Ответы на вопросы читателей

1 март 2018, 10:53

Ответы на вопросы читателей

ВОПРОС: Ом мани падме хум/ ваджра гуру-мантра/ харе-кришна мантра/ гаятри-мантра/ ОМ/ маха-мритьюнджая мантра/ ом намах шивайя — какую из этих мантр можете порекомендовать для нашего времени. Какая проста в практике и не требует посвящения и передачи по цепи, преемственности от учителя — то есть можно читать любому человеку? И можно ли читать несколько мантр или нужна преданность одной, и сколько по времени в день? А может, чем больше тем лучше? Не будет ли вреда, если читать, слушать в плеере как можно больше?

ОТВЕТ: Насколько я знаю, «Ом Мани Падме Хум» мантра, как и Ом, не требует посвящения. Но есть ей разновидности (более мощные), на которые несложно получить посвящение в Москве (если есть желание, конечно). О подробностях (таких, как Самайя) уточняйте у Мастера, который будет Вам делать посвящение в мантру. Очень разные условия на разных посвящениях. Иногда может потребоваться принять прибежище в буддизм, иногда — нет.

Йогическая мантра «ОМ» (она же «АУМ») точно не требует посвящения. И считается самой мощной мантрой в йоге. Но, читать её лучше одновременно с медитацией на её тайный («эзотерический») смысл, ведь именно такое чтение-повторение воспевается в авторитетных текстах йоги (Упанишадах и т.п.). То есть, во время чтения мантры, ум желательно сфокусировать на идее бесконечности или Ничто («Не то, не то»), вот тогда быстро пойдёт эффект. Это Шанти-мантра, т.е. эффект будет именно на уровне ума: ум будет успокаиваться, останавливаться.

В школе Сатьянанда-йоги, которой я занимаюсь, для практики рекомендуется 1 мантра для целеустремлённого повторения — ваша «основная» мантра. Но на практике ведь никто не запрещает слушать и другие. Главное, про основную не забыть, и уделять ей достаточно времени в течение суток. То есть, если вы читаете другие мантры — то не вместо, а помимо основной. Основная мантра, вероятнее всего, будет у вас меняться с годами, так что не унывайте что «вот теперь это навсегда». По моему личному опыту, эффект идёт заметно если читать «свою» (выбранную на этом этапе) мантра минимум по 1 часу в день, за 1 присест. В крайнем случае, в 2 подхода по 30 мин в течение дня, и каждый день. А потом в течение дня можно, если есть желание и время, слушать другие мантры. (Ту, основную, уже лучше не слушать, «смажется» эффект). Мне вот так срабатывает лучше всего.

Но можно и даже просто слушать мантры в плеере, особенно если хорошее исполнение — это уж точно не повредит, не вижу как может возникнуть вред! Это тоже практика — «Шравана» слушание. т.к. любая мантра имеет глубокий смысл, воспеваемый в Ведах и др. писаниях. И тут нет противоречий между , например, «Ом Мани Падме Хум» и, скажем, «ОМ» или «Ом Намах Шивая». Все этим мантры имеют сходный эффект — Шанти-карму (успокаивающе воздействуют на наш беспокойный ум). Не стоит наобум слушать «защитные» мантры, взятые из интернета, и конечно не стоит читать липовые «мантры на богатство», которыми тоже полон интернет, как клоака. Богатство с помощью чтение мантр должно копиться внутри, иначе это Бхога, а не Йога, самообман, а не самопознание. В целом, вы сможете наблюдать эффекты чтения той или иной мантры, и принять для себя решение после 1-2 недель ежедневного чтения. Если мантра вам «не подойдёт», просто перестанете её слушать\читать, вот и всё.

А ещё, можно провести эксперимент: взять сборник мантр, в течение 2-3 часов его хорошенько послушать, и посмотреть на свои ощущения, какая мантра вам больше отзовётся.. Она, вероятно, вам на данном этапе в жизни, и «нужнее». Ваша основная мантра должна быть вам приятна по ощущениям: включая и значение, и звучание — иначе постепенно будет расти отторжение и раздражение от такой «практики». По той же причине, не надо делать защитные и другие целевые мантры основными.

Напоследок, скажу, что, в любом случае, чем больше читаешь тем лучше, с посвящением или без. Даже если практики идёт неправильно, то если работать интенсивно, ошибки станут очевидно быстро, а если заниматься лениво, то могут пройти месяцы, если не годы. Стоит ли откладывать получение результатов мантра-йоги (или осознание своей ошибки)?

ВОПРОС: Доброго времени суток. Подскажите, пожалуйста, существует ли пранаяма, или способ дыхания для преодоления или снижения стресса в момент его совершения, например на соревнованиях или в уличном поединке? Я понимаю что это защитная реакция нашего организма «бей \ беги», которая регулируется адреналином. Но все же существуют ситуации, в которых, как мне кажется, она уж слишком ярко выражена. И было бы неплохо иметь возможность её немного притормаживать.

