«Четырехмерная» практика йоги

2 сентябрь 2013, 11:47

«Четырехмерная» практика йоги

Многие люди на занятиях по йоге часто отвлекаются, смотрят на себя в зеркало, оглядываются по сторонам — на других занимающихся, иногда они даже могут проверять свой сотовый телефон. В Шавасане эти же люди ворочаются, вздыхают, иногда делают какие-то «свои» позы — т.к. им явно скучно и беспокойно «просто лежать». В итоге с урока они уходят, толком ничего не освоив и не получив — поэтому расстроенные, напряженные, неудовлетворенные. Если такой человек привык выражать свои чувства искренне, то он иногда может даже сделать замечание преподавателю, в том ключе, что в комплексе «не хватало» тех или иных поз, если ему не хватило нагрузки. Можно ли помочь? Да. Но не увеличением нагрузки.

Это вполне реальная проблема в наших йога-классаъх — досадное непонимание основных направлений работы в йоги. С ней сталкиваются и учащиеся, которым такие люди мешают спокойно заниматься, преподаватели, которые не всегда знают, как эффективно направить людей на верную практику. И, конечно, больше всех — сами страдальцы, которые почти не получают пользы от таких занятий. Если называть вещи своими именами, то, к сожалению, этот тип занимающихся — «недо-йоги», им еще только предстоит (или не предстоит, по их выбору) начать заниматься собственно йогой, как полноценной практикой. Им срочно надо переходить из класса «недо-йогов» в класс собственно «йогов».

Для тех, кто пока что не в курсе, что же надо, собственно, «делать» на занятии — кроме того что раз в две-три минуты менять замысловатые позы, которые демонстрирует инструктор — йога не принесет большой пользы. Скорее всего, они либо разочаруются в практике, либо будут делать ее рутинно, без интереса, и будут поверхностно, цинично относиться к йоге. Можно ли что-то сделать в такой ситуации? А вдруг вы узнали в обрисованном мной портрете себя, или своих друзей? Да, исправить положение можно. И чем скорее, тем лучше. Тем более, что для искренне ищущего человека такое положение дел не представляет большой проблемы: незнание вылечивается знанием.

Прежде всего, от занимающегося «настоящей йогой» требуется понимание глубинной, многослойной, структуры упражнений йоги. Если этого нет — можно смело забыть обо всех «чудесах» пробуждения чакр, Кундалини и получения Самадхи: такая «йога» не более, чем физзарядка для модных дам, и не дает никаких таких интересных эффектов, сколько ни прыгай. Ходя по плоскости, не поднимешься на Священную гору.

Для того, чтобы наша практика йоги стала полноценной и эффективной, глубокой, надо придаеть ей объем: принять во внимание, что все без исключения практики йоги имеют несколько измерений*, направлений работы внимания:

  1. Физическая поза (Асана);
  2. Дыхание (Пранаяма);
  3. Поверхностная концентрация (Дришти);
  4. Глубинное направление\состояние ума (Мудра);
  5. Намерение, цель практики (Санкальпа)*;
  6. И только в случае, если йога делается как духовная практика — еще и Ишта-девата (избранный эгрегор, качество или, проще говоря, «божество» для идентификации)*.

*Из них важнейшими на начальном уровне — если в йоге не ставится цель именно духовного развития, достижения Самадхи, а лишь оздоровление и укрепление тела и энергетики — являются первые четыре, поэтому такую практику можно условно назвать «четырехмерной». Последние два пункта важны в большей степени тем, для кого йога — образ, цель и философия жизни.

Как это работает на практике? Для примера: установлено, что, в целом, сидячие позы (например, Пасчимоттанасана) успокаивают, вызывая парасимпатическую стимуляцию. Позы стоя (Вирабхадрасана, Триконасана, Уткатасана, и другие) увеличивают силу — и поднимают настроение, дают бодрость. Правильно выполняемые прогибы (скажем, Чакрасана или Кхандарасана) — это симпатическая стимуляция — они создают вытяжение в позвоночнике, укрепляя окружающие его мышцы, поэтому данные позы поднимают настроение и дарят качество искренности, открытости. Так и говорят: они «раскрывают сердце», «укрепляют Анахату». Медитативные же (релаксационные) позы: Падмасана, Сукхасана, Ваджрасана, а также Шавасана и др. — успокаивают и балансируют ум и праны (энергии в организме) — они важны в первую очередь для того, чтобы мышцы отдохнули, дыхание — выровнялось. Шавасана, в частности, необходима в конце даже короткого и не сложного занятия не просто как «отдых», а чтобы ум «принял» завершение практики, и чтобы сбалансировать работу внутренних органов и желез, с которым тесно связана работа пран.

