«Опасные связи», или как избежать перекосов в практике

9 январь 2014, 10:23

«Опасные связи», или как избежать перекосов в практике

Существует теория, которая доминирует в йоговской литературе эпохи Веданты («Конца Вед»), что все в окружающем нас феноменальном мире — «Майе», или, говоря современным языком, «Матрице» — великолепном мираже, который мы называем реальностью, держится только на нашей вере, убежденности в реальности того или иного объекта или явления. Верит человек, что йога решает бизнес-проблемы — так для него йога и действительно решает бизнес-проблемы: «сама» и кредиты отдает, и наращивает обороты, и отводит от фирмы проблемных сотрудников. Верит человек, что пранаямы помогут ему бросить курить — так и выходит. Верит женщина, что Бхакти-йога или Инь-йога поможет стать очаровательнее и найти идеального мужа — и находит! Потому что опять же, обращаясь к истокам йогической философии (Веданте), фактически, нет никакой «йоги», и тем более «разных» йог. Существует лишь высшее сознание-намерение, которое может быть осознанного или неосознанно, и лично в нашей жизни — рассеяно или сфокусировано. Понятно, что такая концентрация вполне достижима с помощью практик, которые для удобства (чтобы не путать с другими) называются «йогическими». Все это, изначально, сугубо прагматические и «честные» дисциплины, доступные любому человеку без ограничений, лишенные религиозности, коммерции, избраннического пафоса и наслоений личности учителя («авторских» моментов).

Но в наши дни все усложнилось — сколько учителей, столько и «йог», фактически. Так что современному ученику йоги придется на пути к победе пройти своеобразное «закаливание» или «вакцинацию» против перекосов, которых у нас на Западе множество. Почему так много их — потому что йога для нас импортируется издалека — из глубины веков (время не пощадило многие йогические концепции, как и учения великих религиозных пророков!), да еще через специфический фильтр Индии-матушки — того, как йогу понимают современные индусы. А потом еще накладывается то, как эту «индийскую йогу» поняли ее первые западные последователи, вдохновенные популяризаторы (вроде Вивекананды или Айенгара), и коммерциализаторы (невольно вспоминаются имена Бикрама, Барона Баптиста и др.). Что имеем в итоге? Перевод текста с санскрита а английский и потом на русский популярным интернет-переводчиком — это еще щадящее сравнение... Впрочем, никто ведь и не обещал, что будет легко.

Если некритически и без знакомства с текстами хотя бы нескольких популярных первоисточников* начать практику, вероятнее всего появятся нежелательные перекосы. Какие они бывают?

1. Йога и физкультура. Это довольно очевидная ловушка. Характерная фраза: «Больше, выше, сильнее!» или «Проработай все тело с помощью йоги». Вылечивается либо общением с духовными людьми (после внимательного отбора!), либо самостоятельным знакомством с первоисточниками по йоге: Упанишадами, Тантрами, трактатами типа «Хатха-йога Прадипика», «Шива Самхита», «Гхеранда Самхита», «Йога Чудамани Упанишад», и т.д.** Ложная связь йоги и «физ-ры» обычно ведет к двум вещам: росту мышечной массы, и ложному пониманию целей и методов йоги как направления тренировки вообще. Побочный эффект: рождение множества «стилей» йоги, которые можно наблюдать в наши дни. Очень часто такая практика ведет к получению многочисленных трамв, и если адепт не угомонится на этом этапе — к полной потере чувства адекватности, непомерному росту эго — и статусу йога-Гуру в преклонные годы (примеров масса), наличию собственной «стиля», школы, учебников и массы последователей. Об этом достаточно публикаций и в отечественной, и в западной прессе. Фактически, «спортивная йога» привлекает лишь людей, далеких от настоящей йогической практики, ставящих лишь прикладные цели (спортивные, опять же), и совсем не заманчива для тех, кто практикует «по классике». Сомневающиеся могут почитать «Йога-сутры» Патанджали, или — на более современный вкус — книгу В. Бойко «Йога. Искусство коммуникации» — и там, и там сказано достаточно по этому поводу.

