Смерть на йоге. Травмоопасные асаны и причины травм

7 май 2015, 09:12

Смерть на йоге. Травмоопасные асаны и причины травм

В наше время многие школы йоги — это не более чем попытка заставить людей прыгнуть выше головы.
Глэнн Блэк, преподаватель Йоги Айенгара, йогатерапевт (США)

На Западе в последнее десятилетие активно заговорили про травмы на йоге. В частности, такая тенденция наблюдается сейчас в США. «Первая в мире демократия» и страна «желтого дьявола» (по Горькому) — США явились своего рода локомотивом, выведшим на первый план такие никому неизвестные, а подчас и не существовавшие вовсе еще сто лет назад, дисциплины, как Виньяса-йога, Йога Айенгара, Кундалини-йога, Бикрам-йога и другие подобные «бренд-йоги». Статьи о травмах в практике йоги появлялись (особенно начиная с 2000-2002 гг), в целом ряде крупных изданий, в том числе «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон Пост», и даже в обычно весьма оптимистичном «Йога Джорнал». Часто врачи и сами преподаватели критиковали Бикрам-йогу, но доставалось и «безопасной» Хатхе, и другим, в том числе зачастую подвижным физкультурным авторским стилям-брендам 20го века. Иногда градус осуждения даже доходил до полного отрицания полезности йоги — что, конечно, уже за пределами логики.

Врачам и ученым у йогов доверия нет. «Наши», да и западные, врачи нередко демонстрируют отсутствие действительных и глубоких знаний о механизмах воздействия хатха-йоги, и в своих суждениях (обычно негативных) ссылаются на устаревшие, уже опровергнутые новыми исследованиями, прадедушкины теории эпохи Менделеева, если не Михайло Ломоносова. Либо вообще просто не сведущи в рассматриваемых вопросах. Так, например, записавшись на развернутый анализ крови в одной из крупнейших частных клиник г. Москвы, я узнал от врача в белом халате, что (цитирую дословно) «вегетарианство приводит к дебюту шизофрении». И это просто одна капля в в море вопиющего непрофессионализма. Неудивительно, к мнениям врачей о йоге сами практикующие привыкли относиться... тактично говоря, без особого внимания.

Но дыма без огня не бывает.

«Нет ничего удивительного в том, что практика, предметом гордости которой является скручивание человеческого тела в самые невообразимые узлы, может принести много вреда» — отмечает ученый и опытный йог Уильям Броуд, автор книги-бестселлера «Научная йога. Демистификация» (2013г.).

Действительно, почему у нас не вызывает сомнений возможность травм в таких видах спорта, как горные лыжи (поправляйся, Шуми!), спортивная гимнастика, и даже футбол — но нам сложно представить, что эта «безопасная, как молоко матери» (по выражению одного из популяризаторов йоги 20го века, Свами Гитананды) может нанести хоть какой-то вред.

От травм не застрахован ни один вид йоги, даже такой безопасный и «терапевтический», как Йога Айенгара — ведь в основном, все зависит от того, КАК, а не ЧТО делают студенты на занятии. Многочисленные травмы самого покойного Маэстро Айенгара — тому беззвучное подтверждение.

Без сомнений можно сказать, что 90% процентов людей приходят на йогу уже имея, мягко говоря, ограничения по здоровью. А говоря откровенно, подорвав свое здоровье свинским образом жизни. Преподавателям йоги, которым надо на жизнь (а то и на семью и детей) зарабатывать, делать нечего — приходится как-то выкручиваться. Так серьезная дисциплина для здоровых избранных людей превращается в вечерний клуб по интересам для домохозяек, пенсионеров, людей с психическими отклонениями и худеющих. То есть, практика до предела облегчается, в искренней попытке сделать ее безопасной. Другие преподаватели, более агрессивные и эгоистичные по натуре, просто напрочь игнорируют состояние здоровья «подопытных», студентов, всех и по отдельности, и так рождаются «динамичные», «мужские», «силовые», «продвинутые» стили йоги.

Безусловно, практика йоги предполагает вдумчивое освоение, тщательную отработку каждой новой асаны, внимание к своему телу... да и еще много чего, что на групповых занятиях, когда в зале занимается по 10-15 человек, просто невозможно проконтролировать.

