Как проверить свою йогу на прочность?

27 январь 2014, 11:53

Как проверить свою йогу на прочность?

Вопросы, которые стоит задать самому (самой) себе прямо сейчас, и спокойно поразмышлять над ответами — если вы хотите узнать, насколько продвинулись в практике йоги, «проверить свою йогу на прочность», а также узнать, куда и как двигаться дальше:

1. Как узнать, освоена ли асана? Может быть, я уже перерос (-ла) эту позу, и надо делать более сложные, чтобы прогрессировать?

Очень просто. Считается, что поза освоена, если в ней можно продержаться 3 часа и более. Но понятно, что это касается только поз для Раджа-йоги, т.е. медитативных: Падмасана, Сиддхасана, Ваджрасана и т.п. Патанджали определил асану как «положение тела, которое удобно и приятно», так что конечно, нет смысла пытаться простоять три часа в «Скорпионе»! В практике т.н. тренировочных асан (которые требуют значительного мышечного усилия и по определению не могут быть удержаны долго: Маюрасана, Брахмачари-асана, Бакасана и т.п.) реально прийти к выполнению в течение 3-5 минут в комфорте. Комфорт означает, что ритмы дыхания и сердцебиения не ускоряются. Таким образом, если вы можете удержать Бакасану три минуты и после выхода дыхание не сбилось — позу можно считаться освоенной, и переходить к другим, аналогичным и большим по сложности.

2. Как узнать уровень моего преподавателя, инструктора? Как подобрать преподавателя, «который мне подходит»?

Очень просто. Периодически проводятся спортивные соревнования по выполнению асан хатха-йоги. На таких мероприятиях оценивается техничность выполнения физической составляющей и артистичность выступающего. Если для вас этих показателей достаточно — стоит найти чемпиона мира по йоге (есть и двукратные, и трехкратные) и заниматься с ним. Если же вас интересуют более тонкие моменты (владение праной, владение концентрацией ума) — тут сложнее. Помогает поговорить с преподавателем в неформальной обстановке (за чашкой травяного чая) и разузнать подробности его личной практики, обучения, и образа жизни. Если человек получил свои знания из авторитетного источника, имеет хорошую физическую форму, регулярно ездит на семинары других мастеров «повышать квалификацию», ведет здоровый образ жизни и регулярно занимается медитацией — стоит рассмотреть такую кандидатуру. После занятия с хорошим преподавателем вы чувствуете себя отдохнувшим, ощущаете спокойствие и радость. Если вы не хотите в будущем стать таким, как этот человек, заниматься с ним йогой (да и вообще общаться, по большому счету) не имеет никакого смысла. Поэтому внимательно присмотритесь к своему будущему «Гуру».

3. Как узнать, помогает ли мне тот стиль йоги, или практика, который я практикую последнее время? Или это «не мое» и надо искать дальше?

Очень просто. Надо постараться вспомнить (или, если есть возможность, проверить точные показатели) состояние своего здоровья до начала практики данного стиля и сейчас. Кроме того, постарайтесь сравнить вашу энергетику (сил стало больше? Дела делаются быстрее и эффективнее? Приходя с тренировки или с работы, вы плюхаетесь на диван или находите время позаниматься любимым делом? Есть ли силы на новое в вашей жизни (люди, искусство, прогулки на природе) или нет?). Также отметьте и более тонкий план — ментальный: вам кажется, что вы яснее видите свои цели в жизни? Стали вы увереннее в себе или наоборот, вам кажется, что вы потеряли свой путь и не знаете, что делать дальше? Имеет смысл наблюдать динамику примерно через 3-4 месяца после начала регулярной практики этого стиля и техник (поэтому во многих школах не приветствуется смешивать разные направления и ходить к разным учителям). Это применимо и к стилю, и к школе йоге \ преподавателю, и к каждой технике по отдельности (асане, пранаяме и др.). Очевидно, что если практика, которую вы упорно делаете достаточно долгое время, изнашивает ваше тело, утомляет ум или дает ощущение опустошенности и растерянности, не приносит удовольствия — вы делаете что-то не то, или не так. С опытом можно будет эффективность ваших действий в практиках йоги гораздо быстрее: рассматривать результаты за один месяц, за неделю, и даже за 1-2 дня. В конечно итоге, вы разовьете свою чувствительность настолько, что сможете «в реальном времени» отслеживать воздействие практика на свое тело, энергетику и ум, и корректировать практику сразу же. Это ваша личная ответственность, ваша жизнь. Ни один, даже самый лучший преподаватель, не сможет сделать это за вас. Приобретя такую способность, вы сможете, в частности, оценивать преподавателей не по числу сертификатов и проведенных семинаров, а непосредственно по эффекту занятия (тогда вопрос № 3 решится сам собой).