2. Йога и физиология, йога и «личностное развитие». Более утонченная ловушка, чем предыдущая. Характерная фраза «в губчатых складках легких при неполном выдохе остаются невысказанные эмоции, обиды, переживания». Ошибка в том, что (из-за банального непонимания истинного смысла терминов и практик) грубое мешается с тонким, физиология с эзотерикой, эзотерика с личностным развитием и деготь с медом — получаемый компот невозможно переварить. Характерной ошибкой такого перекоса является примитивное, потребительское осмысление таких сугубо эзотерических (т.е. внутренних, и не имеющих коммерческого применения), иррациональных и физиологически не существенных, «бесполезных» с точки зрения банальной логики феноменов, как Кундалини, чакры, прана, медитация, третий глаз, карма и тому подобное. Официальная медицина до сих пор отрицает наличие у человека даже пранического тела, не говоря уже о более тонких оболочках (причинное или астральное тело). Поэтому в видении современной физиологии йога — не более чем физкульутра. Однако действие йоги не объясняется лишь одной «физикой», без принятия хотя бы чакровой системы как факт настоящая йога невозможна. Если ты не веришь в существование тонких структур, ни один йог тебе никогда ничего не докажет — в твоей солнечной системе вращаются только мясо, кости, связки и сухожилия — вот с этим и работай. Как ни рекламируют «йогу для похудания» на благо всего человечества, а все же по факту ни один из перечисленных выше феноменов (чакры, Кундалини и проч.) не может — да и не должен! — способствовать ни улучшению здоровья, ни приобретению способности «влиять на людей и выступать публично» или фокусировать в своей жизни материальные блага, ни укреплять семейные отношения, или повышать качество секса. То, что многие преподаватели задают своим клиентам такие цели в практике йоги — из корыстных ли соображений или из желания хитростью заманить массы на путь йоги через такие уловки — это целиком на их совести. Изначально в йогу брали не всех, кто хочет, и кто готов платить, но зато и давали в полном объеме, а не «скрутки для похудания». Стоит признать, что йога и бхога (наслаждение материальной выгодой) идут разными путями, и усидеть на двух стульях еще не удавалось никому: в ходе практики придется выбрать, йога или бизнес, йога или бодибилдинг, и т.п. Если обратиться за советом к первоисточникам (то му же Патанджали и т.п.), настоящий йог должен вначале «умереть» для желаний эго, и делать йогу ради самой йоги, если хочет получить существенный прогресс в сфере самопознания.

Часто встречается смешанный тип «порочной связи» (1+2): на «физиологический» тип ошибочной практики (физиологический подход) плюсуется 2й тип. В итоге человек практикует грубые практики, но представляет себе всевозможные чудеса, при этом имеющие непосредственно отношение к состоянию его банковского счета. Результат: прогресс в практики воображаем, прогресс в бизнесе происходит или не происходит, независимо от йоги (как оно и должно быть), качество секса не увеличивается, время идет, лысина растет. Человек лавирует между разными «Гуру», каждый (или каждая) из которых: а) материально обеспечен и даже богат, и б) «реализован» , «инициирован» и «Просветлен» — отдавая им кучу денег и времени.

3. Йога и психология. Очень коварная ловушка для интеллектуально ориентированных, но не особо подкованных в йоге людей. Характерная фраза «Анахата-чакру блокируют детские обиды и несчастная любовь в подростковом возрасте, и разблокирует бескорыстное служение» или «психология дополняет йогу». Факт в том, что ни йога не нуждается в философии, ни философия в йоге. Они оперируют разными понятиями, категориями, терминами, и что важнее, логика их применения диаметрально противоположна. Йога предлагает разные способы реализовать, что каждый носит в своем сердце, в основе существа изначально и вечно чистый, непоколебимый Брахман (Атман, душу), которую нужно реализовать, а все остальное неважно. Йога стремится подавить, остановить ум и растворить его желания. Психология показывает, как заставить машину ума работать еще эффективнее, и реализовать по максимуму его (свои) желания. Психология не копает так глубоко как йога, она лишь стремится интегрировать уровень ума (Читта и Манас в йоге), или максимум подсознательного и бессознательного (что в йоге реализуется в практике Йога-нидры и медитации), не предлагая работу с более глубокими структурами (праной, причинным телом, чакрами, грантхами, Кундалини). Многие корыстные психологи пытаются запрыгнуть на паровоз йоги со своими псевдойогическими семинарами, на которых в обертке йоги продают чистую психологию. Они используют йогическую терминологию, пользуются йогическими терминами, и не подозревая их истинного значения, и тем более — применения. Под руководством этих ограниченных людей можно лишь навредить своей практике йоги и запутаться психологически. Профессиональные психологи (как врачи-педиатры и шахтеры, и преподаватели начальных классов) делают свое нужное, хорошее дело, а вот смешивать эти две науки не следует. Стоит признать, что сравнению с йогой психология весьма ограниченная, узко направленная наука, поэтому если человек уже серьезно познакомился с йогой, психология ему не нужна, не нужно отдельно брать уроки по акробатике или курсы анатомии: йога включает все что нужно, остальное — лишь будет отвлекать. Психология — хорошая штука, и в некотором объеме психология нужна, чтобы расчистить Авгиевы конюшни комплексов и ограничений ума, но продвинутым йогам психология уже не нужна. Опытный йог отказывается играть в игры ума, разрубая этот гордиев узел раз и навсегда, без сапоанализа: в ходе медитации, Йога-нидры и др. практик имеет место скорее «автоматическая», без участи интллекта, интеграция личности. Йог — это прежде всего человек, который способен решить свои проблемы сам, без помощи психоаналитика, коуча или психотерапевта, т.к. сам специалист по сознанию, и «копает» гораздо глубже.

