Йогические чистки «для 5 тел»

8 август 2018, 07:49

Йогические чистки «для 5 тел»

Шаткармы — это шесть направлений чисток по Йоге и Аюрведе:

  1. Дхаути (разные чистки пищеварительной системы, в том числе желудка и прямой кишки);
  2. Басти (методы очищения и тонизирования толстого кишечника и прямой кишки, в том числе в наши дни это банальная клизма);
  3. Нэти (3 метода очищения носовых проходов: водой, жгутом (катетером) и другими жидкостями (не водой): молоком, медовым раствором и так далее);
  4. Тратака (методы воздействия на шишковидную железу, в том числе пристальное смотрение на огонь или изображение Гуру);
  5. Наули («Волна» — метод тонизирования пищеварительной системы, и активизации Манипура-чакры и Анахата-чакры);
  6. Капалабхати (простая дыхательная техника, дающая бодрость, и повышающая уровень Оджаса — личной силы).

Всем ли нужно делать шаткармы?

Как говорится в «Хатха Йога Прадипике» («разъяснении хатха-йоги») мудреца Сватмарамы, «если жир и слизь избыточны, практике асан должны предшествовать шесть действий/Шаткармы». В наши дни избыточное питание и зашлакованность организма — беда не только страдающих ожирением, но и почти всех людей вообще.

Шаткармы особенно нужны тем, кто имеет лишний вес или желает заняться йогой в зрелом или пожилом возрасте! Во времена Сватмарамы, йогу начинали практиковать с детства, придерживаясь строгой диеты и соблюдая другие важные условия (Яму и Нияму), поэтому Шаткармы предписывались не всем. Сегодня Шаткармы нужны всем, в том числе даже мастерам, преподавателям йоги. Сказывается и экология: качество воздуха, воды, электро-информационные поля и др. факторы, от которых не защищены ни вегетарианцы, ни веганы, ни йоги.

Как часто нужно делать Шаткармы? В каком объёме?

Так часто и по стольку, сколько скажет врач. Ни сам начинающий заниматься йогой, ни преподаватель йоги, не имеющий\ая медицинского образования, не имеют квалификации назначать или проводить медицинские процедуры, какими являются многие (не все) Шаткармы. Все без исключения Шаткармы имеют противопоказания. Например, даже простейшее дыхание Капалабхати не стоит делать при повышенном артериальном давлении, раздражительности, гневливости, тревожном состоянии, проблемах с засыпанием — эти недуги только усилятся с практикой Капалабхати. И так далее. Шаткармы — это не упражнения йоги, рассчитанные в целом на всех здоровых людей. Это сильные «лекарства», которые должен прописать врач с учётом показания. Вы же не станете принимать те лекарства из аптеки, у которых самая яркая упаковка, или названия которых вам нравятся? Точно так же, не стоит наобум делать Шаткармы. Посоветуйтесь хотя бы с инструктором йоги, а лучше — с врачом Аюрведы. Такие консультации зачастую стоят денег, но они стоят своих денег. Делать «все» Шаткармы или делать «какие нравятся» — верный путь привести умеренно хорошее здоровье в состояние умеренно плохого, или совсем подорвать уже пошатнувшееся.

Риски шаткарм

Как и химические лекарства, Шаткармы имеют, кроме показаний и противопоказаний, ряд «побочных эффектов». Это потому, что они действуют глубже, чем кажется на первый взгляд. Как асаны — это не просто физкультурные упражнения, так и Шаткармы — не просто чистки пищеварительной или другой системы, все они воздействуют на весь организм, и это хорошо бы учесть до начала процедур.

  • Так, даже банальная клизма (вариация техники Басти) может сдвинуть гормональный баланс, изменить пищевые предпочтения, образ мышления, режим дня, наполнение снов, приоритеты в жизни, всю жизнь в целом.
  • «Простейшая» практика Тратака может привести к неожиданным духовным опытам и видениям, привести в замешательство неподготовленного человека, так что придется срочно искать совета духовного мастера.
  • Наули может резко повысить агрессивность и сменить образ мышления на хищнический (либо наоборот), нарушить сон.
  • Вамана Дхаути, если делать её регулярно, может привести к пробуждению и подъёму Кундалини, что, на мой взгляд, крайне нежелательно вне целостной практики Йоги.

Многие Шаткармы воздействуют сразу на несколько Кош: «тел» или «оболочек» в теории йоги. Древняя система Кош («оболочек»), описанная в Веданте (поздней ведической литературе), упоминаемая в том числе в «Тайттирия-Упанишаде», насчитывает 5 уровней:

  1. аннамайя коша — физическая оболочка
  2. пранамайя коша — праническая оболочка
  3. маномайя коша — ментальная оболочка
  4. виджнянамайя коша — астральная или психическая оболочка
  5. анандамайя коша — оболочка блаженства

На первые 3 из этих оболочек (Аннамайя-коша — «тело, созданное пищей», Пранамайя-коша — «тело, созданное праной») Шаткармы воздействуют прямо, на следующую (Маномайя-коша — «тело, созданное мыслями») — косвенно, и подводят к возможности задействовать следующие (более тонкие) две, с которыми работают посредством медитации.

Выводы, которые я бы сделал, по итогам небольшого изучения вопроса Шаткарм:

  • Это сильнодействующие практики, заметно меняющие работу многих систем организма, и как к таковым, к ним лучше относиться с уважением и осторожностью;
  • Необходимый для каждого человека индивидуально набор Шаткарм, режим их выполнения и т.п. Должен прописать врач, или специалист по этим чисткам;
  • Шаткармы действуют на нескольких уровнях сразу. Не следует делать Шаткармы «чтобы почистить карму». Не стоит поддаваться уговорам недальновидных сектантов, которые заманивают «просто делать все Шаткармы», исходя из заочного, книжного знания об их йогической пользе, но не всегда знают о возможных ограничениях и заметном воздействии на здоровье данного конкретного человека.

Если ещё короче: список Шаткарм (их более 20) — как и список асан хатха-йоги (их более 100) — это не меню в ресторане, из которого можно выбрать что-то на свой вкус. Это богатый арсенал йогической «аптеки», из которого специалист способен подобрать вам то, что нужно на сегодняшний день, при текущем состоянии здоровья, и с учётом режима дня, питания, физической подготовки и уровня регулярной практики йоги.