В древних текстах, трактатах по йоге — нет ни слова о травмах. Почему? Может быть, потому, что изначально йогой занимались один на один: учитель и его ученик. Сейчас йога стала групповым видом занятий. Да и то сказать, индивидуальные уроки по йоге немногие могут себе позволить.

Кошелек — или жизнь!

Преподаватели «Йоги Айенгара» — одного из самых успешных авторских йогабрендов 20-го века — придумывают все более безопасные вариации известных поз. На занятиях используется масса «вспомогательных материалов» — так называемых «пропсов». Это и пледы, и дополнительные коврики, и стулья, и блоки, и ремни, и даже скамьи специальной формы. Проблемного студента буквально обкладывают пропсами. Хорошо это или плохо? С точки зрения травмобезопасности — однозначно, хорошо. Другое дело, сможет ли потом человек достичь такого уровня практики, чтобы отбросить эти «костыли», или так и понесет их по жизни? И будет еще и другим людям в Сарвангасане руки ремнями стягивать? В любом случае, Йогу Айенгара с ее пропасами, а также подчеркнуто облегченную и аккуратную «Классическую йогу Виктра Бойко» можно отнести к условно-безопасным стилям.

Многие преподаватели идут по совершенно другому пути. И правда, чем трястись над истекающим потом студентом, что-то пытатья доказать, предостеречь — а эго студента требует явных достижений, а не соблюдения техники безопасности! — гораздо веселее мотивировать учеников делать больше, «раздвигать границы» своих возможностей«. В общем, вести занятие точно так же, как на фитнесе. Это способствует популярности преподавателя, и хорошему настроению студентов. Подкрепляет иллюзию достижений, успехов. Люди не хотят слушать об ограничениях поз йоги, максимум они хотят знать, какую пользу они могут принести. А еще чаще — просто ждут мотивации, платят за нее, и получают ее, по спортивному типу. Результат? Красивые «селфи» и много травм.

По моему мнению, честный преподаватель никогда не будет ставить агрессивную, динамичную музыку на занятии. Не будет мотивировать учеников делать асаны на пределе текущих возможностей. Не будет подталкивать их в спину, тянуть, поощрять — чтобы углубили позу.

Не говоря об опасности травмы, в глубине ли позы смысл йоги? Не превращает ли это практику йоги в физкультуру или гимнастику? Может быть, сначала надо разобраться, чем йога радикально отличается от цирковой гимнастики?

Далеко не все преподаватели умеют править учеников. И далеко не все даже внимательно следят за ними. А уж вносить модификации в практику асан для каждого ученика индивидуально вообще не всегда возможно — при той поточности, массовости, которая обеспечивает преподавателям йоги пропитание за счет групповых занятий!

Делать акцент в практик на достижение, а не на осознанность и расслабление в позах йоги — дорога к популярности, и дорога к травмам.

Я слышал про преподавателей, которые ставят на занятии музыку «Rammstein», толкают и даже «шутливо» бьют учеников, наказывают кругами Сурья-намаскара за ошибку, жестко правят (например, садятся на спину человеку, принявшему Пасчимоттанасану или Курмасану и т.д.), унижают словесно. На мой взгляд, такие маргинальные проявления эго преподавателя в йоге мало того что постыдны — главное, они очень опасны для студентов.

Звёздные преподаватели и нас, и за рубежом обычно зациклены на своей популярности, и на каждом классе словно пытаются доказать, что именно они из вас выжмут все соки, заствят «работать» (слово, вообще несовместимое с йогой, по-моему!). Я знаю это не понаслышке, так как иногда посещаю классы известных преподавателей, в том числе заграничных. Не говоря уже о том, что в целях йоги не значится достижение цирковой гибкости или силы, как у специалиста по восточным единоборства, или гибкости, как в балетной школе — но и просто анатомические особенности человека могут не позволять продвинуться дальше определенного предела гибкости. А надо ли? Может быть, такой преподаватель просто не хочет усложнять себе жизнь, и рисковать потерять богатых, но приземленно мыслящих клиентов, не говоря ни о необходимости осознанного расслабления, ни о концентрации по чакрам, ни о наблюдении за умом в асанах, ни о том, что физкультурнаая составляющая — глубина вхождения в позу — для того, чтобы асана положительно подействовала на здоровье, вообще не важна! Гораздо проще и перспективнее надолго — на годы! — зациклить клиента на углубление внешней формы асаны, чем начать говорить о содержании, об энергетике, и тем более — о духовности: это очень спорная, непопулярная у приземленных людей, и вообще почти что запретная в фитнес-индустрии тема! За счет этого йога превращается в жалкое подобие акробатики с индийским акцентом.