4. Йога и религия, йога и поиски наставника — Гуру. Еще более утонченная ловушка. Характерная фраза: «Кундалини, несомненно, поднимется милостью нашего МахаГуру 108 Шри Шри Шри Падмахарирама Прабхусвами джи», или «Йога Архангелов доступна всем в нашу Эпоху Водолея». Одна из самых опасных «порочных связей» потому, что для некоторых такой подход... работает, до известной степени. В такой же степени, в какой религия является одним из путей йоги, как и служение Гуру. Но надо понимать, что йога — это, в первую очередь, учение для людей, которым не нужен ни большой папочка, ни Большой Вселенский Маха-Отец, который будет их хвалить, наставлять, и наказывать в случае чего. Йог человек который проводит над собой эксперимент длинной в жизнь, и берет на СЕБЯ ответственность за последствия. Йог может следовать каким-либо регилиозным предписаниям, но делает это скорее по традиции или из вежливости, соотвественно своим прошлым наклонностям или культуре местности, в которой он проживает в данный момент. Йог не надеется на бога или божеств, ни на архангелов или мессий, или других проявлений Великой иллюзии, в деле самореализации. Он понимает, что высшая самореализация не может быть достигнута только совершением хороших поступков, ни служением богу и выполнением сложнейших (или простейших) ритуалов, ни другими действиями в Самсаре. Ни один величайший Гуру не способен просветлить своих учеников — прозреть свою истинную суть и реализоваться каждый должен сам. Даже ученикам таких величайших из Гуру, как Будда, Христос, Крия Йога Бабаджи — пришлось приложить немало усилий, чтобы просветлеть. Они могли лечить наложением рук — но не просветлять! Если вам нравится какая-либо дружественная йоге религиозная община — прежде всего, узнайте из достоверных источников, много ли ее членов в прошлом достигли Самореализации: это не издевка, такие общины есть (например, в Бирме). Как и психология, религия сама по себе — не противоречит йоге, и не плоха, но в сочетании с йогой дает непредсказуемый результат, чаще всего не имеющий ничего общего с йогой.

Кроме того, на тему Гуру выскажу личное мнение (я много поездил по Индии, имею на это право), для тех, кто искренне ищет Гуру: сложно сказать, какой была Индия в Золотую и Серебряную эпоху, но сейчас это весьма патриархальная страна, в которой на истинную духовную науку (йогу) сильно наложилось и мусульманское мировосприятие, и собственные культурные наслоения (Смрити Дхарма Шастры и в целом такое явление как «брахманизм»). В наши дни то, что европеец может почерпнуть из бесед и занятий с настоящими Мастерами и первоисточников, в благословенной Индии предлагается получать, годами «кармайожа» в ашрамных сортирах или прислуживая у лотосных стоп (и на кухне) самоназванных «гуру» и «свами».

