Асаны для проработки Муладхары

3 октябрь 2013, 11:51

Асаны для проработки Муладхары

Именно из Муладхары происходит обычно подъем Кундалини, так что игнорировать эту «грубую» и «приземленную» чакру никак не получится. Можно проверить себя: если упомянутые ниже упражнения «для Муладхары» для вас — нелюбимые, и вы их избегаете, то стоит обратить на них повышенное внимание. Если же, наоборот, эти упражнения явно «любимые» и вы уделяете им больше времени, чем всем остальным — возможно, стоит включить в свою практику позы, активизирующие другие энергетические центры, и не застаиваться на корневой чакре — к тому же, видимо для вас уже проработанной.

Муладхару активизируют все асаны на раскрытие таза и бедер — в первую очередь, но не исключительно — нелюбимые многими «шпагаты» (Хануманасана). В работе с этими позами важно иметь терпение, и по необходимости пользоваться болстером\подушкой — если корпус еще не опускается на пол. Дыхание должно быть ровным, рабочая на сегодня поза не должна вызывать беспокойства. После завершения надо посидеть несколько минут, вытянув ноги вперед — или попрактиковать Пасчимоттанасану.

Кроме «шпагатов», есть и другой важный пласт «муладхарных» асан — это приседания, будь то с широко разведенными ступнями (Уттанасана) или с коленями и ступнями вместе (Уткатасана и Друта Уткатасана). Уткатасана (поза приседания, она же — поза набора энергии) хорошо показывает, где какие напряжения в области спины и прорабатывает поясницу. Важно вытягиваться всем телом, но без лишнего напряжения, надо расслаблять мышцы, которые не участвуют в поддержании позиции (лицо, живот, область лопаток). Наша цель — не «провиснуть», конечно, в этой позе — на то она и стоячая, чтобы быть силовой, но чрезмерное напряжение в этой позе — явная ошибка. Дышим ровно, не задерживаем дыхание: не надо «тужиться».

В Уттанасане же важно выбрать правильное (удобное!) положение ступней, иначе поза превратится в муку; конечное положение таза не должно вызывать сильного дискомфорта, особенно в коленях и пояснице.

Еще один цикл асан для гармонизации Муладхары — это растяжки с раскрытым тазом: начиная с Титали-асаны и Вамадевасаны и заканчивая Мурдхасаной — она же Прасарита Падаттонасана. В Пурна Титали Асане (полной позе бабочки) мы стараемся держать пятки как можно ближе к тазу (так безопаснее для коленей) и избегаем любого дискомфорта: в этой позе нельзя идти «через боль». После завершения — на полминуты надо расслабить ноги, вытянув их вперед. Дыхание в позе — расслабленное, не сопряженное с проработкой позы. В Вамадевасане важно дораскрывать таз, ведь это никак не баланс на согнутых коленях (как Мерудандасана), а своего рода полушпагат с согнутыми ногами. Пятка передней ноги прижата к промежности. Поясница не должна испытывать дискомфорта; дыхание не должно сбиваться. Поза не должна делаться за счет перенапряжения коленей — большая часть «работы» по ощущениям — в обрасти таза и промежности: укоренение и раскрытие. Допускается использовать пропсы для достижения удобного, устойчивого положения в позе, пока таз не достаточно раскрыт.

Не стоит скидывать со счетов и такое полезное положение сидя с широко разведенными коленями, как Бхадрасана — «изящная» поза (иногда переводят как «благоприятная»). В этой позе следует позволить промежности (она расслаблена!) коснуться пола, при этом не допуская травмирования коленей; колени надо разводить в стороны — но опять же, постепенно, без дискомфорта. В позе обычно находятся не менее 1-2 минут, и дольше — для целей пробуждения внутренних резервов; в таком варианте поза обычно дополняется Насикагра-мудрой — пристальным смотрением на кончик носа (выполняется короткими подходами, не допуская сильной усталости глаз).

Устойчивости в некоторых стоячих асанах — таких, как Тадасана (Поза пальмового дерева) и Тирияка Тадасана (поза пальмового дерева с наклоном) — можно добиться, концентрируясь на Муладхаре. После того, как поза становится привычной и беспроблемной, для дальнейшей практики внимание надо перенести на Аджну.

Возможности проработки Муладхары не ограничиваются асанами. Из Мудр (йогических «жестов») очень важными для гармонизации Муладхары и в целом для регуляции нисходящего потока — Апаны — являются три: Ашвини-мудра («Жест лошади» — сжатие ануса), и потом Мула-бандха («корневой замок», сжатие точки промежности), а также медитативная Мандуки-мудра («жест лягушки», фактически — наблюдение Муладхары). Начав с Ашвини-мудры, можно с течением практики выделять из нее Мула-бандху, и в дальнейшем перейти на эту практику. Ашвини-мудру и Мула-бандху практикуют по 10-25 сжатий за подход, и делают 1-3 подхода в день. Освоив базовую практику, ее можно сочетать с Антар-кумбхакой — задержкой после вдоха (вдох и одновременно сжатие ануса — задержка по ощущениям — выдох и расслабление). Мандуки-мудра — хорошая практика для достижения спокойствия и умиротворения, уверенности. Она может использоваться после долгого сидения со скрещенными ногами: в Падмасане, Сиддхасане или Сукхасане, поэтому особенно ценна для тех, кто практикует медитацию. Можно поставить ее меду двумя сессиями медитации, т.к. сама эта асана способна вызывать состояние умиротворения, и активно способствует медитации.