Как найти Гуру и зачем это нужно?

18 апрель 2013, 06:56

Как найти Гуру и зачем это нужно?

В наши дни чуть ли не каждый серьезно практикующий йогу озабочен «поиском Гуру». Я бы даже сказал, что у йога может появиться своего рода комплекс, если у него нет Гуру — этакий «йогический комплекс гуру-неполноценности». И это не совсем безпочвенно, т.к. все классические трактаты по йоге утверждают, что Гуру — это царь и бог, проводник, способ и самая йога, что без Гуру никуда. «Не достичь тебе просветления без Гуру, даже не мечтай» — такая мысль красной нитью проходит через буквально всю йогическую литературу. Считается, что своим умом Просветления не добыть, так что, пожалуй, поиски Гуру — не только для тех, кто сам слабо соображает, и ничего не достиг в йоге. Наоборот, этот вопрос обычно встает у тех, кто уже прочно обосновался в практике, и хочет поднять свой «потолок» благодаря помощи «сверху». Однако считается, что найти своего Гуру-джи (вежливое обращение к духовному учителю в Индии) достойны далеко не все желающие, а только лучшие из йогов, самые мудрые, упорные, стойкие и преданные саморазвитию. В общем, как бы ничего постыдного в том чтобы «припасть к лотосным стопам Гуру» вроде бы нет.

Но западный тип мышления таков, что как только заходит речь о том, чтобы «дать ему всю свою любовь, преданность, отречение, всю свою жизнь»*, или «служить ему и давать ему то, что у меня есть и чем я являюсь»* — тут же включается нешуточная тревога, мы чувствуем опасность «попасть в секту», опасаемся, что нас будут эксплуатировать или отымут нашу квартиру и имущество. Глупые страхи? Не совсем. Надо сказать — такие опасения весьма обоснованы, т.к. в XX веке появилось какое-то просто невиданное количество лже-Гуру, которые жадно накапливали деньги, власть, открывали отделения своей супер-мега-общины по всему миру, коллекционировали гоночные автомобили, и даже допускали вольности в обращении с ученицами — в общем, совершали явно не «просветленные» действия, словно в насмешу над своим самозваным титулом «Гуру» или даже «Аватара», «Бхагавана». В свете таких событий не удивительно, что страх «попасть в секту» часто берет верх над желанием «найти Гуру» даже у людей, которые активно интересуются и занимаются йогой.

Признаки настоящего Гуру:

Безусловно, только истинно просветленный может на 100% точно опознать — кто Гуру, а кто «только учится» а то и притворяется. Но есть несколько верных «народных» примет, как опознать Гуру:

  1. Когда вы встречаете этого человека, вы тут же испытываете беспричинную радость. Вам очень легко с этим человеком. Само его (ее) присутствие приносит радость. Это первый хороший признак при поиске Гуру. Если человек вызывает раздражение, тяжелое чувство на сердце — не факт, что это совсем шарлатан, но это точно не ваш Гуру.
  2. «Яблоню по яблокам». Считается так: истинный Гуру не тот, у кого больше всех последователей (у поп-звезд и актеров их может быть еще больше, но ведь они не Гуру), а тот, у кого больше всего просветленных учеников. Присмотревшись к горстке приближенных учеников Гуру, можно примерно оценить уровень его собственной духовности. «Скажи мне, кто твой ученик — и я скажу, Гуру ты или нет». Если человека окружают экзальтированные, эмоционально нестабильные люди, с проблемами физического здоровья, которые нуждаются в его постоянном присутствии — вы скорее всего имеет дело с сектой. Истинный Гуру дает своим ученикам свободу, делает их сильными во всех отношениях (т.к. заранее готовит свой уход).
  3. Гуру может быть внешне обычным человеком, не отличаться какой-то выдающейся внешностью, быть бога т или беден, красив или дурен собой, совершенно здоров или насквозь стар и болен, толст или худ, может быть высокообразованным или безграмотным (история видела разные примеры). Но в любом случае, этот человек глубоко укоренен в покое, радости, равновесии. Он может быть строгим, даже грубым — но злым, раздраженным — никогда. Он не беспокоится ни по мелочам, ни по важным (с нашей точки зрения) вопросам. Его ничто не «выводит из себя»: ни радости, ни горести. Основное ощущение рядом с истинным Гуру (даже если это не ваш Гуру!) это необъяснимый покой и беспричинная радость (см. п.1). Человек, который только хочет казаться Гуру, будет неизменно рождать у вас внутри беспокойство, играть на ваших чувствах, пытаться манипулировать — он будет жестко вас критиковать или, наоборот, неожиданно хвалить — чтобы привязать к себе методами банального психологического воздействия.
  4. Человек, который не преодолел своих сексуальных желаний, и постоянно нуждается в проявлениях внимания от других людей — не является Гуру, он не поднялся на сверхчеловеческий уровень и соответственно является в лучшем случае таким же ищущим, как вы сами. Ему нечему вас научить и нечем поделиться. Показать путь может только тот, кто уже его прошел. Гуру, который всегда окружен учениками — вряд ли настоящий, истинный Гуру находит время и возможность совершать ретриты (отшельничество).
  5. Гуру не копит богатства (хотя может ими обладать по судьбе). Любые проявления накопительства, коллекционирование красивых или дорогих вещей, забота о своей денежной выгоде — явный признак лже-Гуру. Этот человек может быть интересным собеседником, зажигательным оратором, даже сильным йогом — но он еще не преодолел своего собственного Эго — а значит, опять же, никаких шансов, что он поможет в этом вам!
  6. Гуру никогда не будет заставлять вас делать что-то особое в миру (что не относится к практике йоги) или жертвовать ему деньги. По большому счету, истинному учителю ничего не надо от ученика, кроме того, чтобы он шел по пути саморазвития — и то если только на то будет добрая воля того, никогда не насильно!
  7. Наконец, еще одно: в тех же самых трактатах, которые подчеркивают важность поиска Гуру, дается совет-предостережение: перед тем, как признать в ком-то своего Гуру, надо его тщательно исследовать, узнать его жизнь и биографию, хорошие и плохие стороны, пожить рядом с ним некоторое время, а уже потом основательно поразмыслить и принять решение. «Часто и люди выбирают Гуру, и Гуру принимают учеников без надлежащей проверки. Такие союзы всегда заканчиваются недопониманием, недовольством, раздорами и скорбью»**. Будьте же мудрыми, даже если вы еще только ученик, а не Гуру.

 

*Шри Чинмой. «Учитель и Ученик».

**Свами Нараянананда. «Практические советы по достижению Самадхи». Глава 8. Гуру и его необходимость.