы Чин- и Джняна- (в другом прочтении Гьян-) мудра отличаются направлением ладоней: дескать, при Чин-мудре они направлены вверх, а в случае Джняна-мудры — вниз. Проводят даже «психологическое» объяснение, что раскрытые вверх ладони — «принимающие», «открывают сознание», а направленные вниз ладони — «закрытие», и потому способствуют интроспекции. Не буду спорить — возможно, для кого-то это так и есть.

Но если обратить в «Хатха-йога Прадипике», оказывается, что отличаются эти мудры лишь положением указательных пальцев. В Чин-мудре они согнуты так, что подушечка касается основания большого пальца. А в Джняна-мудре (Гяьн-мудре) кончики (подушечки) указательного и большого пальцев соприкасаются (прижаты друг к другу). Тут, как видим, никакого простора для размышлений доморощенных «психологов», а лишь работа с энергией.

На практике, по моим ощущениям, а я делаю обе эти мудры ежедневно, Чин — более мощная. Она прямо-таки супер-мощная. Но её энергия окрашена особым образом — это именно сила.

Джняна-мудра — нежнее, «отстранённее», и не столь мощна. Она не даёт энергии. Не помогает сосредоточиться. Зато именно такую мудру словно сами собой принимают пальцы в глубоких медитативных состояниях.

Если удерживая Чин-мудры, вы словно держите в руках Ваджру — «молниемёт» богов, то Чин словно готовый облететь одуванчик в руке.

Но нежность, лёгкость — это не слабость. Это особый характер энергии. И тут надо смотреть по ситации — потому что молот Тора подойдёт, чтобы гвозди забивать, и пару врагов отправить в следующее воплощение, а микроскоп для забивания гвоздей мало пригоден, зато полезен в других, не менее важных, предприятиях.

С практической точки зрения, Чин-мудра идеально сочетается с асанами. Джяна-мудру вряд ли стоит держать в асане — можно о ней просто забыть, никакого особого эффекты вы, скорее всего, от неё не почувствуете. Чин-мудра помогает дольше держать силовые асаны, мощнее делать прорывные пранаямы (такие, как долгое Капалабхати и Бхастрика). Чин-мудра это педаль газа для начала любой медитации.

Но затем, когда энергия уже пошла, состояние наработано — вот тут Джняна-мудра готова вступить, и исполнить свою партию. Она утончит энергию, довершить начатое — приведёт в медитацию. Без неё любая практика словно не завершена, чего-то едва уловимого, тончайшего словно не хватает. Джяна-мудру стоит держать в конце занятия — в Шавасане, и делая спокойные, медитативные пранаямы, медитацию. Ей также можно завершать день, т.к. её действие — «Шанти-карма» — успокаивающее.

Кроме того, если работать в пранаяме с одной ноздрёй (например, делая Сурья- и Чандра-бхеда) — то Чин-мудра (левой рукой) больше подходит для Сурья-, а Джняна-мудра — для лунного дыхания.

Чин-мудру я бы не посоветовал людям, у кого бывает повышенное давление, гневливым, раздражительным, а также в период месячных и сразу перед ними. Джняна-мудра не адекватна при упадке сил, депрессии, сонливости, болезнях, истощении.

Очень странные ощущения появляются, если делать одной рукой Чин-, а другой — Джняна-мудру, — думаю, лучше делать какую-то одну мудру обеими руками, или одной, если вторая занята — как, например, во время пранаям.

Мула-бандха, Набхи-мудра, а также Уддияна и Джаландхара-банхи — усиливают дейсвие обоих мудр!