5. Йога и преподавание йоги. Стоит оговориться, что практика йоги и ее преподавание- не «опасная связь» сама по себе, но в силу определенных причин зачастую такой становится. Как? Скажу из личного опыта: личная практика йоги и преподавание йоги в качестве основной работы — вещи трудносовместимые. Если ты проводишь 2-3 занятия и замены по физической йоге (асанам) в день (а иначе заработать на жизнь в большом городе нерально), при этом перемещаясь по городу между разными йога-центрами, скорее всего — на личную практику времени будет мало. Кроме того, почти наверняка придется ложиться поздно, питаться неправильно, объем стресса будет велик. В итоге какой бы сильный и целеустремленный человек не был, его режим дня и питание будут не йогическими, и объем получаемой информации (стресса) будет так велик, что не позволит ни прорабатывать собственные самскары (чистить сознание), ни утверждаться в Самьяме (йогической концентрации), ни растить покой в душе (поэтомоу многие вполне знающие йога-преподы в Большом городе становятся либо циниками, либо гедонистами, а зачастую и тем и тем одновременно). Кроме того, преподавать йогу можно только в большом городе, где вибрации миллионов людей почти не дают возможности установить настоящую медитацию (т.к. на тонком плане царит полный хаос), это реально только для уже реализованного Мастера. Для начальной практики йоги большой город подходит, для преподавания физической йоги — подходит, а вот для того что бы перейти на более глубокий уровень личной практики (для тех, кому оно уже надо! их немного) — придется иногда устраивать себе «отпуск» на несколько месяцев уходить от дел и заниматься собой, в подходящем (тихом и чистом во всех отношениях) месте. Преподаватель понимает, что в том виде, в каком йога преподается на Западе (т.е. у нас) сейчас, это вообще обычно не йога, а физическая культура, либо йога-терапия. Для полноты картины стоит сказать, что в таком виде, в каком йога преподается сейчас в легендарной Индии — это тоже не йога, а либо религия (хотя есть и сохранившиеся центры и Школы йоги), либо, опять же, физ-ра. Как подчеркивают многие известные преподаватели йоги Москвы (в т.ч., например, Денис Заенчковский), преподавание йоги — это не замена личной практики, а всего лишь здоровый (при хорошей подготовке) и честный (при правильной мотивации) способ заработать на жизнь. То есть, если преподавание йоги лично вам мешает практиковать... «ну ее, это преподавание». Типичное желание новообращенного (профана) — стать йога-амбассадором, крестоносцем — т.е. нести правду всем-всем-всем остальным (нечестивым неверным и несчастным дикарям) во-первых, тщетно, а во-вторых, опасно как для себя, так и для окружающих (опасно и для здоровья, и для истинного роста, духовного прогресса особенно). Новички, не тешьте себя надеждой спасти мир, преподавая азы Хатха-йоги всем кому ни попадя — вначале стоит по-настоящему спасись самому; Иисус сказал еще давно: «Если слепой ведет слепого, оба упадут в яму» (Фома, 39). Первые 5-10 лет практики йоги лучше посвятить себя, любимому (любимой), это будет лучший подарок себе и вашим будущим ученикам. Человек, который год-два или меньше назад начал заниматься йогой, и уже преподает, опасен для себя и окружающих (лучшая терапия — изоляция в йога-ретрите)! Однако стоит отличать обычного работящего преподавателя (они безобидны и делают нужное дело!) и лже-гуру, который строит йога-бренд и формирует аудиторию семинаров (т.е. создает кормушку). Лже-гуру может быть либо циничным, либо сам запутался (см. все вышестоящие пункты!). Многие такие неудачники от йоги прикрываются флагом «спасения вселенной», ибо сами потеряли нить йоги и личной практики уже давно, и просто зарабатывают (немалые, но нечестные) деньги. А как отличить — очень просто: просмотрите еще раз этот материал по пунктам, чтобы выявить перекосы в преподавании того или иного персонажа; если перекосов нет — перед вами честный работящий преподаватель который жертвует собственным драгоценным временем, чтобы передать вам азы йоги!

* «Йога-сутры Патанджали», «Хатха Йога прадипика», «Шива-сутры», «Бхагават-гита» — это своего рода камертон, общепризанный эталон в йоге. Без знакомства с этой мало-мальской теорией вряд ли можно верно осмыслить свою практику йоги, т.к. идти придется на ощупь, изобретая велосипед.

** Большую и благородную работу в популяризации этого слоя йоги делает, например, известный московский преподаватель Илья Журавлев: он озвучивает основные Упанишады и выкладывает на своем сайте в открытом доступе.