Мула-бандха, на практике, означает сжатие очень небольшой мышцы, примерно величиной с кубический сантиментр, расположенной примерно в самой нижней точке корпуса: между половыми органами и анусом, в промежности.
Что же это даёт?
- С физиологической точки зрения, осуществляется своего рода «массаж» области промежности, где распложено немало физиологически важных органов. В том числе, предстательная железа у мужчин. Здесь также расположены триггерные точки напряжения, которое приводит к ложной фригидности у женщин. Напрягая «Мула-мышцу», корневую мышцу корпуса, мы «качаем» кровь в и через эту область. Дополнительный приток свежей крови, улучшение венозного оттока — оздоравливают нашу «целевую» область.
- С точки зрения сексуальной жизни, установление контроля над «мула-мышцой» (и регулярная работа с ней) даёт прирост сексуальной силы и влечения (и у мужчин, и у женщин), повышает чувственность. В то же время, если вы активно занимаетесь йогой, эти эмоции вы можете контролировать и усмирять при необходимости (в т.ч. практикой перевёрнутых поз, таких как Сарвангасана («березка») и Випарита Карани асана («свеча»).
- С точки зрения йоги — Мула-бандха, «Корневой замок» — это как педаль газа для всех остальных практик йоги. За редким исключением, Мула-бандху можно совмещать почти со всеми техниками йоги (о конкретных вариантах применения лучше уточнить у вашего инструктора по йоге) — например, но не только — с пранаямами и Сурья-намаскаром. Сжатие Мулабандхи активизирует Муладхара-чакру (корневую, коренную) и препятствует оттоку энергии через «нижние врата» (анус и половые органы). Создавая своего рода энергетический барьер, опору, мы удерживаем энергию внизу корпуса, и даже можем направлять её вверх. Сжатие Мула-бандхи косвенно усиливает, активизирует все вышележащие чакры.
ВНИМАНИЕ! Мула-бандха «географически расположена» рядом и родственна другим двум практикам:
- Ваджроли-мудре (у мужчин) / Сахаджоли-мудре (у женщин)
- И Ашвини-мудре (и у мужчин, и у женщин).
Они задействуют мышцы, которые находятся рядом и зачастую «пересекаются» в практике, особенно у начинающих. Лишь достигнув достаточного опыта в каждой из этих техник, вы сможете четко разделять области сжатия в этих трех бандхах (мудрах).
Дополнительную путаницу вносит и то, что у мужчин Муладхара-чакра расположена именно там, где пишут йоговские трактаты (которые создавались древнеиндийскими мужчинами и для мужчин), а вот у женщин Муладхара ближе к входу к влагалищу, чем к точке промежности. Если вы — женщина, то можете изучить специальную литературу на этот счет и убедиться. Или спросить у опытных преподавателей-женщин. Тем не менее — для Мула-бандхи даже женщинам надо напрягать именно промежность, а не точку Мула-бандхи (иначе это будет Сахаджоли или подготовка к ней) — вот такая путаница. Но мы, кажется, уже «распутались».
Для сравнения, Ваджроли задействует мышцы полового органа и близлежащие (в т.ч. мышцы, отвечающие за сдерживание мочеиспускания),как и Сахаджоли — аналогичная практика для женщин. Т.к. эти практики напрямую влияют на сексуальную жизнь, здоровье мочеполовой и гормональной системы и половое влечение людей, считается, что их нужно (если вам это вообще нужно!) осваивать под руководством Мастера йоги — Гуру. Впрочем, если вы уверены, что вам полезно освоить эту технику, это тоже несложно — но, как говорится, на свой страх и риск. При этом, будьте уверены, «всасывать половым органом воду, мёд и ртуть» как указывается в русском переводе некоторых трактатов, вам не придётся! (И это, кстати, смертельно опасно, даже если получится).
Ашвини-мудра — простая техника и в каком-то смысле «подготовка» к Мула-бандхе, потому что обычно трудно сразу сделать Мула-бандху, выделив очень небольшую область в районе промежности — зато обычно сразу же, с первой попытки, получается сделать Ашвини- задействующую большое количество мышц и не столь требовательную к их контролю. Ваджроли\Сахаджоли в этом смысле — третий этап, т.к. требует ещё большей «мышечной эквилибристики». Разница между Ашвини и Мулой большая — в Ашвини мы сжимаем только анус, а в Мула-бандхе — только точку промежности (между половым органом и анусом), это совсем другая точка! Но поначалу, делая Ашвини, вы автоматически, невольно, будете задействовать и «мула-мышцу», и даже включать Ваджроли\Сахаджоли. Поэтому можно сказать, что эта техника действительно очень полезна, даже если вы делаете её не очень корректно.
Подготовка к Мула-бандхе.
В течение 1-2 недель ежедневно делайте Ашвини-мудру. Это помимо обычного комплекса йоги по вашему расписанию и любых других тренировок. Ашвини нормально «сочетается» и с приёмом пищи, и критическими днями — так что не беспокойтесь и делайте ежедневно.
