Асаны для Аджна-чакры

6 март 2014, 12:15

Асаны для Аджна-чакры

В традиции классической йоги Аджна-чакра — очень важный и уважаемый узел, т.к. с его помощью Гуру (духовный учитель в традиции Йоги) непосредственно «транслирует» свое высокое состояние своим ближайшим ученикам (Шишья). Но у современного человека этот центр не то что не выполняет подобных высших функций, а зачастую вообще заблокирован выполнением исключительно приземленных функций. «Жилищный вопрос», «кредитный вопрос», «кризис среднего возраста», дети, пробки, экология, а сейчас еще и политические неурядицы — все это может создавать помехи нормальной работе Аджна-чакры. Слабая или заблокированная Аджна ведет к потере интуиции (человека часто обманывают, обкрадывают) и способности к эффективной коммуникации: его не понимаю ни начальство, ни коллеги, ни подчиненные, ему сложно обращаться к аудитории (а в пределе — даже собственная жена\муж его\ее вечно в чем-то подозревает, смутно чувствуя слабину, подвох по Аджне). Человеку с блокированной Аджной невероятно сложно выбрать свой путь в жизни, он склонен следовать чужим тенденциям и трендам, плыть по течению. Такой человек не то что не изобретет что-то новое, ему даже сложно будет заниматься бизнесом или вообще что-то в широком смысле «предпринимать в этой жизни. Фактически, именно Аджна — уровень, с которого человек становится ментально и творчески свободным, и перестает вести скотское существование, пробуждая свои высшие человеческие и «сверхчеловеческие» способности. Аджна — уровень функционирования героев классической литературы, «героев своего времени», этот центр активен у передовых людей в любой традиции, стране, культуре. В свете вышесказанного совершенно ясно, что Аджну надо развивать без относительно того, какой стиль йоги или как давно и упорно вы практикуете.

Балансовые позы для Аджны (основная группа):

  • Тадасана (поза пальмового дерева). Стандартная поза для вытяжения позвоночника, включает в себя балансовый элемент, т.к. мы поднимаемся на носочки. На вдохе поднимаемся в центральное положение, на задержке дыхания после вдоха держим позу (несколько секунд), и на выдохе опускаемся, затем можно несколько секунд отдохнуть. В начале освоения этой позы рационально держать часть внимания в Муладхаре (что дает устойчивость), но потом надо перенести точку концентрации в Аджну, и практиковать так.
  • Ашва Санчаланасана (поза всадника). Содержит в себе балансовый элемент, т.к. мы удерживаем тело с опорой на небольшую поверхность: кончики пальцев задней ступни, кончики пальцев рук и передняя ступня. Тело не должно раскачиваться или заваливаться в стороны. При этом мы вытягиваем спину и шею, раскрываем грудную клетку. Мышечная работа в позе очень разноплановая (баланс, вытяжение, раскрытие, вытяжение ног, вытяжение голени, раскрытие таза). Обратите внимание на то, чтобы лицо было спокойно и расслаблено, не делаем «страшное лицо». Шамбхави-мудра, которая должна удерживаться в этой позе, помогает настроить внимание на Аджну.
  • Дханурасана (поза лука). Силовая поза, которая включает Манипуру, но также воздействует и на Аджну. Глубокий вдох в исходном положении, задержка, на задержке отрываем колени и грудную клетку от пола и входим в позицию; в центральной позиции — задержка дыхания после вдоха, или глубокое и медленное дыхание, которое запускает легкое покачивание тела вперед-назад; возвращаемся в исходную позицию на выдохе. В позе не следует напрягать грудную клетку и руки, а также спину, шею и конечно лицо — напряжены только ноги! Поза выдерживается, пока мышцы не устают или дыхание не сбивается; затем надо отдохнуть лежа на животе, пока дыхание не выровняется; всего делается 3-5 подходов. Поза не должна выполняться на пределе сил и вызывать дискомфорт, глубокое медленное дыхание подскажет, сколько можно ее удерживать на данном этапе тренировки.
  • Эка Пада Пранамасана (поза молящегося на одной ноге, она поза дерева или Врикшасана). Классическая поза на баланс; может выполняться с открытыми или (для продолжающих) закрытыми глазами. Делаем до 3 подходов на каждую ногу. Руки в «намасте-мудре», поэтому можно концентрироваться и на Аджне, и — как вариант — на Анахате. Концентрация на Аджне дает больший баланс, наше тело как будто «вытягивается» вверх, хотя это происходит больше мысленно. Но если поза трудна, стоит, в качестве подспорья, опустить точку ментального баланса ниже: в Анахату, Муладхару или даже в стопу опорной ноги, на время освоения позы.
  • Натаварасана (поза танцующего Кришны), Тандавасана (поза танцующего Шивы). Другие классические позы на баланс. Развивают, с точки зрения положения тела, ту же идею — попытка балансирования ассиметрично расположенного тела. Концентрация на Аджну увеличивает чувство равновесия — во всех смыслах (равновесие в позах и равновесие и гармония в жизни).
  • Врисчикасана (поза скорпиона). Довольно сложная балансовая поза. Ее лучше осваивать не в одиночку, а под руководством преподавателя, и с подстраховкой (на случай заваливания за спину). Как любая поза на баланс, требует включения Аджна-чакры. Не допускайте, однако, чтобы медитация на Аджну мешала вам удерживать равновесие, которое является приоритетом в этой небезопасной позе.
  • Паригхасана (поза замка\засова) — редко выполняемая поза, которая одна отлично снимает напряжения с корпуса и поясницы. В позе мы внимательно вытягиваемся с выдохом, со вдохом возвращаемся в исходное положение, затем делаем на другую стороны (делается всего один подход за занятие). Это довольно сложная поза, она должна выполняться по возможности; если вы «упорно» теряете в ней баланс — возможно, что ее выполнение на данном этапе преждевременно.


