Как избавиться от «правильно/неправильно» в практике йоги?

22 декабрь 2016, 09:50

Как избавиться от «правильно/неправильно» в практике йоги?

Есть объективные правила техники безопасности в хатха-йоге, например:

  • Мы избегаем болевых ощущений и крайнего утомления при выполнении любых практик
  • Мы внимательно отслеживаем ощущения в суставах, связках, мышцах — и не допускам травм
  • Мы делаем все техники плавно, замедленно, контролируя каждую фазу движения. Никогда не входим в позу прыжком (особенно это важно для поз, задействующих позвоночник)
  • Мы находимся в позе столько, сколько требуется для вытяжения и расслабления одних мышц (релаксационные позы), и для того, чтобы дать нагрузку другим (силовые позы),

И так далее.

Пренебрегать такими логичными правилами классической хатха-йоги — верный путь к травмам и просто перекосам в практике. Но есть и менее очевидные — и менее строгие рекомендации, которыми тоже нелишне воспользоваться! Сегодня мне хотелось бы рассмотреть ряд моментов, относящихся к комплексам, в т.ч. комплексу неполноценности, и в целом к чувству незащищенности, неуверенности в технике, преподаватели и в себе, и вообще в целом к эмоции страха в йоге.

Некоторые считают, что получать удовольствие от практики человек начинает через несколько лет... или даже десятилетий — «когда станет Мастером». Это даёт ложное представление, что на первых порах занятий по йоге должны сопровождаться болью, усталостью, крайним напряжением. И так нередко начинающие и практикуют. Приведёт ли это в конечном счёте к наслаждению и счастью от занятий? Только если отказаться от ложной концепции необходимости тяжелой «работы» в йоге, как можно раньше в своей практике. Нужно учиться получать удовольствие от практики с первых же занятий! Это будет своего рода эталоном качества вашего занятия. Если урок прошёл неосознанное — какое удовольствие, вы просто «очнётесь» в конце, в Шавасане, когда потянетесь к мобильному телефону проверить звонки. Если урок прошёл в «физухе» — на получение удовольствия от практик не будет времени. Если урок был разрушителен для тела — кроме усталости и лужи пота на коврике вы ничего не получите, и уж точно не получите радости от занятия.

Кроме очевидных рекомендаций по безопасному выполнению той или иной позы, забудьте про «технику» выполнения. Позвольте себе «вплывать» в позу так, как получится. И до такого уровня, до какого комфортно вашему телу. Не пытайтесь насиловать своё тело! Оно этого не любит, и ответит вам болями, травмами, мышечными блоками — а всё это отражается и на психике. Если вы не хотите заполучить больную, изможденную психику через пяток лет в йоге — не делайте йогу напряжённо. Важно уже на первых порах, в первые же месяцы, избавиться от сидящего во многих советских школьниках комплекса «правильно-неправильно», портивших кровь ещё с детства.

Если посмотреть на выполенение асан широко, то в этой сфере вообще нет ошибок — есть разные направления движения и практики. Так, если вы «не в ту сторону» скрутились в Ардха-Матсьендрасе (Половинной скрученной позе) — вы фактически делаете Меру Вакрасану (Позу вращения вокруг оси), где поворот таза и корпуса идёт в одну и ту же сторону. Если вы «неправильно» выбрали точку опоры в Ширшасане (Стойке на голове) — возможно, вы выполняете Капала-асану (Позу опоры на череп) или же другой вариант этой богатой на вариации позы. Не позволяйте преподавателю давить на себя, «исправляя ошибки»! Зачастую авторитарное «исправление ошибок» инструктором йоги имеет в основе глубокое невежество или попытку реализации эгоистичных, не самых светлых, амбиций. Избегайте преподавателей, которые вместо того, чтобы помогать ученикам успокаивать ум, создают у них еще большее беспокойство и комплекс несовершенства. Особенно это верно для практики йоги, если вы женщина.