Попробуйте практиковать, помимо «просто Ашвини» — когда вы делаете мудру так, как удобно, как получается — поделайте ещё две техники:
- Пульсирующую Ашвини-мудру — быстрое сжатия\расслабление ануса
- Медленную Ашвини — медленное, контролируемое сжатие — и такое же плавное, медленное расслабление.
Поделайте ещё 1-2 недели эти две техники, чередуя. Не забывайте давать мышцам отдых при появлении даже лёгкого дискомфорта.
Наконец, к концу месяца у вас наверняка уже более-менее сформировалось ощущение (представление) и контроль над точкой промежности — заветной точкой Мула-бандхи. Вы можете мысленно отличить сжатие именно Ануса от сжатия других близлежащих мышц и в том числе мышц половых органов или низа живота или мышц в районе пупа. Остался один шаг.
Мула-бандха:
- Сядьте удобно на коврик и свёрнутый шерстяной плед, положенный на него. Можно даже сесть на плоскую, толстую подушку (например, от дивана). Закройте глаза и отпустите на минутку все задачи и проблемы. Скажите себе, что посвятите ближайшие 10 минут только йоги, и не будете думать ни о чем больше. Побудьте в ментальной паузе, в тишине.
- Соберите внимание в области мочеполовой системы и промежности. Почувствуйте область дальнейшей работы, ещё ничего пока не делая.
- Постарайтесь напрячь «мула-мышц» — посередине между половым органом и анусом, нижняя точку корпуса. Не сдвигайте напряжение ни вверх («попадёте» на половой орган), ни вниз («окажетесь» в напряжении ануса). И не расстраивайтесь, если сразу не получается! Пробуйте ещё и ещё — тем более, что «ошибок» тут нет — если вы не выделили нужную мышцу, вы напрягаете, массируете, тренируете другие точки и мышцы. Всё на пользу.
- С практикой у вас получится довольно точно выделять нужную мышцу, и не напрягать другие. Совершенствуйте локализацию нужной точки и напрягайте только её.
- Затем можно снижать напряжение — работайте вполсилы.
- Так вы придёте к тому, что сможете лишь едва намечать напряжением нужную мышцу. Одновременно со снижением мышечного напряжения будут ВОЗРАСТАТЬ тонкие ощущения: прилива энергии, ощущения движения энергии вверх по позвоночнику, мурашки на спине, свежесть в голове, давление на вехнюю точку головы и др.
- Наконец, вы «нащупаете» способ делать Мула-бандху, ВООБЩЕ НЕ НАПРЯГАЯ мышцу промежности, «мула-мышцу»! А лишь волевым посылом, или, как говорят йоги, работать напрямую с Муладхарой. Ведь мышца, с которой мы работаем, конечно, самая по себе не является ни Муладхара-чакрой, ни даже её частью: это лишь триггерная точка (Кшетрам) данной чакры. Так же, как межбровный центр — триггерная точка, «кнопка, включающая» Аджу (сама Аджна-чакра расположена внутри, в центре черепной коробки). Вы сможете не напрягая никакие мышц, «сокращать» Муладхару. Это финал освоения техники Мула-бандхи. Результат в том, что вы в любой момент практики асан, пранаям, мантр — сможете не шевеля телом и не тратя энергию, лишь концентрацией внимания «давать газа», т.е. усиливать любую технику.
Некоторые нюансы практики:
- Ни в коем случае не рассматривайте область работы этой техники как «грязную», «постыдную», «срамную». Если у вас низ корпуса стабильно вызывает неприятные ассоциации, эмоции- можно поработать аутотренингом, медитируя на то, что у вас там (вовсе не срамное место!) а прстранство тотальной чистоты и сокровищница силы — точка где спит резервная энергия Кундалини. Обиталище Кундалини (как раз те области, которые ни показать, ни рассказать) традиционно считается в йоги святилищем, храмом — а вовсе не только и не столько «отхожим местом» организма. К тому же, «неподалеку» расположены ведь и органы, которые только и сохранили человеческий род до наших дней — без всего этого не было бы никого из нас. В общем, «грязи» тут никакой нет.
- Не надо делать Мула-бандху с фанатизмом, по несколько сотен сжатий или вообще «целый день»: люди, кто пытался освоить практику «наскоком», за один день, и делали помногу, наблюдали самые неприятные эффекты и даже острую боль в районе ануса. Как и любая другая мышца, «мула-мышца» не терпит агрессивного обращения с собой. Лучше всего ограничиться максимум 100 сжатиями — утром, и 100 — вечером. Либо делайте по 50 сжатий, когда вспоминаете, что хотите освоить эту технику. Так и мышцу натренируете\локализируете, и избежите неприятных ощущений.
- В период месячных женщинам не стоит делать эту технику (если не указано по-другому вашим личным наставником, преподавателем, Гуру или врачом): считается, что любое сжатие полового и детородных органов нежелательно в критические дни. (Это относится и к Мула-бандхе, и в Ваджроли-мудре, но не к Ашвини-мудре).