Другие асаны для Аджны:

  • Симхагарджанасана (поза рычащего льва, иногда называют Симхасана). В этой позе надо обратить внимание на раскрытие грудной клетки, и ощущения, возникающие при «рыке» в глазах и языке (своего рода вибрация). Дыхание осознанное, в том числе и вдох. С выдохом, мы не просто рычим, а стараемся представить, как этот звук освобождает наше эмоциональное напряжение, все невысказанные слова и эмоции покидают тело. Это своего рода чистка, только на тонком уровне. Часть внимания держим в Аджне: это несложно, т.к. глаза подняты и мы смотрим в межбровный центр (т.е. делаем Шамбхави-мудру). Такое положение удерживается лишь недолгое время, поэтому глаза сильно не напрягаются.
  • Гомукхасана (поза головы коровы). Довольно интересная поза с точки зрения воздействия на тонкие структуры: она усиливает Анахату и Аджну. Выбор точки для концентрации опционален, и зачастую выбирают Анахату (т.к. руки в замке ее дополнительно активизируют, прижимая точку-проекцию сердечного центра на спине). Но Гомукхасана — отчасти медитативная поза (она где-то посередине между позой на раскрытие грудной клетки и медитативной позой по воздействию), поэтому выбор Аджны для концентрации тоже вполне разумен. Поза повышает уровень личной энергии, способствует повышению осознанности, готовит к опыту медитации — особенно, конечно, если уже можно удерживать ее по 10 минут и больше (в каждую сторону). Эта поза дает психологический комфорт и отдохновение, если практикуется в таком «длительном» варианте. Однако если все еще присутствует дискомфорт в локтях, не следует насиловать свое тело и держать Гомукхасану дольше, чем это приятно.
  • Ардха Матсьендрасана (половинная скрученная поза). Так же, как и Пурна Матсьендрасана (которую почти никто не выполняет из-за ее сложности), эта поза активизирует Аджну. Скручиваться в позу надо на выдохе, а в основной позиции дышать глубоко и медленно, не делать дыхание быстрым и поверхностным. Одна из целей работы в позе — замедлить сердцебиение и дыхание, как и во всех других асанах. Поза не должна становиться силовой, выполняется максимально расслабленно. Не выполняйте захват рук под коленом, если не готовы сделать это в комфорте. Грудная клетка не должна сплющиваться, наоборот — мы работаем на ее раскрытие — поэтому важно следить, чтобы в центральной позиции вы не сутулились (можно проконтролировать по зеркалу или попросить преподавателя вас проверить).
  • Хануманасана (поза царя обезьян, или попросту шпагат). В период освоения, поза является балансовой, т.к. приходится поддерживать тело на кончиках пальцев (или же на ладонях, кулаках или с опорой на кирпичи). В позе могут быть три точки для концентрации: Муладхара (т.к. идет раскрытие таза), Анахата (т.к. поза поднимает энергию туда) и Аджна (баланс и утончение энергии). На Аджну точку концентрации разумно перенести, пока вы осваиваете позу (пока таз не раскрыт полностью) и когда поза окончательно освоена и ее выполнение совсем комфортно и не вызывает волнения ума (если поза еще требует интенсивной работы, но таз на полу — стоит задействовать Анахату).

Естественно, многие практики йоги, кроме асан, работают с Аджна-чакрой, «Третьим глазом мудрости»: медитация Тратак, Шамбхави-мудра, Нади Шодхана пранаяма, Со-Хам медитация и пение мантры «АУМ» (т.к. это биджа («ключевая») мантра активизации Аджны). Можно заметить, что изучение духовной литературы — трактатов и книг по йоге — положительно воздействует на Аджну, как — разумеется — и общение с духовно продвинутыми людьми, а также личные встречи (сатсанги) с реализованными мастерами (в большей степени) и прослушивание записей их лекций (в меньшей степени). Аджна-чакра — это точка в нашем теле, где потоки Иды и Пингалы сливаются и заканчиваются, оно еще называется Сангам (слияние двух священных рек). Сложно переоценить работу с этой точкой! Поэтому, естественно, тема «третьего глаза» весьма популярна в разных религиях, философских и эзотерических системах, нашла отражение в мифологии.

ОГРАНИЧЕНИЯ
Шамбхави-мудра, которая входит в состав многих поз для Аджны, имеет ряд противопоказаний и ограничений: при глаукоме не выполняется, при других болезнях глаз — только под руководством эксперта (йога-терапевта или знающего преподавателя йоги).

Надо добавить, что при наличии (в интернете и в ряде сообществ) экстремальных, «подпольных» методов «раскрытия» третьего глаза, все же определенно не стоит доверять непроверенным и поэтому рискованным методикам, а стоит отдать предпочтение йоге — пути хотя и постепенному, но зато проверенному — очень долгим временем, и множеством людей. Асаны, пранаямы, мудры и медитации классической йоги, выполняемые по правильной методике и в комплексе, обеспечивают постепенное очищение и активизацию тонких структур, включая «Третий глаз». А преждевременная активизация только Аджны, по сути, нежелательна.