Но на деле состояние ума людей, практикующих одни и те же позы, даже в рамках одного занятия, может быть очень разным. Причем, приходится признать, что йоги отличаются не только уровнем физической и специфической йоговской подготовки, и также, конечно же, состоянием здоровья в целом — но и способностью концентрировать внимание, и состоянием ума, и намерением (Санкальпа), с которым делается практика в целом (это качества не тела, а интеллекта, сознания). Положение дел усложняется, если мы включим в эту и без того сложную систему координат т.н. «пранический импульс» — который задействуется использованием бандх и мудр, а также иногда просто волевым усилием или в случае сильного намерения. Получается, что для того чтобы практика была оптимальной, придется учитывать не только банальную форму позы, а ввести сразу несколько измерений практики.

Можно возразить, что такие «тонкости» важны лишь преподавателям, ну и еще «фанатам» йоги. Не верно! Учитывать это важно всем, т.к. каждый более тонкий уровень влияет на состояние каждого более плотного (и наоборот, но не в такой же степени). Выходит, что соблюдение или несоблюдение тонких, неочевидных «правил» — не просто дополняет, придает глубину тому, что мы делаем, а радикально меняет воздействие асаны.

Например, если человек делает сидячую асану — по идее, она должна успокаивать, понижать давление, замедлять ритм сокращений сердца. Но если асана делается с мощной пранаямой, да еще в неспокойном состоянии ума (скажем, человек обдумывает недавнюю конфликтную ситуацию), да еще в динамике (скажем, это может быть Тирияка Бхуджангасана — поза кобры со скручиванием), выполняя мелкие «вспомогательные» движения, или с большим напряжением, то эффект может быть прямо противоположным! В зависимости от модуса сознания, «успокаивающая» вроде бы поза может выводить из равновесия (и наоборот — «бодрящая» поза может вовсе не бодрить, если сделана не верно). В этом будет вина даже не преподавателя и, конечно же, не самой техники йоги, которую человек делал, а его собственного незнания принципов практики. «Незнание законов не освобождает от ответственности».

Таким образом, мы приходим к тому, что в практиках йоги важно не только техническое совершенство и правильное выполнение (форма) поз и практик, но и дыхание, и концентрация внимания определенным образом.

Наилучшим состоянием для практики йоги оказывается внутренняя тишина (ментальная пауза), наблюдение за всеми своими процессами (ощущениями тела, дыханием, наполнением ума и если это возможно — течением пран в организме), и эмоциональная невовлеченность ни в то, ни в другое — так называемое состояние Сакши — «свидетеля», «наблюдателя», в котором надо практиковать. Практика йоги без соблюдения этого принципа — малоэффективна и поверхностна, а преподавание без упоминания этого важного момента — не более, чем профанация.

Естественно, для разных асан и пранаям установлены разные асаны, дришти и другие тонкие моменты. Опытные учителя йоги могут направлять своих учеников, указывая на эти моменты. Поэтому актуальным остается утверждение древних текстов по йоге, что для эффективной практики необходим т.н. «Гуру» — глубоко знающий Йогу учитель, который возьмется обучать искренне ищущего. Остальные вынуждены будут «изобретать велосипед» и бултыхаться в мелкой водичке поверхностного совершенства, меряться «йога-луками» и бесполезными для самопознания сертификатами, вместо того чтобы быстрым темпом переплывать океан Самсары... К счастью, доступны авторитетные источники, в которых некоторые такие моменты — «измерения» практики — подробным образом описаны, на благо всех занимающихся истинной йогой. Чтобы не быть голословным, приведу один из ряда примеров — «оранжевая книга» Свами Сатьянанда Сарасвати, справочник «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха»; книга написана на английском и переведена на русский язык. Существуют и другие источники по данной теме: кто ищет, тот найдет. Удачи в практике!