Зачастую объём стресса и напряжения в теле так велик, что человеку сначала надо на йоге выложиться до упаду, чтобы потом расслабиться. Для выполнения такой шоковой программы отлично подходят техники Ошо, Кундалини-йога и ряд других направлений. Хатха-йога работает не так: она учит осознанному расслаблению мышц именно через расслабление, либо через минимальные усилия и потом всё-таки расслабление. Если во многих позах йоги в течение занятия у вас происходит активная мышечная «работа» — где-то закралась ошибка. Позы йоги наиболее эффективны при удержании от 3 минут и больше — если ту или иную позу не получается удерживать такое время, либо поза делается неправильно, либо это силовая, тренировочная поза, которая и не призвана давать расслабление и ментальный покой, не напирайте на такие упражнения (особенно это важно для женщин), если не хотите усилить эмоции гнева, корысти, похоти, непримиримости в своём ментальному поле.

Если сказанное выше вызывает непонимание, протест — сделайте честный эксперимент (сделайте даже если сказанное выше понятно и очевидно). Выберите 4-5 поз йоги, которые вы хорошо, прямо-таки отлично, знаете и легко выполняете. Создайте мысленно последовательность из них. Теперь расстелите коврик и сделайте, одну за другой, не забывая поддерживать ритм сердцебиение и дыхания в норме (практикуйте бесшумное Полное йоговское дыхание) и завершить занятие Шавасаной 10-20 минут. НО! Сегодня попробуйте не пытаться «расти» в выполняемых вами асанах, не пробуйте «углублять» положение в позах дальше, чем принимается естественно телом. Не пытайтесь довлеть «мозгом» на телом, пусть, наоборот, тело ведёт вас. Уважайте своё нормальное дыхание и естественные границы гибкости. Контролируйте процесс получения удовольствия от практики тщательнее, чем формы поз. Никакой безжалостности к телу, только любовь и уважение к нему и его возможностям... И — что же? Уверен, в конце занятия вы почувствуете как раз те эмоции радости, спокойствия, свежести, ощущение полноценной «подзарядки батарей», которые мы ждём от йоги! Безусловно, существуют люди-мазохисты, которым «по кайфу» выкладываться до изнеможения, растягивать связки как на балете и издеваться над своим позвоночником, суставами, легкими и сердцем на каждом занятии — и выходить с йоги как из «бойцовского клуба», истекая потом, в состоянии притупляющего сознание эндорфинового опьянения (вещество эндорфин организм выделяет в ответ на боль). Это далеко от идеалов и методов настоящей йоги!

Безусловно, есть разные направления, стили, и комплексы йоги. Сейчас мы поговорили лишь о классической хатхе, а не о Кундалини-йоге, не о Йоге23 или ещё какой-то системе или комплексе, и даже не о технике «108 Сурья-намаскаров», формальное принадлежащей к Хатха-йоге, где требуется предельное усилие (в рамках тех практик это логично и оправданно!). На «Ханумане» мы в основном рассматриваем именно «классическую йогу», индийскую Хатха-йогу: статичную и направленную на контроль ума. И это логично — другие стили не хуже и не лучше, но именно Хатха это основа и эталон, потому что ведёт вглубь, а не поверхности, позволяет перейти на глубокую практику пранаям и успехи в медитации, а не «плавать» на начальных, подготовительных уровнях йоги (Шаткарма, Яма и Нияма, Асана). Спору нет: можно пробовать, заниматься разными стилями, в том числе и самыми экстремальными и силовыми! Можно даже комбинировать йогу и фитнесом и спортом. Просто важно не смешивать Хатху — которая статична и направлена на успокоение ума — с элементами фитнеса и практики современных авторских стилей, которые недавно появились и громко заявили о себе. Иначе есть реальный шанс прийти совсем не к тому стабильному миру в душе и крепкому здоровью физического тела, о которых говорят йогические трактаты... а чему-то вульгарному и нежизнеспособному.