К сожалению, для многих преподавателей йоги главной мотивацией преподавать (да и заниматься йогой вообще) — является возможность заработать. А также потешить свое эго. А вовсе не достичь состояния Самадхи или Просветления — целей йоги. Стоит ли ожидать от таких классов чего-то еще, кроме бесконечной гонки за идеальной формой асан, безо всякого понимания конечного смысла того, что предлагается делать? Конечно, есть счастливые исключения — но они не меняют правила игры.

Что же делать?

  • Независимо от того, указывает на это преподаватель или нет, соблюдать самоочевидную, общую технику безопасности для всех асан. Эти данные можно почерпнуть из авторитетной литературы по йоге (это бесплатно), либо на курсах в известных школах йоги (что дорого).
  • Если у вас есть какие-либо проблемы со здоровьем сердечно-сосудистой или пищеварительной системы, позвоночника, коленей, ухо-горла-носа, глаз — обязательно ДО занятия проконсультироваться с преподавателем. Или врачом-йогатерапевтом. А также соблюдать все ограничения по здоровью по болезни, которая у вас. Например, при вашем повышенном давлении не полезно делать «Стойку на голове» — так и не делайте ее, даже если весь класс делает.
  • Постоянно, по мере сил и свободного времени, углублять свою осведомленность о противопоказаниях и технике выполнения хотя бы базовых асан и пранаям, например, с помощью чтения справочника «Асана Пранаяма Мудра Бандха», он понятен и доступен даже совсем начинающим. Существует масса аналогичной литературы, особенно на английском языке, переводы наверняка готовятся.

Далее для справки перечислены наиболее травматичные позы йоги начального и среднего уровня сложности, и возможные осложнения при неправильной практике, или же при правильной практике, однако не учитывая свои индивидуальные ограничения:

  • Поза собаки мордой вниз (Адхо мукха шванасана) — болезненный разрыв ахиллесовых сухожилий и потеря подвижности на месяцы;
  • Поза удара молнии (Ваджрасана). — частичное нарушение иннервации обеих ног и потеря подвижности ступней;
  • Поза вытяжения спины (Пасчимоттанасана) — повреждение седалищного нерва и частичный паралич ног;
  • Поза кобры (Бхуджангасана) — «парикмахерский синдром» и инсульт. Б.К.С. Айенгар в «Йога Прадипике» утверждает, что в этой асане нужно откинуть голову «как можно дальше назад». Именно это он и делает на приведенном в книге фото. Отдадим дань уважение Мастеру, тем более покойному, однако именно это врачи считают опасным. Возможно, все дело в нюансах: например, шея при этом может быть расслабленной или напряженной. Негоже спорить с маэстро Айенгаром — а все-таки, здоровье и жизнь — дороже. Для сравнения, в Шивананда-йоге в «Позе кобры» рекомендуется выстроить подбородок горизонтально, что исключает возможность указанной травмы;
  • Стойка на плечах (Сарвангасана): особенно травматична на жесткой поверхности, без коврика и пледа) — грыжа позвоночного диска, или инсульт;
  • Поза лука (Дханурасана): сужение позвоночной артерии и частично омертвение таканей, повреждение мозга;
  • Поза колеса (Чакрасана): травмы шейного отдела позвоночника, или инсульт;
  • Стойка на голове (Ширшасана): травмы шейного отдела позвоночника (компрессия дисков и смещение позвонков), или инсульт;
  • Поза захвата большого пальца ноги (Уттхита Падангуштхасана) — разрыв подколенного сухожилия;
  • Поза плуга (Халасана) — травмы шейного отдела позвоночника;
  • Поза вытянутого бокового угла (Уттхита Паршваконасана) — травмы переднего колена, поясницы, лучезапястного сустава. В этой позе также возможны падения;
  • Поза треугольника (Триконасана) — травмы переднего колена, поясницы.