4. Как узнать, подходит ли мне мой йога-мат? Как выбрать коврик для практики йоги?

Просто позанимайтесь на нем часа два без передышки, а потом полежите на нем в хорошей 15-минутной Шавасане. Это верный способ «опробовать ковер». Если вы обнаружите, что симпатичный с виду коврик скользит, когда у вас даже немного вспотели руки-ноги, сидеть на нем в Сукхасане и стоять в Сарвангасане жестко «костям», а в Шавасане вы не можете расслабиться, потому что «ковер» сильно пахнет специальной пропиткой явно это не то (мы не говорим сейчас о новых ковриках: перед использованием свежий, только из магазина коврик, естественно, надо вначале тщательно вымыть и высушить). Хороший коврик служит несколько лет, в идеале может прослужить лет десять (при правильном уходе). В целом, для интенсивной практики асан (Аштанга-виньяса, Йога23 и другие жесткие стили) лучше всего подходят коврики с крепкой внутренней структурой и из прочного материала, они тяжелее, чем обычные (типа «Самурай»). Для начинающих подойдет и стандартный коврик из более мягкого материала (типа «Ришикеш»). Опытный практикующий сможет со временем подобрать идеальный коврик под свою практику, образ перемещений по городу (если вы ездите на йогу на общественном транспорте, возможно, стоит подумать о тонком и плотном коврике, который скручивается в довольно узкий рулон), и менталитет. Ну и конечно, учтите наши общие рекомендации по выбору коврика. Как ухаживать за ковриками разных типов, читайте здесь.

5. Какой цвет коврика для йоги (и одежды для занятий) лучше выбрать?

Попробуйте сначала «выбрать сердцем» — перебрать разные коврики, и прикинуть, какой цвет вам больше импонирует. А затем проанализируйте следующее. Цвет коврика не должен вносить дисгармонию в ваше состояние. Иногда требуется поменять коврик из-за того, что он дисгармонирует с вашим текущим ментальным состоянием. Скажем, ленивым людям полезно заниматься на коврике яркой расцветки: оранжевом, красном. Нервным лучше выбрать коврик спокойной раскраски: небесно-голубой, абрикосовый, салатовый. Некоторые коврики выглядят агрессивными, другие умиротворяют — не сомневайтесь, вы будете проникаться внешними и внутренними «качествами» своего коврика по мере того, как он будет проникаться вашим честным потом, т.к. работа НА коврике — это работа и С ковриков, это партнерство. Одежда, пропсы, музыка и благовония меняются — а коврик остается надолго, так что это серьезный вопрос. Если для вас йога — духовная практика — вряд ли вы захотите заниматься на коврике черного цвета, да еще с металлическими заклепками (впрочем, характер у всех разный) и предпочтете светлый (совсем белые встречаются редко), либо бордовый, кирпичный, оранжевый (традиционные «ашрамные» цвета, благоприятные по воздействию). Если вы — творческая, чувствительная натура, и любая дисгармония будет отвлекать вас от практики — возможно, вам будет больше импонировать дизайнерский коврик с необычным рисунком (не забудьте подобрать и соответствующий чехол). Если вам поможет настроить на практику коврик из натурального, экологичного материала — не пожалейте потратить чуть больше денег, чтобы обеспечить себе такое условие. Бывают и другие предпочтения и мотивации. То же самое и с выбором цвета одежды.

6. Как проверит, насколько я продвинулся (-лась) в йоге? Может, мне уже пора преподавать? Или надо поискать Мастера покруче теперешнего?

Только вы сами способны оценить ваше продвижение в йоге. Многие признанные Мастера йоги не смогли бы, например, встать на голову, если бы их попросили, или сделать другую сложную позу. Однако их владение собственным умом, эмоциями, энергетикой было поистине виртуозным. Хорошие показатели действительного прогресса в практике: что вы занимаетесь каждый день, и с удовольствием; вы чувствуете не усталость, а прилив сил в конце занятия; вы становитесь более осознанны в практике — чувствуете все, что происходит, «в реальном времени», остаетесь все время занятия «здесь и сейчас»; ум не беспокоит во время занятия — вы не отвлекаетесь на посторонние мысли, внутри и вокруг вас создается пространство чистоты и спокойствия; вас меньше беспокоят житейские проблемы, новости по телевизору и одобрение \ неодобрение, внимание \ невнимание со стороны других людей, а также мелкий дискомфорт. Если при отключении горячей воды на полдня вы бежите в ДЕЗ ругаться матом, если вас беспокоят внешний вид \ неприятные запахи \ неадекватное выполнение практик — других людей на занятии, и если вас «бесит» многое в вашей жизни — будьте уверены, вы не далеко продвинулись в йоге. Другой хороший показатель прогресса в практике — спокойное и внимательное или, наоборот, суетливое и неосознанное поведение человека после выхода из Шавасаны, в раздевалке и на ресепшне йога-центра (понаблюдайте за собой и другими).

