Манипура-дхарана: пробуждение «Солнца» в животе

Манипура-дхарана: пробуждение «Солнца» в животе

Манипура, как и Анахата — чакра, удаленная от крайностей, от полюсов: с одной стороны — Муладхара с ее безжалостным инстинктом выживания, с другой — «оторванная от земли» Аджна, чистый «ментал». Поэтому если говорить о точечной работе с одной какой-то чакрой для достижения общих целей — то это, скорее всего, будет либо Анахата, либо Манипура, причем поначалу последняя, пожалуй, даже лучше, т.к. дает более результат, больше направленный на оздоровление. Это такая «золотая середина», с легким акцентом в прагматичную «заземленность».

Здоровая и сильная Манипура дает далеко не только качества руководителя и воина, как иногда говорят. Это также и центр хорошего пищеварения, и в целом «переваривания» всех — оцениваемых умом как приятные и как «неприятные — ощущений и взаимодействий с окружающим миром. Ум оценивает переживания как приятные и неприятные, а «сдюжить» их (и оставить человека «в центре») должна именно Манипура. Это, фактически, наше «второе сердце», которое может быть слабым и даже «разбитым», а может быть сильным и здоровым. (Пример из масс-культуры: когда в фильме «Аватар» Нейтири говорит Джейку Салли, что у него «большое сердце» — имеется в виду именно это: выраженные положительные качества Манипура-чаркы). Человека с сильной Манипурой не так-то просто «пробить» на автоматичную, нерациональную ответную реакцию, вывести из себя или увлечь за собой без причин, тем более грубой силой, харизмой — заставить подчиниться, «подмять» своей волей. «Манипурщик» — это пресловутый «мирный воин», который добивается всего, но при этом не делает лишних телодвижений, он (или она) достигает своих целей без промедления, болтовни и агрессии. В общении с мудрецами Манипура не нужна, требуется «прочищенная» Аджна, а вот в общении с глупцами и властолюбцами — очень даже. В общем, хорошая такая, действительно важная чакра.

Точками для «включения» Манипуры (которая сама по себе находится в праническом, а не в плотном физическом теле человека) являются пупок либо солнечное сплетение, а иногда вся область между ними (весь «живот»). В разных школах йоги и для разных целей медитация на Манипуру может проходить по-разному: иногда в ней различают «принимающую» точку пониже пупка и «отдающую» — солнечное сплетение.

Предлагаем вам сделать несложную медитацию из Шивананда-йоги, которая помогает «зарядить», укрепить Манипуру.

С точки зрения физиологии, установлено, что солнечное сплетение — это важный нервный центр, связанный с симпатической нервной системой, то есть его активизация вызывает процессы торможения «адреналиновой помпы» (которая запускается стрессом) — механизма «бейся или беги», который в современном обществе сверхконкуренции и стресса чаще всего избыточно задействован. Вот почему осознанные «мирные» воины не злятся и не боятся, не стрессуют и не пасуют. Йогин (или мастер боевых искусств), действительно укоренившийся в Манипуре, никого не ненавидит и ни в ком критично не нуждается, хотя и активно действует и проявляется (на площадке поединка). «Сила в Покое» — говорят на Востоке. Таким образом, действительно, Манипура — чакра защиты, но не в такой грубой «неандертальской» форме, как Муладхара, а в более широком смысле. Для большинства людей нашей эпохи (Кундалини которых лежит либо в Муладхаре, либо в Свадхистане), «пронзание» Манипуры, реализация этой чакры, является важным шагом к духовному развитию. Ну а первым шагом к этому является практика медитации на чакру.

Свами Шивананда говорил, что Манипура — это «солнце нервной системы». Если Манипура «заряжена», то вся нервная систем сбалансирована, и практика йоги идет хорошо, есть силы для аскез и мудрость для того, чтобы в них не было перекосов. Если перейти к технической стороне активизации Манипуры, то считается, что эта чакра уникальна: т.к. прана, прана, направляемая в нее, естественным образом распределяется по организму (для сравнения, прана, направленная в Анахату — в ней и остается). Это позволяет говорить о том, что «подпитывая» Манипуру, мы «подзаряжаем» фактически весь организм — будь то с целью оздоровления, общего укрепления или йогических практик. Если даже человек просто удерживает внимание в животе в течение дня, Манипура заметно наполняется праной. Больший эффект (за меньшее время) можно получить от выполнения следующей техники.