ОТВЕТ: Здравствуйте, уважаемый! По поводу поединков — вопрос к Сенсею(-ям) восточных единоборств. Вероятнее всего, тут необходима личная, очная работа с Мастером. А не мой заочный совет. За уличный бой тоже не скажу — подозреваю, что там важнее не стресс побороть, а быстро нанести болезненный урон, лишить противника инициативы (например, ударом в основание носа или ударами в челюсть), то есть эффективно дезориентировать его, нанеся при этом минимальные увечья. И\или быстро, резко уйти, убежать. Так что природные реакции агрессии\бегства в равной степени хороши в уличном конфликте. Делать пранаяму тут Вы просто не успеете: всё происходит на уровне рефлексов — они либо наработаны, либо нет. Типичная уличная драка занимает не более 10-30 секунд. Опять же, если оставить в стороне эго и гордыню, то в ситуации грабежа или хулиганства, банально быстро убежать из зоны конфликта в данном случае равнозначно решению проблемы на 100%, и тут не нужно пранаямы пранаямить.

Сформулируем вопрос по-другому — как неопасный для жизни и здоровья стресс снизить, — скажем, на работе получили неприятный звонок, адреналин пошёл, сердце бьется, четвёртая за утро чашка кофе в руке дрожит, губы дрожат, «и скучно и грустно и некому морду набить» — вот это наш случай. То есть, случай, когда рационально применение техни йоги. Здесь конфликт больше воображаемый, чем реальный (даже если к вам проявили неуважение, скорее всего это случилось из-за отсутствия воспитания и выдающихся личных качеств другого человека, и ситация имеет к вам миниальное отношение, она «безлична»). Ударить некого, да и незачем — и бежать тоже некуда и незачем. Вот тут как раз так и можно применить любую «успокаивающую» пранаяму, их несколько (скажу о самых популярных):

  • Анулом-Вилом (одна из самых простых и действенных)
  • дыхание животом (тоже простейшая и работает) или Полное йоговское дыхание (оно включает и дыхание животом тоже)
  • Нади Шодхана пранаяма (посложнее, но и фактор медитативности повыше)
  • Самавета (без потери «движка» но тоже успокаивает)
  • Уджайи («выбор редакции» — к сожалению есть минус, что она сопровождается призвуком — если ее делать, окружающие могут удивиться).

Кроме того, третий случай — фоновый дистресс. Сейчас у населения объем стресса в среднем нездорово велик. Скажем, у человека кредит, который тяжело и долго теперь отдавать. И как только он об этом кредите вспоминает, в кровь сразу — бамс! — доза адреналина. Не нужного, т.к. бить по лицу некого, и не зачем, ситуации это не поможет, да и убегать тоже не от кого. Но адреналин всё равно выделяется, т.к. страшно и хочется биться... Вот тут помогают пранаямы. а ещё лучше — регулярно и йогу делать (тут регуляция ещё и более длинных циклов, таких как пищеварение, обмен веществ, деятельность сердца, дыхательные шаблоны и тп).. и Йога-нидру (это «тяжёлая артиллерия» расслабления уже).. И какие-нибудь "очистительные «медитации типа Тратака или Чидакаша-дхарана.. Всё это вместе уже, к сожалению, довольно много времени отнимет, тут уже «надо йогом быть». А вот 5-15 минут подышать особым образом — это не затруднит...

Существуют давно известные науке методы борьбы с дистрессом (фоновым стрессом): аутотренинг, ТМ («трансцендентальная медитация»), массаж, физические упражнения, баня, закаливание, фитотерапия, и, конечно, приём антидепрессантов. Всё имеет право быть применено в каждом конкретном случае, по рекомендации врача. И совестимо со многими практиками йоги.

напоследок, подборка моих публикаций по пранаяме. (А не моих в Сети вообще море, по ключевым словам можно и видео на ютубе найти!)

Пранаямы:

Я ответил очень длинно и занял много Вашего времени. Надеюсь, что-то было полезно!

ВОПРОС: Здравствуйте, Алексей! Прочитал на сайте технику выполнения Мула-бандха. Хотел бы уточнить порядок выполнения упражнения — когда сжимать область промежности — на вдохе или на выдохе. На Вашем сайте рекомендуют — на вдохе. А Ринад Минвалеев, известный последователь тибетской йоги, рекомендует сжатие промежности на выдохе. Как же правильно выполнять? Помогите новичку. (Сергей Михайлович)

ОТВЕТ: В каждой школе йоги бандхи делают чуть по-другому, это нормально. И каждый опытный Мастер тоже делает всё немного по-своему. Так что, в любом случае, опыт уважаемого Р. Минвалеева стоит учесть. Знаете, я вот сейчас попробовал по несколько минут и так и так. Может, конечно, это самовнушение (я делаю всегда на вдохе уже второй десяток лет). Н,о по моим ощущениям, именно на вдохе сжимать всё-таки мощнее!) Не исключено, что самовнушение! С уважением.