7. Как проверить, достаточно ли я (или кто-то другой) знаю практику, теорию и философию йоги? Как расширить свое понимание воздействия на меня практик, которые я делаю (асан, пранаям, мудр и бандх, медитаций)? Если вы не читали «Йога-сутры» Патанджали и «Хатха-йога Прадипику» Сватмарамы, можете быть уверены, что вы не знаете даже основ, и тогда для начала надо с этими (не очень объемными) книгами познакомиться. Если же вы считаете, что разбираетесь, задайте себе такой примерный ряд каверзных и не очень вопросов (это в большей степени поводы для размышлений, чем критерии оценки):

  • Что такое Кундалини? Где она лежит? Как и зачем поднимается?
  • Каких я знаю великих мастеров йоги? На кого из них мне хочется походить?
  • Какие из восьми ступеней Аштанга Раджа Йоги я практикую на данном этапе? В какой пропорции?

Какие из правил кодекса Ямы и Ниямы мне удается соблюдать? А какие из них я нарушаю? Какие я мог(-ла) бы соблюдать, но нарушаю в силу не понимания их смысла и ценности лично для меня \ принципиального несогласия с ними \ простых обстоятельств: недостатка времени, сил, денег и мотивации \ лени и неорганизованности \ сложных жизненных обстоятельств \ давления на меня других людей.

Какие бывают уровни медитации, сколько их всего, какой самый высший (цель йоги)? На какой уровень максимально я поднимался (-лась) в своей практике, при каких условиях это случилось, и что я чувствовал (-а)? Что лично мне может дать продвижение дальше по этой шкале или закрепление полученного опыта?

Знаю ли я четко, на какую точку надо концентрироваться в каждой асане из той последовательности, что мне предлагает преподаватель? Какое должно быть дыхание на входе в позу \ в центральной — основной — позиции, которую надо удерживать как можно дольше — на выходе? Сколько подходов надо делать в каждой позе или по сколько минут держать позицию? А сколько удается \ комфортно лично мне?

Получается ли у меня в простых асанах «отключать мозг», ни о чем не думать, а только чувствовать свое тело, дыхание, отслеживать поведение ума и при этом не вовлекаться в мысли? А в сложных асанах? А в пранаямах?

Сравниваю ли я свое выполнение поз с тем, что и как мне кажется «получается» у других? Могу ли я определить на глаз состояние ума человека, который выполняет позу йоги?

Преподаватель часто \ редко \ никогда не подходит ко мне, меня это беспокоит \ радует \ бодрит и вдохновляет \ никак на меня не влияет.

Что у меня типично происходить во время медитации? Пропадают ли ощущения тела? Не беспокоят ли бытовые проблемы? У меня появляются «гениальные» идеи, которые хочется записать, несмотря на то, что надо продолжать медитировать? Проявляются необычные психические эффекты? И как я на них реагирую? Беспокоят ли меня ощущения во время медитации? Или беспокоит то, что банально не удается сохранить концентрацию и осознанность? Что я могу сделать, чтобы моя практика медитации стала успешнее? Регулярно ли я занимаюсь? Достаточно ли я знаю технику медитации? Где в моей медитации «самое слабое звено»: начинают болеть колени \ ноет поясница \ появляется напряжение в плечах \ лицо напрягается \ внимание просто скачет с мысли на мысль; что я могу сделать, чтобы это звено не было таким слабым?

Что я чувствую непосредственно после и в течение дня после занятия йогой? (Варианты: Я ощущаю прилив сил, спокойную бодрость? Или я чувствую невероятную усталость, хочется лечь и лежать целый день? Я суечусь и чрезмерно болтлив(-а) общаясь с другими «йожиками»? Я чувствую головокружение, иногда тошноту. Мне скучно! Мне не хватило нагрузки на ноги \ спину \ руки \ поз на раскрытие таза \ перевернутых поз, преподаватель мне не нравится. Все чудесно, а завтра, наверное, будет еще лучше! Или что-то свое.) Проанализируйте, ПОЧЕМУ именно вы испытываете такие ощущения, постарайтесь в своем анализе вообще не думать о качествах и действиях других людей, каждое утверждение формулировать от первого лица: «Я чувствую себя так-то, потому что я делаю то-то так-то»).

«Доверяй, но проверяй» — вот золотое правило для йога, согласитесь? Делая даже очень продвинутую и устоявшуюся практику, не помешает периодически остановиться и проанализировать, как идет процесс, нет ли где перекосов или слабины. Тем более ценно контролировать свое продвижение новичкам. Успехов в практике йоги!