Техника активизации Манипуры («Манипура-Дхарана» по Шивананде):

  1. Садимся в удобную медитативную позу с прямой спиной, предпочтительно Падмасану или Сиддхасану. Если же это проблемно — садимся в Ваджрасану, Сукхасану, Свастикасану или даже, в крайнем случае, с прямой спиной на стуле.
  2. Закрываем глаза, и настраиваемся 1-2 минуты: успокаиваем ум, отпускаем все мысли. Помогает при этом расслабить лицо и кисти рук, живот и ступни ног, и понаблюдать процесс своего дыхания, не вмешиваясь в него.
  3. Затем делаем такую дыхательную технику (аналогичную Нади-Шодхана пранаяме): зажимаем правую ноздрю большим пальцем правой руки и медленно вдыхаем через левую ноздрю, потом зажимаем левую ноздрю (обе зажаты) и выполняем задержку дыхания с воздухом внутри (Антар-Кумбхака). В правильной Антар-Кумбхаке, с точки зрения физиологии йоги, спина прямая, лицо расслаблено, подбородок опущен (Джаландхара-бандха), но голосовая щель открыта, и есть напряжение инспираторных дыхательных мышц (т.е. по ощущениям — легкое «раскрывающее» напряжение грудной клетки). Задержку держим не до предела, а в комфорте, без перенапряжения (не должно быть острого желания вдохнуть или выдохнуть, «отдышаться», «перевести дух»).
  4. Во время задержки дыхания мысленно повторяем мантру ОМ, при этом направляем внимание в область солнечного сплетения. Внимание при этом не «напрягается» (так что на лбу пот выступает!) а просто присутствует в этой области. На первом уровне освоения этой техники мы как бы мысленно «смотрим» из головы туда, в живот. На следующем уровне мы как бы «находимся» в животе нашим вниманием, словно смотрим уже оттуда. Чувствительные к токам энергии люди заметят, когда техника «заработает»: воображение запустит реальный процесс, и чакра «завибрирует». Делая концентрацию на области Манипуры, мы таким образом направляем туда дополнительную прану, жизненную энергию. Если появляются мысли, думать лучше так: «Я дышу праной, счастьем, радостью, силой и бодростью». Можно также представлять в области живота и солнечного сплетения светящуюся сферу ярко-желтого света (или огненную). Адепты могут выполнять полную визуализацию Манипура-чакры (ее подробное описание: с животным, символом и биджа-мантрой — можно найти в интернете или в книгах Шивананды и его ученика, Сатьянанды).
  5. Затем следует медленный, контролируемый выдох через правую ноздрю; и опять задержка (с концентрацией на области солнечного сплетения, как и при задержке на вдохе). Затем — вдох через правую ноздрю, задержка, и выдох через левую. Это один полный цикл. Надо сделать 12 таких циклов.
  6. Дышим мы по несложной схеме (как в Нади Шодхана пранаяме): вдох-задержка-выдох через другую ноздрю-задержка-вдох через ту же ноздрю-задержка-выдох через другую ноздрю. Практика начинается с вдоха через левую ноздрю и (через 12 кругов) заканчивается выдохом через нее же.
  7. Лучшее время для данной практики — утро, т.к. она обладает бодрящим эффектом и способствует решению жизненных задач в течение дня.
  8. Эту технику можно делать при страхах, тревожности, депрессии, вялости, а также в качестве средства укрепления воли (скажем, если вы сейчас избавляетесь от вредной привычки или сидите на диете, готовитесь к экзамену или публичному выступлению и т.п.).
  9. С точки зрения йоговской дисциплины, эта практика нарабатывает способность к медитации, и является настоящей техникой медитации, приводящей к достижению высших ступеней восьмиступенчатой йоги Патанджали.
  10. Иногда в практике может наблюдаться своего рода «побочный эффект»: концентрация внимания на самой чакре (или пране) становится настолько сильной, что происходит спонтанная задержка дыхания, и одновременно как бы пропадает память о предыдущих и последующих действиях, человек сразу теряет счет кругов и может даже не знать, что дальше — вдох или выдох, и через какую ноздрю! Пугаться этого не стоит, ругать себя тоже, просто продолжайте практику так, как получается. Главное — практиковать, а подсчет кругов, в конечном счете, вторичен.
  11. Заниматься лучше всего в тихом, спокойном месте, где вас никто и ничто не потревожит, и желательно в одно и то же время суток, на умеренно пустой желудок.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga


Алексей Соколовский
Алексей СоколовскийПреподаватель классической Хатха-йоги («по Сатьянанде»), практикующий йогу более 15 лет. Ведущий выездных семинаров по йоге.




Магазин Хануман.ру

Все товары для практики йоги и все необходимое оборудование для йога-центра. Огромный выбор ковриков для йоги! Самые высокие стандарты сервиса! Мы внимательны к каждому клиенту, поэтому они часто становятся нашими друзьями!

Футболка женская

Футболка женская

Футболка строгой, элегантной расцветки. Создает красивый, женственный образ. Цвета не полиняют даже после многих стирок, отличное качество.

899 рублей

Коврик для йоги «Ришикеш»

Коврик для йоги «Ришикеш»

Доступный и качественный коврик для практик в любом месте

Толщина: 4,5 мм.

Размеры (вес): 183×60 см (1.6кг), 200×60 см (1.6кг) и 200×80см (1.7кг).

Материал: ПВХ

Производитель: Fa Bodhi

2390 рублей

ВХод

Забыли пароль?