Чистка языка — одна из Шаткарм (Джихва-дхоути)

8 май 2014, 06:33

Чистка языка — одна из Шаткарм (Джихва-дхоути)

Круг практик Данта-дхаути (одна из Шаткарм) включает практики очищения неба (Хрид-дхоути), зубов (Данта-дхоути) и языка (Джихва-дхоути), а также массирование корня языка (Джихва-мула-дхоути).

Йоги — существа осознанные, и далеко не склонны слепо следовать чьим-либо советам, даже если они исходят из вполне авторитетного источника. В духе Раджа-йоги прежде чем вовлекаться в какую-либо практикую, следует спросить себя: «а зачем?» В данном случае — «а зачем чистить язык? Может он и так в порядке? Вот, например животные не чистят ни зубы, ни язык — и ведь ничего?» Так вот, логика очищения языка такова — что на языке скапливается особый налет, — который («нервных просят не смотреть») представляет собой останки бактерий, которые не были полностью уничтожены нашей иммунной системой. Это токсины, которые тело отчаянно пытается удалить из организма. При этом (видимо, это шутка Создателя!) отработанные и не совсем токсины оказываются у нас во рту — возможно так заметнее и больше наводит на размышления. Мы можем сильно помочь организму, регулярно удаляя эти токсины — иногда даже в течение недели можно наблюдать эффект (очищается кожа, улучшается пищеварение, если лимфоузлы были увеличены — они приходят в норму и т.п.).

Итак, нам, обладателям «драгоценной человеческой формы», все-таки стоит чистить и зубы и язык — только делать это надо правильно. Чистка зубов жесткой щеткой горизонтальным движениями разрушает эмаль — а чистка вертикальными движениями мягкой щеткой с умеренно абразивной пастой (содержащей твердые частицы — например, соль или золу) — очень полезна (фактически только такая паста и удаляет въевшиеся загрязнения).

Чистка языка — двоякий процесс: нам надо поверхностно счистить неприятного вида белый (в случае легкого загрязнения организма) или желтоватый (в случае сильного загрязнения организма или болезни пищеварительной системы) налет с поверхности языка — причем, желательно не травмировав (и тем более не порезав!) слизистую оболочку. Поэтому для цели Джихва-дхоути, по моему опыту, малопригодны скребки с металлическим наконечником — так как ими очень легко порезать язык до крови. Все-таки, лучше использовать пластмассовую щетку-скребок для этой цели: промышленность поставляет разные формы и бренды таких скребков — они продаются в ассортименте в крупных сетевых аптеках. Из тех скребков, которые я пробовал, мне приглянулись скребки бренда Nаrada (они удобные, в меру острые, прочные и красивые). Скребком язык чистят вдоль (изнутри наружу), действуя аккуратно и «подходами» (при необходимости промывая скребок под струей воды). Результат процедуры можно наблюдать визуально в зеркало (был тревожного вида белый «обложенный» язык — стал симпатичный розоватый).

Стоит отметить, что истинные адепты не ограничиваются только чисткой поверхности языка — но и очищают и массируют его корень*. Для этого используются три главных пальца: большой, указательный и средний; руку предварительно надо помыть или продезинфицировать спиртовым лосьоном. Язык как можно ближе к корню растирают поперечными движениями — естественно, стараясь не провоцировать слишком сильный рвотный рефлекс — иначе вы заодно попрактикуете Кунджал-крию.

Для общих целей очищения языка достаточно лишь чистить его, растирая поперечными движениями пальцами, либо — как диктует современная тенденция — быстро и качественно почистить его пластиковым скребком (это эффективнее и эстетичнее, а порой и гигиеничнее). При этом возможно также «самостоятельное» отделение слизи из горла: ее надо, пардон, отхаркивать — это тоже важная часть процесса очищения (вы почувствуете, если это необходимо). Отделение слизи наблюдается не всегда и не у всех — смотря по состоянию организма (особенно способствует повышению количества слизи в организме способствует потребление промышленного молока, тем более холодного). В целом процедура не представляет большой сложности и занимает 1-3 минуты времени.

Если после завершения чистки есть ощущение, что в горле все же «что-то мешает» — настоятельно рекомендуется дополнительно сделать Симхасану (точнее, Симхагарджанасану) для окончательного удаления слизи из горла и его общего оздоровления. Обе чистки (скребок + Симхасана) займут порядка 5 минут — зато какая польза!

Процесс чистки может быть не очень приятным — но йога вообще практика не для слабонервных: концентрируйтесь на том, что вы проводите необходимое очищение и организму стало намного легче!

Очищение языка — реальный способ увеличить чистоту тела и сознания, а также улучшить внешний вид и повысить привлекательность.

-----

*А особенно увлеченные адепты именно Хатха-йоги (в отличие от раджа-йогов) затем иногда еще и как бы «доят» язык продольными движениями — изнутри наружу (от корня к кончику). «Доение» языка является классической техникой Хатхи и восхваляется в целом ряде йогических трактатов как важное условие достижения успеха в Кхечари-мудре. При этом техника — спору нет — является довольно экзотической по нынешним временам — и не рекомендуется всем подряд, а только аскетам, которые сделали йогу образом и целью жизни. Цель Кхечари-мудры (в версии Хатха-йоги) — дотянуться кончиком языка до малого неба с целью контролировать дыхание через правую или левую ноздрю и соответственно модальность сознания — активность\пассивность. Увеличение длины языка (и тем более его подрезание — что тоже входит в круг практик Кхечари по версии Хатха-йоги) приведет к потери возможности говорить и эффективно пережевывать твердую пищу и поэтому категорически не рекомендуется без острой необходимости.