Также, целый пласт травм (растяжений, вывихов), к счастью, менее опасных — травмы лучезапястного сустава, голеностопа, плечевого сустава, вывих колена. Это повреждения, которые случаются в разных позах йоги при несоблюдении требований техники безопасности. Далеко не всегда преподаватель их озвучивает, тем более что оглашать полный список противопоказаний и нюансов выполнения асаны применительно к каждой отдельной позе вряд ли реалистично. Это займет слишком много времени, в течение которого весь класс будет ждать в недоумении. Просто комично было бы озвучивать технику безопасности для каждой асаны на каждом занятии.

И, наконец, иногда практикующие просто падают в обморок во время занятия, особенно часто по статистике — на Бикрам («горячей») йоге. Также бывают случаи кратковременной потери сознания на обычной Хатха-йоге у здоровых людей при выполнении Бхастрика-пранаямы и задержек дыхания после активной практики этой и других пранаям (эффекты гипервентиляции легких и т.п.). Это не опасно, но может обескуражить, составить неверное представление о сложности йоги, или вообще отбить охоту заниматься, особенно у начинающих.

Вывод

Йога пользуется репутацией совершенно безопасной дисциплины (в противовес спорту), не в последнюю очередь благодаря частому игнорированию случаев этих самых травм самим йога-сообществом.

Студенты нередко умалчивают о травме, потому что понимают — «я допустил ее по собственной глупости». Всем хочется выглядеть на йоге подтянуто, сексуально и бодро — а про травмы забыть напрочь.

Преподаватели йоги скрывают свои травмы (и травмы своих студентов), чтобы не потерять прибыльную работу в модных йога-центрах и доверие богатых индивидуальных клиентов.

Йога-центры и фитнес-клубы молчат, в общем-то, по той же причине: им надо продать как можно больше абонементов. В случае претензий на готове хороший адвокат, и помогает полное отсутствие регулирующих постановлений. Если вы пострадали на йоге, доказать что-то и наказать виновных, а тем более получить компенсацию — почти невозможно. Поэтому предупреждать об опасностях йоги йога-центрам просто невыгодно.

На уровне международного йога-бренда все еще проще: даже самый травматичный и спорный в своей полезности «стиль» йоги получает как бы иммунитет. На каждого мультимиллионера, «Гуру» современного йога-бренда, такого как Бикрам, работает целый штат юристов. Иначе бы они просто разорились на судебных исках. И даже не потому, что какой-то модный экстремальный стиль йоги может быть по определению опасен. А потому, что люди зачастую бросаются на любую йогу как на спортивный снаряд, с отношением «больше, выше, сильнее». Кто потом виноват в случае травмы (или даже гибели занимающегося): сам студент, который не знал правил безопасности и своих ограничений, или преподаватель, который поощрял его выжимать из тела все соки, да еще и в спину подталкивал?

Давайте учтем, что преподаватель йоги не обязан и не должен быть врачом! Это человек, обученный обучить набору упражнений некого «среднего», воображамого, условно здорового занимающегося. Не всегда у преподавателя есть возможность донести всю необходимую информацию до всех и каждого. Так будем же «светом самим себе», как завещал Гаутама Будда. Если знать о своих ограничениях и заниматься не спеша, вдумчиво, с вниманием к ощущениям тела и дыханию — тогда йога действительно безопасная практика!

Другие материалы «Хануман.ру» по этой теме:

  1. 10 типичных ошибок в Сарвангасане и как их избежать
  2. Как правильно делать Шалабхасану — позу саранчи?
  3. Как правильно выполнять Сиршасану — стойку на голове?
  4. Йога при гипертонии и гипотонии.
  5. Техника безопасности перевернутых асан
  6. Коррекция в асанах: что можно и что нельзя
  7. Как правильно «расти» в Нади Шодхана пранаяме?